Бизнес-симуляторы Everest, Benihana, Root Beer Game. Часть 2.

Jun 29, 2009 18:15


Бизнес-симуляторы Everest, Benihana, Root Beer Game. Часть 2.

В начале второй части поста хотел бы сказать пару слов, почему для обзора бизнес-симуляторов Гарвардской школы бизнеса (HBS) выбрал именно эти три: Everest, Benihana и Root Beer Game.

Основная цель бизнес-симулятора «Эверест» - развитие лидерских качеств и командного взаимодействия, столь необходимых как для работы в современной компании, так и в жизни. Гора - это как цель в жизни, которую человек ставит перед собой. Покорить самую высокую гору в мире - значит очень многое. По поводу Benihana - мне с детства очень нравится Япония, ее культура, традиции, люди и т.п. Что касается Root Beer Game - это один из наиболее известных в мире симуляторов, к тому же цепочки поставок мне близки как специалисту в данной области.

Теперь о трех вышеуказанных бизнес-симуляторах подробнее.

1. Бизнес-симулятор «Эверест» (Everest Leadership and Team Simulation)

Горная сеть Гималаи, граница Непала и Китая. Высота 8844 метра (по последним данным на октябрь 2005 г.). Мир вечного холода и ледников. Это гора Эверест - высочайшая вершина земного шара. По-тибетски ее называют Джомолунгма (означает Божественная), по-непальски Сагарматха (т.е. Мать Богов). Все эти эпитеты были даны в связи с колоссальными размерами горы, которую впервые смогли покорить только в 1953 г. С этих пор тысячи людей пытались взобраться на Эверест, около двух сотен из них погибли. Находиться на вершине Эвереста длительное время опасно для человеческой жизни. Там почти всегда свирепствует сильный ураганный ветер, скорость которого доходит до 200 километров в час, в ночные часы температура понижается до -60 градусов. На вершине горы доступно только 30 % кислорода для дыхания от уровня моря.


Подъём на вершину Эвереста занимает около двух месяцев - с акклиматизацией и установкой лагерей. Страны, на территории которых находятся подступы к Эвересту, берут с туристов большие деньги за возможность подъёма (около 12 000 USD). Сезон восхождения на вершину - весна и осень. На гору поднимались женщины; советские альпинисты, которые сделали, казалось бы, невозможное: прошли не только по считавшемуся ранее непроходимым юго-западному склону, но и совершили это ночью; 77-летний пенсионер; слепой.

На гору взбирались и представители таких бизнес-школ как Уортон, Лондонская школа бизнеса. Например, в рамках Wharton Leadership Trek на Эверест, группа студентов и преподавателей добралась до высоты 15.514 футов (вершина горы находится на высоте 29.028 футов), весь трек занял 14 дней.

Большое число экспедиций на Эверест сделало подъем на эту гору почти рутинным.  Есть такой коэффициент соотношения успешных подъемов на гору к количеству смертельных случаев. Так вот, на Эвересте этот коэффициент составляет меньше чем 2 %, в то время на другой горе, например, на второй по высоте земной вершине K2, доходит до 30 %.

Погода, а также сила ветра имеет важное значение при подъеме. Вершину горы нужно покинуть не позднее 14.00, поскольку очень высок риск фатального исхода для тех, кто останется на ней позже.

Альпинист James P. Clarke, взобравшийся на Эверест, говорит, что до подъема на гору он тренировался год, всего около 1000 часов, т.е. 20 часов в неделю. Только список снаряжения для подъема на гору состоит из 4-х страниц: это спальные мешки, различные типы ботинок, перчатки, кислородные маски, защитные очки, очень теплая, не продуваемая одежда и т.д.

В культуре многих народов мира гора - это символ терпения и силы, усилий и вдохновения.  Если на Западе многие люди рассматривают горы в качестве объекта для покорения, то для жителей востока горы - это священное место, которое нельзя тревожить.

