11 марта 2011 года в аэропорту города Торонто скончался от внезапного сердечного приступа доктор Дони Джордж. Он спешил выступить перед канадскими слушателями с лекцией, посвященной поиску сокровищ, похищенных из иракских музеев.
Ассириец по национальности, он гордился своим происхождением.
В 1995 году защитил докторскую диссертацию и был назначен заместителем директора Департамента древностей Ирака. В 2003 году стал директором всех иракских музеев, а с 2005 года возглавил Департамент древностей Ирака. В том же 2005 году Джордж был избран действительным членом иракской Академии наук.
Несмотря на блестящую академическую карьеру, Дони Джордж продолжал оставаться практикующим археологом. Ежегодно выезжал на раскопки в Ниневию, Ашур, Урук, Ур и другие древние городища Ирака.
В 2006 году, доктор Дони Джордж был вынужден эмигрировать из страны. Его пригласили на работу в нью-йоркский университет Stony Brook.
Начиная с 2003 года, главной заботой Дони Джорджа была неустанная борьба за возвращение на Родину ценностей, украденных из музеев и похищенных с мест археологических раскопок в Ираке. Это благодаря его неустанной деятельности в Ирак удалось вернуть многие похищенные артефакты. Так, в декабре 2008 года ему удалось предотвратить продажу в частные руки сокровищ из ассирийского города Нимруд с аукциона Christie's в Нью-Йорке.
Click to view
В 2003 году в результате военной агрессии США и их союзников по культурному достоянию Ирака и всего мира был нанесён мощный удар. Нельзя сказать, что разграбление историко-культурного наследия этой страны что-то доселе невиданное. Колонизаторы вывозили исторические раритеты из Ирака в XIX веке. Во время войны 1991 года, по меньшей мере, 13 музеев Ирака было разграблено. В 2003 году мародерство впервые приобрело не только организованный, но поистине государственный характер.
Накануне вторжения Дони Джордж предупреждал, что американцы хотят захватить «не только нашу нефть, но и нашу историю». Многие его не поняли. Казалось, представители просвещённого Запада не могут стать грабителями. Ведь они должны были принести народу Ирака свободу и демократию...
Американский востоковед Макгвайр Гибсон перед началом военной операции США в Ираке трижды побывал в Пентагоне, предупреждая американских военных о ценности уникальных коллекций музеев Багдада. Делегация музейных работников, ученых и коллекционеров также призывала сделать все возможное для сохранения мирового достояния.
В январе 2003 года с обращением к правительству обратился Американский археологический институт, призвав обеспечить охрану памятников культуры во время ожидавшегося военного конфликта.
Война стала катастрофой для мировой археологии. Десятки тысячелетних памятников древнейших цивилизаций Шумера и Вавилона были повреждены или уничтожены. Своё отношение к историческому наследию американцы выразили предельно чётко. В первые же дни оккупации устроили военную базу прямо на раскопках Вавилона. «Когда американцы вошли в город, они первым делом разместили здесь свой лагерь. В музейных стенах! Здесь взлетали и садились огромные вертолёты, солдаты в качестве бесплатных сувениров выковыривали камни с печатью Навуходоносора», - рассказывал хранитель музея Вавилона Мухсин Мухаммед.
По оценкам эксперта лондонского Британского музея Джона Кертиса, побывавшего на месте раскопок и зафиксировавшего все повреждения руин древнего Вавилона, ущерб был невосполнимым. Виновники - военнослужащие США и Польши. Кертис установил, что в большинстве случаев повреждения наносились умышленно. Например, американцы катались на танках по древней мостовой. «Мы, конечно, догадывались о нанесённом Вавилону ущербе, но не могли даже представить себе, что он настолько велик… Утрата просто ужасна», - это оценка произошедшего главы британского парламентского комитета по археологии лорда Редсдейла.
В ЮНЕСКО была создана специальная комиссия, подтвердившая урон, нанесённый Вавилону в результате эксплуатации вертолётов и тяжёлой техники, а также вырытых прямо в местах раскопок 60-метровых траншей.
Только через полтора года, в декабре 2004 года под давлением международного сообщества американцы вывели базу. Бригады мародёров к тому времени давно завершили своё дело. Были похищены не только мелкие предметы, но и многотонные каменные статуи, для погрузки и транспортировки которых требовалась тяжёлая техника. Американская армия занималась несанкционированным изъятием и вывозом из страны тысяч предметов старины.
Если экспонат получал повреждение, грабители теряли к нему интерес. К примеру, знаменитая статуя «Вавилонский лев» была обнаружена в провинции Дияла с отколотой головой. Это можно считать косвенным доказательством участия в грабежах иракских музеев под прикрытием армии арт-дилеров чёрного рынка. Разбитая скульптура сильно потеряла в стоимости, потому и была брошена. Та же участь постигла урскую арфу с головой быка - правда, у неё грабители оторвали все золотые фрагменты.
