Часть 2 или Часть 3 или Часть 4 или Начнем с того, что идея множественности миров настолько обычна, что нужен какой-то нестандартный подход к ситуации. Обычно на фоне Эвереттовского дерева миров разбирают альтернативную историю, как прошлого, так и будущего. Очень обыденным уже является идея перехода между мирами, это позволяет завернуть какой-то конфликт интересов и начать рассматривать в этом контексте характеры разных героев, ставя их в необычные для них ситуации.
В легендах множественность миров - родом из скандинавской и греческой мифологий. Здесь было земной мир и мир смерти. Герои и боги могли между ними перемещаться.
В рассматриваемых очерках ситуация иная. Не используются никакие технические средства для перемещения между мирами, герои не являются сверхсуществами, как в мифах, они простые существа.
В первом очерке - «Клёны в хотябре» мы впервые встречаем наших героев. Фабула очень напоминает ромаy Роберта Шекли «Координаты чудес». Здесь, как и у Шекли, герой попадает в какой-то мир и пытается вернуться домой. Но в процессе путешествия не только забывает свой мир, но и обретает попутчика. Дальнейшие приключения происходят уже совместно, на протяжении следующих эпизодов. Ну это общая фабула.
Рассмотрим по внимательнее первую часть. Максим умеет ходить сквозь миры. И вот, он нагулялся и пытается вернуться домой. Естественно, при переходе между мирами, как то изменяется и он сам. Наконец он попадает в мир, где у всех людей хвосты. Оп, спор о влиянии длины хвоста на разумность, проверка на разумность Максима. Что это напоминает? Это уже «Обитаемый остров» с 2-мя частями общества и гостем, Максимом Камерером (обратите внимание на совпадение). Как и в «Обитаемом острове», так и в первой части, к Максиму приставляют охранника, в обоих произведениях Максима пытаются изучать. В обоих произведениях они, в результате, убегают совместно, герой и его охранник. Что это? Подсознательное заимствование сюжета? Скорее всего да, тут же, в результатах исследования ученых, прослеживается некая аналогия с «Гулливер в стране лилипутов», война тупоконечников и остроконечников и приоритет длиннохвостых перед короткохвостыми. Можно вспомнить еще много подобных сюжетов, они не новы, но дают драматизм описанию. Автор грамотно воспользовался этим набором сюжетов и, в целом, первая часть зарисовок читается легко и непринужденно, но сразу видно, дальше события будут развиваться все напряженней и напряженней.
*****
Перейдем ко второй части заметок - «Цепеллин и Большая Мысль».
Здесь стиль повествования меняется. Появляется описание событий краткими сценами, как на каком-то концерте, когда выключают полностью свет и начинает кратко мигать стробоскоп. Зритель видит как будто рваную кинопленку. Вот человек стоит, в следующий момент он висит в воздухе, дальше - еще не упал, но повис в прыжке, странно растопырив руки и ноги. Воспринимается такое «кино» тяжело, но если хватает «кадров», то сюжет развивается динамично и напряженно. В дальнейшем, в третьей части очерков, этот стиль повествования продолжится, еще более увеличивая скорость действия. А пока мы читаем только вторую часть, «Цепеллин и Большая Мысль».
Здесь мир напоминает уже мир Энтони Пирса - Ксанф. Здесь столь же резкие перепады, типа с одной стороны тропинки идет дождь, а с другой сухо. Чуть позже звучит «А слева от тропинки шёл дождь. Ну, как шёл? Так, моросил едва-едва. С его стороны это было мелко.» Так можно сказать только о разумном существе. То же можно сказать и про следующего персонажа повествования, про Цепеллина. Разве где то возможно, чтобы неодушевленный предмет начал говорить и чувствовать? Да, возможно. Но возможно только в Ксанфе, где магия повсюду и любое событие или понятие может существовать в буквальном виде. Примером этому может стать Большая Мысль. Где еще возможно такое прямолинейное восприятие этого словосочетания. Да, наши герои помогают и Цепеллину, и Большой мысли, так же во всех повестях о Ксанфе происходит и с главными героями. Они где-то путешествуют, по пути спасая всё, что возможно и невозможно спасти и те, кого они спасают, продолжают путь вместе с ними. Так же и в этой части заметок. Сначала Чопанса подбадривает Цепеллин, и тот дальше сопровождает пару наших героев. Что это значит? Какой символизм заложен в эту сцену? Максим тут равнодушно собирается пройти мимо, он такого насмотрелся, это обычно для него, ничего уже не трогает, а Чопанса еще новичок в этих путешествиях, у него открытое сердце. И вот, своей горячностью он ободряет упавший Цепеллин, несмотря на несоизмеримую разницу их размеров.