Взобраться на гору - значит то же самое, что и продвинуться вверх по служебной лестнице, достичь поставленные перед собой цели. У каждого человека в жизни есть своя вершина, которую необходимо покорить. Но подъем на вершину горы - это не только персональное достижение. Удача в этом деле зависит от коллективных усилий, каждый член команды должен внести свой вклад в успех всей группы. Erik Weihenmayer, первый слепой, поднявшийся на семь вершин (самые высокие горы на всех континентах), в том числе на Эверест, в своем выступлении перед студентами бизнес-школы Chicago Booth сказал: «Если у Вас хорошая команда, Вы поднимаетесь вверх как змея».

Соответственно, изучая способы покорения гор, мы находим новые, более креативные способы разрешения проблем дома или на работе. Но о том, какая связь существует между подъемом на гору и современным менеджментом, я расскажу чуть позже, в конце этого поста.

Это было небольшое вступление, чтобы читатели блоги могли понять, что представляет собой гора Эверест и как трудно на нее взобраться. Теперь непосредственно о том, что представляет собой бизнес-симулятор «Эверест».

Everest Leadership and Team Simulation http://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu/b01/en/common/item_detail.jhtml?id=2650&_requestid=29225, http://forio.com/harvard-everest-leadership-teamwork-simulation.htm  симулирует экспедицию на вершину Эвереста группы из пяти альпинистов.

В нее входит лидер команды; марафонец, который находится в отличной спортивной форме; доктор, у которого в аптечке есть аспирин, лекарство от астмы и препарат для измерения кровяного давления; опытный альпинист, который озабочен экологическим состоянием горы; фотограф, который будет делать снимки членов команды и горы. Может быть также наблюдатель, который не взбирается на гору, но оценивает, как члены команды взаимодействуют друг с другом и принимают решения.

Бизнес-симулятор «Эверест» содержит три раздела: Prepare (подготовка, вводная часть, профайл с личными целями каждого участника, видео), Analyze (анализ информации для принятия решения), Decide (непосредственно принятие решения).

Каждый день (а их всего 6) члены команды анализируют информацию о погоде, самочувствии, съестных припасах, целях, скорости подъема и т.д., определяют, какой порцией полученных данных поделиться со своими товарищами и принимают индивидуальное решение, нужно ли подниматься до следующего лагеря, остаться в лагере (остаться можно всего на один день и только раз) или спуститься (например, из-за проблем со здоровьем). Можно принимать решения, отличные от решений других членов команды. Студенты могут поддерживать связь друг с другом функция через функцию «чат» или лицом к лицу в учебной аудитории. Решения принимаются с 0-го по пятый день. На шестой день команде альпинистов необходимо спуститься в базовый лагерь в независимости от того, на какой высоте они находились. Неспособность надлежащим образом общаться друг с другом и анализировать информацию негативно сказывается на работе всей команды. После того, как все члены команды ввели свои решения, инструктор или лидер команды на основе общей полученной информации принимает решение, что делать на следующий день. Даже если лидер команды выбывает из игры и ему приходят на помощь, на нем лежит вся ответственность за дальнейшие действия его команды.

Конечный результат каждого участника оценивается как на индивидуальном уровне (т.е. достиг ли участник личных целей), так и на уровне работы всей команды (остались ли все члены команды в хорошем самочувствии, добрались ли до вершины). Результаты работы каждого участника оцениваются следующим образом: например, лидер команды может максимально набрать 20 очков (в зависимости от того, достиг ли он вершины горы, избежал помощи, все ли члены команды достигли вершины и т.д.), врач - 10, фотограф - 8, марафонец - 9, альпинист, борющийся с загрязнением горы - 7. Главная цель всей команды альпинистов - следить за своим здоровьем и стараться не выбыть из игры. Две основные причины ухудшения здоровья - сильная тошнота (Acute mountain sickness) и обморожение. Посмотреть, насколько каждый достиг своих личных целей, можно на шестой день.

