Указом Ломоносова кормить студентов и гимназистов разнообразно и здорОво.

Apr 07, 2020 22:00

Писала про кисели и попался мне вот такой документ.))

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНЦЕЛЯРИИ АН О РАСПИСАНИИ ОБЕДОВ И УЖИНОВ СТУДЕНТОВ И ГИМНАЗИСТОВ
подписанным Михайло Ломоносовым аж в 1761 году.




Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века.
Произошло оно от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание.
Например, переписный документ "Ревизская сказка".
Поэтому я тему отправлю к Каталин paprika-andlife в её ФМ "В гостях у сказки"


АН - Академия Наук или точнее:

c 1725 - Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (в 1724 году был создан устав университета,
а сам он открылся лишь в 1725)
c 1747 - Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
c 1803 - Императорская академия наук (ИАН)
c 1836 - Императорская Санкт-Петербургская академия наук (ИАН)
В марте 1917 года академики предложили новое название - Российская академия наук (РАН),
которое впоследствии было утверждено Временным правительством и вступило в силу в октябре 1917 года.

Понеже студенты да гимназисты жалобы строчили о негодном питании в Академии и да не только писали, а и словесно жаловались, сам Ломоносов Михайло взялся за их питание.
Посмотрим же, чем кормили по его распоряжению студентов и гимназистов.

1761 года февраля 20.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНЦЕЛЯРИИ АН О РАСПИСАНИИ ОБЕДОВ И УЖИНОВ СТУДЕНТОВ И ГИМНАЗИСТОВ.

Понеже академические студенты и гимназисты приносят жалобу словесно, что им приготовляется пища всегда одинакая, что-де им уже наскучило, и просили, чтоб им впредь приказано было приготовлять ествы разные. И по указу е. и. в. Канцелярия Академии Наук приказали: оным студентам и гимназистам ествы приготовлять по приложенному при сем расписанию попеременно, а именно студентам в обед по пяти, в ужин по три, гимназистам в обед по три, в ужин по две. И о том к г. профессору Модераху послать ордер, причем и с расписания сообщить копию.
Михайло Ломоносов.
Подписан февраля 20 дня 1761 года.

[Расписание]

Рыбы варить и жарить:

1. Осетрину
2. Белужину
3. Треску сухую
4. Лососину
5. Свежую

Хлебное

1. Кашу грешневую
2. „ просовую
3. „ овсяную
4. Пироги с капустою
5. „ с груздями
6. „ с грешневою кашею и снетками

Студеное

1. Вязигу
2. Кисель овсяный с сытою
3. Огурцы
4. Студень
5. Редьку
6. Толокно
7. Свеклу

Похлебки

1. Шти с соленою рыбою
2. „ с сушеными снетками
3. Кашицу грешневую или овсяную с соленою рыбою
4. „ с потрохами
5. Кашицу овсяную с снетками свежими или сухими
6. Калью
7. Селянку
8. Горох
9. Чечевицу
10. Грибовницу
11. Уху свежую
12. Репницу
13. Лапшу соковую
14. Лапшу гороховую
15. Уху с клиотскими

Секретарь Михайло Гурьев

Кисель наш овсяный с медовой сытой в Студеном, как и написано в теме про кисели.
А сейчас рассмотрим отрывок из статьи.




Немало документов (№ 306, 308, 309, 327, 334) касается организации быта гимназистов и студентов.
Чувствуется, что собственный негативный опыт М.В.Ломоносов помнит, когда «нельзя было иметь на пропитание
в день больше как нам денежку хлеба и на денежку квасу» и когда жил так пять лет «и наук не бросил».
Особый интерес представляет документ № 334 от 17 февраля 1761 года
«Определение канцелярии Академии наук о расписании обедов и ужинов студентов и гимназистов».