Эта сценка, да и следующая - чисто Ксанфские. Каламбуры воспринимаются на полном серьёзе. Цепеллин потерял веру в себя, «сдулся» сказали бы мы .. и да, в этом мире он и вправду сдулся и упал на землю. Дальше нашим героям встречается группа людей, поднимающая Что-то огромное, как объясняет Максим - Большую Мысль. Уже по тому, что Чопанса воспринял процесс поднимания Большой Мысли за строительство пирамиды, говорит о том, что мысль материальна и является, действительно, большой. И опять Чопанса не может пройти мимо, опять помогает взмыть в небо Большой Мысли.
Вот, компания разрослась и, наконец то подошли к следующему порталу, новому миру, но чу, вот оно, прямо как в «Маленьком принце» - «Мы в ответе за тех, кого приручили» и Герои не отправляются одни, они забирают с собой своих новых попутчиков.
Это канва повествования, само повествование разбавлено интересными подробностями. Так в сцене подбадривания Цепеллина. Только совместными усилиями друзей вышло его подбодрить и вот он намек на очередную избитую истину - Вместе мы сила, а по одиночке ничто. И опять подтверждается этот тезис, когда Чопанса с Максимом грузят Большую мысль в корзину Цепеллина. Тот до этого и сам не мог взлететь, но вот что делает дружеская поддержка, теперь он не только сам летит высоко в небе, но и несет Большую Мысль.
Во время дальнейшего пути Максим высказывает интересную мысль, мол Большая Мысль бесполезна, она вещь в себе. Но повествование продолжается, посмотрим в будущих частях так ли это? Вдруг Максим ошибся?
И заключительный эпизод этой заметки, перекресток с двумя порталами. Оба интересны, оба с какими-то особенностями, но вот незадача, Цепеллину и Большой Мысли не пройти за нашими героями. Я, ранее, упоминал что они пройдут вместе, но как, если обычные порталы не пропустят такие большие объекты как Цепеллин? И тут выясняется, что на фоне всех этих приключений существует еще и заинтересованный зритель, имеющий возможность Что-то подправить. Кто это? Да, вы правы, это Мироздание. В этих очерках нам придется помнить, что все события будут происходить на постоянно изменяющейся сцене, ведь Мирозданию ничего не стоит поменять сцену в любой момент. И, вот, новый портал открыт, и наши герои попадают в новый мир, мир Садов Фердинанда.
**********
Здесь, в очерке о Садах Фердинанда, опять автор использует знакомый стиль, стробоскопические сценки. Что-то длиннее, Что-то короче. Но сперва не видно стыковок с предыдущими кадрами, но такой подход оправдан. Нет необходимости нудно описывать некоторые подробности. Они и так додумаются читателем. Зарисовка начинается с конца допроса Максима и Чопансы местным военным . И не надо расписывать что все вместе прошли в какой то новый мир, что их схватили военные и начали допрашивать, что …. Мало ли еще мелочей произошло, не важных для повествования. И вот интересные подробности нового мира. Оказывается «беспризорные дирижабли и мысли неизвестного происхождения представляют опасность….. Хорошо, если эта ваша так называемая Большая Мысль всего лишь крамола. А если она скрывает Замысел?» Видимо герои попали в полицейское государство. Вот только что напоминает этот допрос? Здесь опять подтверждается английская поговорка «Little knowledge is a dangerous thing» (Всякое полузнание хуже незнания) Похоже, местный офицер Что-то знает, слышал Что-то, но вот что, зачем, почему - неведомо никому. Вот он и утверждает «хорошо, если Крамола, а если Замысел?» Он не видит опасности но знает, что она где то есть, вот и хочет решить по-своему эту проблему - расстрельный взвод заскучал, давайте быстрее. Но Максим знает этот мир, знает о существующих здесь Садах Фердинанда. Для наших героев это оказывается единственным спасением. И вот Сады Фердинанда. Это очень многослойный объект в похождениях героев. Каждый плод представляет собой чью-то Ошибку, если ты съедаешь этот плод, то исправляешь ее. Но самое опасное в этом то, что своя ошибка сладкая, а чужие горькие, и как найти ты единственную Ошибку не знает никто. Чопанса в своем стиле предлагает исправлять все ошибки подряд, Максим знает какое то решение, но не успевает остановить своего попутчика. В результате, когда они выходят в центр Садов Фердинанда и видят перед собой первое дерево этих Садов с двумя яблоками, Чопанса уже не может помочь Максиму и понимает, что был не прав, надо было прислушаться к мнению более опытного путешественника. Смена кадра, вспышка стробоскопа, и компания возвращается в мир, откуда они пришли в мир Садов Фердинанда. Максим с отвращением доедает последнее горькое яблоко. Сады исчезают, но где-то вдалеке остаются два последних куста этих садов. Уничтожив первое дерево Садов, Максим исправил ошибку Фердинанда, но что же за второе яблоко там было? Вспомним, у нас есть еще заинтересованный зритель, Мироздание, может это ошибка Мироздания, а может ошибка самих Садов? Никто не сможет ответить на это, но для наших героев это уже не важно. Этот сюжет с яблоней чем-то напоминает библейскую яблоню с плодами познания добра и зла. Возможно, героям еще раз придется столкнуться с этими Садами, ведь не все они исчезли, но это в будущем, а сейчас они отдыхают перед новыми приключениями. Куда их занесет воля Мироздания - никому не известно. Будем ждать продолжения путешествия.
