Feb 28, 2008 17:57
Художественная литература знает немало героев - отважных, храбрых, с сильными руками, могучим торсом, молниеносным ударом и задницей, мечущей огненные шары. Герои эти постоянно, целеустремленно и скучно борются со Злом: адскими чудовищами, воскресшими вдруг царями мертвецов, демонами из параллельных измерений; им благоволят многочисленные боги и божки, они ведут их и направляют, помогая то и дело в меру своих скромных божественных сил.... Да, еще у них всегда есть в загашнике могучий талисман. Или броня древнего прославленного воина. Или священная куриная косточка. Или еще какая фига в кармане. Уже давно я не люблю таких героев и не верю в них.
Я верю в человеческие силы. Верю в справедливость и воздаяние по делам. Верю, что к ответу призвать можно любого подлеца, как бы высоко он не забрался (потому что так зачастую и выглядит обычное, обыденное, человеческое зло). Нужно просто задаться целью - и идти к ней. Для этого не нужны божественные силы, ни к чему даже священные куриные косточки - только желание делать этот мир немного лучше; каждый день. И такой героизм мне как-то ближе. По счастью, немало в литературе и таких героев.
В сумке у меня лежит потрепанная годами и жадными пальцами книга. Она старше меня - семьдесят четвертого года издания. Сегодня я снова взял ее с собой в дорогу; чтобы снова, уже в который раз, внимательным взглядом пройдясь по пожелтевшим от времени страницам, попасть в Благородную Бухару. Город, где живет и полной грудью дышит хитроумный Ходжа Насреддин, возмутитель спокойствия - душа и квинтэссенция Востока.
Леониду Соловьеву, считаю я, удалось передать эту душу в полной мере. Собрав воедино множество ходящих в народе анекдотов, историй и баек, он бережно вплел их в незамысловатый, в общем-то, сюжет о хитрости и благородстве, и огромной любви человека к миру. Такими незамысловатыми - на первый взгляд - бывают суфийские притчи.
Это удивительная книга.
Эта книга - настоящая.
Почитать.