Во-первых, обратим внимание на то, что студенты пожаловались на плохое питание не своему непосредственному начальнику Модераху, а Ломоносову. Во-вторых, отметим, что данный документ содержит не только сведения о том, чем было рекомендовано кормить студентов и гимназистов, но и погружает нас в русскую кухню середины XVIII века. Часть разъяснений о блюдах находим в комментариях, составленных на основе словаря В.И.Даля, «Словаря областного архангельского наречия» А. Подвысоцкого (СПб., 1885).

Сыто - вода, подслащенная медом; калья - род борща, похлебка на огуречном рассоле с огурцами, со свеклой и мясом, а в постное время с рыбой и икрой; грибовница - грибная похлебка; репница - репная похлебка из пареной репы; лапша соковая - лапша, приправленная конопляным соком или конопляным маслом.
Добавим свои разыскания. Вязúга - сухожилие красной рыбы, связки, лежащие вдоль всего хребта; вареная идет в пироги [Даль, т.1, с.337]; снеток - мелкая рыбка; селянка - горячая похлебка с мясом, капустой, луком и огурцами [Даль, т.4, с. 172]; кáшица - похлебка с крупою [Даль, т.2, с.100]; хлебное - еда, связанная с зерном и мукой.

Двумя годами раньше, 16 сентября 1758 года, Ломоносов расписался на документе, который содержал определение канцелярии Академии наук о пищевом довольствии гимназистов. В нем сказано, что канцелярия указывает «… тех учеников довольствовать такою пищею, а именно: в мясные дни кроме знатных праздников в обед три кушанья - щи, мясо и каша, а в ужин, два из вышепоказанных, вместо щей для перемены варить кашицу из солонины или овсяной либо яшной суп, а в праздничные дни сверх того баранина или говядина, жаркое или окорок, в постные же дни вместо щей варить для них горох, грибы, снетки, или кашу из просольной рыбы, а в дешевую пору и свежую; а другое кушанье вареную рыбу или жареную, а именно осетрину, белужину, штокфиш (сушеная треска) и прочее, третье каша с постным маслом, причем употреблять поваренные овощи, капусту, лук, репу, морковь и редьку; также довольствовать их ему своим печеным хлебом и кислыми щами. Все помянутые припасы употреблять здоровые, а не затухлые, вонючие или гнилые».

Этот и другие документы указывают на то, что заботы о питании гимназистов и студентов были характерны для Ломоносова. Нет сомнения, что приведенный перечень блюд составлен и скорректирован им. Он помнил свое голодное ученичество, о котором писал в одном из писем к И.И.Шувалову, признаваясь, что недоедание вызвало в нем «отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели» [т.9, с.880]. Собранные в девятом томе собрания сочинений документы по организации учебного дела свидетельствуют о том, что М.В.Ломоносов осознавал: просвещение обеспечит России движение вперед, вложенные в образование молодого поколения средства окупятся сторúцею. Великий просветитель также понимал, что в организации учебного дела нет мелочей, важно все - от «кто и чему учит» до «что ест и где живет учащийся». Есть все основания считать, что выдвижение образования на такие позиции стало верным признаком его европеизации и демократизации.
Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений / М.В.Ломоносов // Полное собрание сочинений. Т.9. - М., 1955.

Разберем похлебки хотя бы.
Там где просто "горох,чечевица, репница, грибовница" по наименованию продукта понятно,
что похлебка сварена с основным компонентом, который и заявлен в названии.
Борщ видите? ну да.. на каждом шагу встречается, бо истинно русский суп.))
А Домострой его помнит, хе-хе!!

Лапша соковая и лапша гороховая еще могут вызвать и вопросы и споры.
Про термин "соковый" мы уже говорили..Лапша же может быть изготовлена из любого теста.

Мука гороховая упоминается у Мельникова-Печерского в романе "В лесах." Часть 1.