В целом, бизнес-симулятор «Эверест» учит работе в команде и лидерству: как создавать команду, участвовать в ней, вести более эффективно за собой ее членов, каким образом лидеры формируют процесс принятия решений командой, каким образом члены команды могут улучшить коллективное принятие решения, каким образом команда может решать проблемы и принимать решения более эффективно в ситуациях, когда члены команды обладают различной информацией и имеют разные интересы, каким образом разные подходы к лидерству могут влиять на работу команды в ситуациях, когда недостаточно времени или когда приходится принимать решение под давлением.

Профессор может предоставить студентам различную информацию и конфликтующие цели для оценки эффективности работы всей команды, показать членам команды короткий видеоклип, в котором альпинист, взошедший на Эверест, дает уроки лидерства при восхождении на гору. Профессор может видеть результаты, показанные студентом, может пошагово оценивать процесс принятия решений каждым студентом для дальнейших обсуждений в классе.

Бизнес-симулятор «Эверест» разработан частной софтверной американской компанией Forio  http://forio.com/ в партнерстве с Harvard Business Publishing (ранее HBSP). Его авторами являются Michael A. Roberto (ранее преподавал в Гарвардской школе бизнеса, является одним из со-основателей Forio, его блог  http://michael-roberto.blogspot.com/) и Amy C. Edmondson (профессор Гарвардской школы бизнеса).

Общая схема взаимодействия выглядит следующим образом: а) Команда по разработке продуктов Harvard Business Publishing осуществляет общее руководство в процессе разработки симулятора, руководит проектом и дизайном продуктовой линии б) Forio Business Simulations является партнером Harvard Business Publishing и предоставляет веб-платформу для симуляторов и ряд других услуг в) Harvard Business Publishing отбирает профессоров бизнес-школы, которые выполняют роль экспертов.

На сайте forio.com есть специальный калькулятор, который позволяет подсчитать стоимость подписки в зависимости от симулятора, способа оплаты (индивидуально студентом или учреждением образования за всех студентов сразу), каким образом будет использоваться симулятор (для корпоративного обучения, Executive Education) или в университете, а также количества студентов в классе. Стоимость подписки для студента составляет 12.5 USD, для участника программы Executive Education - 37.5 USD. Оплату можно произвести через Интернет при помощи кредитной карточки. После оплаты услуг Forio Business Simulations предоставляется ссылка URL. Подписка включает учебное пособие, как работает симулятор и как его использовать в классе, список самых высоких оценок, полученных каждым студентом в классе, пароль, средство анализа результатов. Со списком всех доступных бизнес-симуляторов можно ознакомиться здесь http://forio.com/simulations.htm

Существует также демо-версия бизнес-симулятора «Эверест». Чтобы оказаться в роли одного из пяти участников экспедиции, нужно зайти на страницу http://forio.com/simulation/harvard-everest-demo  и ввести на выбор следующее имя пользователя и пароль (одно из пяти на выбор, имя пользователя и пароль совпадают):

leader/leader

physician/physician

photographer/photographer

marathoner/marathoner

environmentalist/environmentalist

Все логины и пароли я проверял, действуют.

После этого, Вы окажетесь в раунде 3 бизнес-симулятора. Стоит отметить, что в демо-версии нет возможности вводить решения или перемещаться на следующий уровень.

Теперь, как и обещал ранее, о том, какая связь существует между подъемом на гору и современным менеджментом, как экспедиция на Эверест и другие горы расширяет и углубляет наше понимание лидерства и командной работы.

-  Существует две возможности подняться на гору: по более легкому склону South Col и по более сложному The West Ridge. Т.е. альпинисты разделяются на тех, кто выбирает более легкий путь и тех, кто более сложный. Опасность, которая существует при подъеме на гору - как опасность в бизнесе. Возникает вопрос: каким образом можно ее предвидеть и какой путь выбрать?

- Наше поведение ведет к конечному результату. Можно достигнуть цели, скомпрометировав свои ценности, но при этом результат не будет таким успешным. Чтобы добиться лучшего результата - важно окружить себя командой, которая разделяет Ваши ценности и остается верна Вашим ценностям.

- Что означает достигнуть вершины? Что делать дальше?  Также и в бизнесе - Вы достигли цели, как дальше развивать компанию?

