Прокуратура: Правозащитный центр «Мемориал» - иностранный агент
30 апреля 2013 года Правозащитный центр «Мемориал» получил от московской городской прокуратуры «представление» (
http://www.memo.ru/uploads/files/987.pdf) , согласно которому надлежит в месячный срок устранить «нарушения федерального законодательства», якобы выявленные в ходе проверки организации. То есть - зарегистрироваться в качестве «иностранного агента».
Прокуратура зачем-то отмечает уставные цели организации - предание гласности сведений о нарушениях прав и свобод, раскрытие правды о преступлениях тоталитарных режимов, о террористических методах управления обществом, изучение массовых нарушений прав человека, содействие защите лиц, подвергающихся преследованиям по политическим мотивам или незаконным репрессиям, и другие. Непонятно, где в этих уставных целях прокуратура усмотрела «нарушения».
Особое внимание проверяющих привлекли программы, занятые мониторингом политически мотивированных административных задержаний и уголовных репрессий. Фаза «российское законодательство не предусматривает каких-либо виновных деяний, совершенных по политическим мотивам», - настоящий крик прокурорской души. Не предписано - значит, не существует!
Больше всего в «представлении» говорится о проекте «ОВД-инфо» (
http://www.ovdinfo.org/). Будучи создан в декабре 2011 года группой журналистов, он занимался мониторингом политических задержаний на публичных мероприятиях. На сведения «ОВД-инфо» опираются в своих публикациях сотни российских СМИ. Его аналитические материалы легли в основу глав о свободе собраний в России в докладах Amnesty International, Human Rights Watch, Московской Хельсинкской группы, ассоциации АГОРА и др. Возникнув как неформальное объединение граждан, с 1 февраля 2013 года «ОВД-инфо» сотрудничает с ПЦ «Мемориал», реализуя проект по мониторингу задержаний в российских регионах. «ОВД-инфо» изначально подчеркивал свою аполитичность, не участвуя в протестных акциях и не организуя их. Утверждение прокуратуры, будто работа «ОВД-инфо» в рамках ПЦ «Мемориал» якобы связана с «проведением публичных мероприятий и иной политической деятельностью», не соответствует действительности.
Столь же безосновательны и прочие «доказательства» якобы «политической деятельности», содержащиеся в прокурорском «представлении». ПЦ «Мемориал» не намерен признавать себя «иностранным агентом» и обжалует прокурорское «представление» после тщательного его изучения.
Ранее органы прокуратуры уже вынесли предостережения двум региональным «мемориальским» организациям: Рязанскому историко-просветительскому и правозащитному обществу «Мемориал» и Коми правозащитной комиссии «Мемориал».
В предостережении рязанскому «Мемориалу» прокуратура указывает, что, согласно уставу организации, основные ее цели - «утверждение прав личности в государственной практике и общественной жизни путем направленного воздействия на общественное сознание для построения в России демократического правового государства и развитого гражданского общества». Для достижения этих целей организация может «проводить митинги, собрания, шествия, демонстрации и т.п. в порядке, предусмотренном законодательством».
Коми правозащитной комиссии «Мемориал» зампрокурора республики указал, что, согласно уставу, одна из ее задач - участие в разработке законопроектов, выработке решений органов власти, формирование предложений и рекомендаций органам власти в сфере защиты прав и свобод граждан, борьбы с коррупцией и административным произволом. Также прокуратура указала, что «члены организации участвовали в 2011-2012 годах в публичных и политических акциях, в том числе протестного характера, в целях воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений».
Это позволило прокуратуре утверждать, что в уставах организаций якобы «фактически задекларирована возможность участия в политической деятельности». Поскольку обе организации получают финансирование из-за рубежа и не зарегистрировались в «реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции, выполняющих функции иностранного агента», региональные прокуратуры предостерегли их о недопустимости нарушения закона.
Понять, что конкретно требуют от этих НКО органы прокуратуры, из текстов «предостережений» практически не возможно.