На этом фоне особенно циничным выглядело шоу, устроенное американцами из передачи Национальному музею статуи шумерского царя Энтемены в 2006 году. Обнаружение и возвращение древней скульптуры преподносилось как результат сложной многоходовой операции спецслужб, тогда как статуя была расколота, «чёрные» арт-дилеры просто избавились от неё на территории Сирии.
«Преступление не ограничивается только разграблением Вавилона или Иракского национального музея в Багдаде, - рассказывал Абдул Джабар, в 90-е годы руководивший работами по восстановлению Вавилона. По сути, задачей оккупантов было разрушение наследия цивилизаций Междуречья в целом - 15 тыс. древних исторических мест подверглись вторжению и разграблению. Эти организованные грабежи продолжались более 6 месяцев. Американские войска охраняли нефтяные объекты, но не древние памятники. В это время одна за другой приезжали якобы экспедиции, возглавляемые американскими «специалистами». После их «раскопок» оставались только пустые ямы».
После штурма Багдада американскими войсками, город погрузился в небывалую анархию и хаос. Повальный грабёж Национального музея Ирака начался 10 апреля 2003 года. За 48 часов музей был разграблен мародерами и 15 тысяч древних предметов культуры пропали без вести. Была полностью уничтожена научная работа музейщиков последних 100 лет. Мародеры сожгли хранившиеся в музее документы и описи, а также проникли в подземные хранилища, где находились особо ценные реликвии, такие как алебастровая Урукская ваза, созданная 5 тыс. лет назад, а также всемирно известная скульптура "Белая леди", считавшаяся древнейшим скульптурным изображением, которой было 5,5 тыс. лет. Пропал золотой шлем царя Мескаламдуга - «героя страны благой», золотые сосуды и кубки, древние арфы с золотыми бычьими головами и многое другое.
В Багдадском музее также хранилась уникальная коллекция предметов из золота и золотых украшений из гробниц ассирийских цариц в Нимруде, которые с началом войны были перевезены в сейфы центрального банка Ирака в Багдаде. Банк также подвергся разграблению.
В то же самое время были ограблены и разгромлены музеи в Мосуле, Басре, Киркуке и других иракских городах. По оценке Министерства туризма и древностей Ирака, в 2003-2004 гг. из страны было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей, а вернуть удалось пока всего 10%.
12 апреля 2003 года генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура потребовал от американских и британских властей "немедленно принять меры" для охраны культурного наследия в Ираке. Глава международной организации обратился к властям США и Великобритании после того, как получил известие о разграблении толпой мародеров археологического музея в Багдаде. Кроме того, гендиректор ЮНЕСКО призвал соседние с Ираком страны не допустить "незаконного вывоза иракских культурных ценностей".
Однако, американские танки 164-го танкового батальона взяли Национальный музей в Багдаде под охрану только 16 апреля, через несколько дней после разграбления. Сотрудники музея обнаружили профессиональные стеклорезы, оставленные грабителями. Грабили не только дилетанты, а люди, знавшие, что им нужно. «Ни одна копия из гипса из хранившихся в музее не тронута. Брали только оригиналы, то, что представляет историческую ценность… В результате, мы лишились того, что составляет достояние всего человечества - бесценных шедевров искусства, которые уходят в глубь веков на 5 тысяч лет», - свидетельствовал Дони Джордж.
«Профессионалы» действовали без суеты, быстро и уверенно. У громоздких древних изваяний попросту отпиливали бензопилами головы (тоже ходовой товар на «чёрном рынке» антиквариата). На втором этаже ещё оставались тяжёлые бронзовые бюсты, которым первая волна мародёров не могла причинить существенного вреда. Боевики подогнали автокран, погрузили старинную бронзу в грузовик, и тот отбыл под охраной куда-то вглубь старого города.
Учёный-исследователь из Государственного музея Китая Су Дунхай 16 апреля 2003 года отметил, что согласно соответствующей конвенции ЮНЕСКО, оккупационные войска США несут ответственность за разграбление музея в Багдаде. После занятия городских районов Багдада, американские войска не приняли меры по эффективной охране Национального музея Ирака.
В апреле 2003 года подал в отставку главный советник президента США по вопросам культуры Мартин Сэлливэн, занимавший этот пост с 1995 года. В письме, направленном Джорджу Бушу, Сэлливэн подчеркивал: "В то время, как наши войска с исключительной точностью применяли оружие и обеспечивали безопасность министерства нефтяной промышленности, а также нефтяных скважин Ирака, они не смогли защитить культурное наследие этой страны". По этой же причине ушел в отставку и один из членов комитета Белого дома по культурным ценностям Гэри Викэн.
Узнав о происходящих в Ираке безобразиях, тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд отделался всего лишь репликой, что "такие вещи случаются"...