- Вопрос помощи окружающим. При подъеме на гору среди местного населения можно видеть босоногих детей, а у альпинистов много еды и дорогостоящего снаряжения. Т.е. ощущается дискомфорт. Возникает вопрос - должны ли богатые помогать бедным и если да, то когда?

- Во время путешествия на вершину Эвереста альпинисты сталкиваются с представителями различных культур. Поэтому, возникает вопрос лидерства в мире с множеством культур. Т.е. как осуществлять бизнес в странах с различной культурой.

- Вопрос охраны окружающей среды. После посетителей на горе остается много отходов. На пути подъема на гору есть заповедники. В бизнесе компании также должны вносить свою лепту в защиту окружающей среды, не загрязнять вредными выбросами экологию.

- При подъеме на гору альпинисты знакомятся с историей буддизма. Это важная основа понимания восточных концепций поступков и лидерства. Например, релаксация и медитация, их применение и польза для тех, у кого руководящая работа связана с постоянным стрессом.

- При подъеме на Эверест часто погибают люди. По аналогии, как избежать  краха в бизнесе? И в том и в том случае, на кону стоит высокая ставка, как лидеры принимают решение в таких случаях?

- Лидеры должны уметь работать с людьми. Они должны уделять внимание тому, каким образом они регулируют возникающие в организации трения и каким образом их слова и действия влияют на убеждения членов организации. Лидеры должны придавать уверенность, решать возникающие разногласия, нести обязательства за свои поступки. Лидеры должны действовать решительно, когда сталкиваются с проблемами, они должны вдохновлять других. Недостаточное коммуникационное взаимодействие членов команды друг с другом может повлиять на результат. Так и при подъеме на гору.

- Когда лидеры приходят к конечному решению, необходимо, чтобы каждый член команды принял план действий и поддерживал его внедрение. Лидеры должны следить за тем, чтобы у каждого была возможность свободно высказаться во время принятия решения. Лидеры должны продемонстрировать, что они рассмотрели эту точку зрения члена команды. Более того, они должны четко объяснить, почему они приняли именно такое конечное решение, и почему отвергли другие предложения. Так и в случае с подъемом на Эверест. Мы видим, как члены команды взаимодействуют друг с другом и с лидером в критических ситуациях. Если лидер не будет слушать отличное от его собственного мнение других членов команды, подъем на гору может привести к трагедии.

- Лидеры должны признавать символическую мощь своих поступков. Например, альпинистам нельзя игнорировать мудрое правило, в соответствии с которым необходимо повернуть назад, если Вы не можете достигнуть вершины горы до часа дня.  Иначе можно погибнуть.

- При подъеме на гору лидер должен быть компетентен в вопросе, так и в бизнесе.

- Лидер не должен бояться говорить, что есть проблема. В данном случае он показывает этим свою открытость и честность по отношению к другим членам команды. Он не должен бояться показать даже свою слабость. Тем самым, членам команды дается понять, что лидер не какой-то супер герой, а самый обычный человек, что  людям очень нравится, ведь лидеру предстоит провести с ними несколько недель вместе.

В конце поста анекдот. Два альпиниста-студента MBA из последних сил добираются до вершины Эвереста, садятся отдохнуть. Один спрашивает у другого: - Ну чего у тебя там с арендой квартиры в Москве на время internship? - Да я отказался. Что я, дурак - на пятый этаж без лифта?!

При подготовке поста использованы материалы Harvard Business School Working Knowledge (High-Stakes Decision Making: The Lessons of Mount Everest, опубликована 26 августа 2002 г. Автор Michael A. Roberto), бизнес-школ Уортон, London Business School, Chicago Booth, энциклопедии «Википедия», блога http://saulnier.typepad.com/, сайта Forio.com, сайта Гарвардской школы бизнеса.

Продолжение следует.

stanford gsb, mit sloan, mba, everest, columbia business school, insead, root beer game, Гарвардская школа бизнеса, Эверест, businessweek, wharton, benihana, бизнес-симулятор Эверест, hbs

Previous post Next post
Up