***********
Приключения наших героев не заканчиваются. Оказалось, что неприятности их последнего приключения не окончены. Мир не отпустил до конца наших героев и после выхода из Садов Фердинанда, наши герои остановились отдохнуть, но тут начинаются непонятные события. Мимо проходит Синебородая Коза, оставляя за собой ровную дорогу поперек поля. По этой дороге начинают идти странные разнообразные путники, но обращает внимание, что с завидной регулярностью на ней появляются Наполеоны. В этот момент начинает казаться, что мы попали в Палату №6, все путники достаточно странные, да и Наполеонов Что-то многовато.
Чопанса, как всегда, хочет узнать, куда и зачем валит вся толпа путников и уговаривает Максима пройти вслед за потоком существ. В некий момент Максим и Чопанса обнаруживают, что все путники становятся жертвой монстра, Песчаной Жабы. Чопанса, по своему обыкновению, пытается предостеречь путников от пути к своей гибели, но, как всегда, у него из этого ничего не выходит, ему только достается на орехи, и Максиму приходится опять его спасать. Друзья уходят от этой тропы, но, как выясняется позже, они и в этот раз умудряются нарушить закон местного мира. Опять они встречаются с Фельдмаршалом. На этот раз их обвиняют в уничтожении флоры и фауны этого мира. В процессе общения с Фельдмаршалом, выясняется, что гибель Песчаной Жабы воспринимается властями как бедствие. Несмотря на то, что все, кто встречался с этим существом, были уничтожены Жабой, власти считают, что у них был приток мозгов, а после ее уничтожения, этот процесс прекратился. Вдобавок ко всему, все, кто был съеден Песчаной Жабой, видимо, превращались в песок и после ее уничтожения, этот песок начал засыпать мир. Героям надо срочно покидать мир, иначе их готовы засудить и за уничтожение интеллектуального достояния мира. Герои уходят от Фельдмаршала и по пути выясняют, как и зачем Цепеллин уничтожил Жабу. Выясняется, что он просто сбросил на Песчаную Жабу Большую Мысль, и та просто раздавила Жабу. Ну а «зачем» для Цепеллина было простым, он спасал своих друзей. Герои уходят от Фельдмаршала. Что их ждет впереди - покажет время.
Да, зарисовка получилась немного статичная, но вот смысловая нагрузка оказывается очень большой. Что напоминает поток сторонних мозгов и их поглощение Жабой? Это же процесс поглощения «мозгов» Америкой. Так же и суд Фельдмаршала напоминает законодательную систему США: «у нас еще нет закона …. Но как только будет, я вам не завидую». Очень похоже на прецедентное право США. При наличии прецедента, решение суда становится законом. Да и то, что Фельдмаршал судит наших героев - это попытка «экспорта» своих норм на всех вокруг, без разбора. Если взглянуть со стороны, как мы это делаем в «приключениях», то ситуация кажется дикой и абсурдной, но изнутри она всем участникам не кажется такой, им не до анализа. Похоже ситуация в этом мире была стабильной до появления в нем наших героев. Теперь в мире появилась Большая Мысль. Что же она даст этому миру? Или просто разрушит его и пойдет дальше? Ситуация нестабильна. Но это не последнее приключение путешественников, будем ждать развития событий.