Но теперь великий пост, к тому ж и лесованье к концу: меньше
двух недель остается до Плющихи, оттого и запасов в зимнице немного.
Петряйкина стряпня на этот раз была не очень завидна. Развел он в очаге
огонь, в один котел засыпал гороху, а в другом стал приготовлять похлебку:
покрошил гулены, сухих грибков, луку, засыпал гречневой крупой да гороховой
мукой, сдобрил маслом и поставил на огонь. Обед разом поспел. Приставили к
нарам стол, к столу переметную скамью и уселись. Петряйка нарезал черствого
хлеба, разложил ломти да ложки и поставил перед усевшеюся артелью чашки с
похлебкой. Молча работала артель зубами, чашки скоро опростались. Петряйка
выложил остальную похлебку, а когда лесники и это очистили, поставил им
чашки с горохом, накрошил туда репчатого луку и полил вдоволь льняным
маслом. Это кушанье показалось особенно лакомо лесникам, ели
да похваливали.

Гуленой тогда (середина 19 века) называли картофель в Заволжье.

В мужском монастыре.

Келарь, подойдя к игумну, благословился первую яству ставить
братии, отец чашник благословился квас разливать, отец будильник на
разносном блюде принял пять деревянных ставцев с гороховой лапшой, келарь
взял с блюда ставец и с поклоном поставил его перед игумном. Отец Михаил и
тут воздал почет Патапу Максимычу: ставец перед ним поставил, себе взял
другой. Также и чашу с квасом и кашу соковую, поданную келарем, все от себя
переставлял гостю. Когда Патап Максимыч, проголодавшись дорогой, принялся
было уписывать гороховую лапшу, игумен наклонился к нему и сказал
потихоньку:
- Ты, любезненькой мой, на лапшицу-то не больно налегай. В
гостинице наказал я самоварчик изготовить да закусочку ради гостей
дорогих.
- Зачем это, отче? - отозвался Патап Максимыч.- Были бы сыты и за
трапезой, ишь какая лапша-то у вас вкусная. Напрасно беспокоился.

Вот цитата еще из вышеуказанных документов Собрания сочинений Ломоносова:

1. Сыта - вода, подслащенная медом. Кисели из овсяных отрубей, приправленные сытой, - древнейшее русское лакомство, упоминаемое в «Повести временных лет» (История культуры Древней Руси. Т. 1. М., 1948. С. 265).
2. Калья - род борща, похлебка на огуречном рассоле с огурцами, со свеклой и с мясом, а в постное время с рыбой и икрой (см.: Даль В. Толковый словарь. Т. II. М., 1935. С. 79).
3. Грибовница - похлебка из сушеных грибов (см.: там же. Т. I. С. 405).
4. Репница - репная похлебка. Даль отмечает, что это слово восходит к архангельскому диалекту. Он описал и ее приготовление: «Вареную либо пареную репу разминают, мешают с солодом, иногда с толокном, наливают водой и ставят под крышкой на вольный дух» (Даль В. Указ. соч. Т. IV. С. 124).
5 .Лапша соковая - вероятно, лапша, приправленная конопляным соком или конопляным маслом (там же, с. 270).
6. Уха с клиотскими - уха с клецками.

О деньгах:

Алтын - три копейки; денежка - 1/2 копейки.

Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, италиянским - с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,
что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство
и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»2. Указывая на значение «природных свойств», народности русского языка, он осуждал слепое преклонение пред западноевропейской культурой. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее приумножение было главным для Ломоносова как педагога и просветителя. В. Г. Белинский дал очень тонкую характеристику просветительной деятельности передовых людей России того периода: «Знаете ли, в чем состоит отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, этого светлого момента русского народа? Мне кажется, в народности.- Да, в народности, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью»3.
Заслуживает внимания, что именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение, по мнению ученого, способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.

Нынче же забыты и заветы Ломоносова, и его гордость за родной язык, и его мечты.
Когда просишь называть слова правильно, всегда найдется двоечник, который еще и возмущается:
- Хватит уже поправлять! какая разница так или вот так!
Конечно, какая разница..и какая разница, если я вместо его фамилии Хрусталев или хотя бы Самойлов, начну называть его Говняшкиным. Одно и то же, чо уш там..))

кулинарные цитаты из худ. лит-ры., историческое, кулинарная цитата., Книги., Классика.Литература., Русская кухня.

Previous post Next post
Up