ул.Еланского, 2а
Посмотреть на Яндекс.Карте История храма неразрывно и разносторонне связана с бывшим Клиническим городком медицинского факультета Московского университета на Девичьем поле. Отсюда и пошло название храма во имя Михаила Архистратига в клиниках, или на Девичьем поле. Церкви, по стародавней традиции, являлись частью богоугодных заведений, к которым относились и клиники. Храм современен Клиническому городку. Комплекс торжественно заложили 22 сентября 1887 года, а освятили в 1897 году, когда завершили строительство церкви.Профессор, руководитель кафедры акушерства и женских болезней, Александр Матвеевич Макеев 6 октября 1893 года подал прошение о принятии университетом от него пожертвования в 100000 рублей на строительство храма и дома с двумя квартирами для причта. Попечители университета и Московского учебного округа и министр Народного Просвещения поддержали благородное начинание. К прошению прилагался за подписью архитектора М.И. Никифорова проект храма на 650 молящихся и дома для причта. Выбор храмоздателем архитектора не случаен. Архитектор придворного ведомства Михаил Илларионович Никифоров (1837 - после 1897 г.) вел строительство акушерского корпуса клиник по проекту архитектора К.М. Быковского.
Благородное пожертвование и проект храма 7 мая 1894 года одобрил государь император Александр III. На возведение и отделку храма выделяли 80000 рублей, и 20000 рублей на возведение юго-западнее его дома для причта.
По замыслу архитектора М.И. Никифорова, "церковь проектирована в стиле московских церквей XVII века, план ее крестообразный по примеру старинных церквей, о пяти главах с небольшой колокольней". За образец подражания им была выбрана "подобная же ей старинная церковь Спаса Преображения, что в Каретном ряду", т.е. снесенная позже церковь Спаса на Песках 1642 года. Но это только отправная точка; за основу взята композиция храма, мотив двойной арки с гирькой главного входа, а шатровые главы могли быть навеяны изящным завершением церкви Рождества Богородицы в Путинках и даже собором Соловецкого монастыря. Автор проекта умело использовал и переосмыслив совместил прекрасные образцы древнего храмового зодчества середины XVII века.
Храм возвели на высоком белокаменном цоколе. С двух сторон к церкви пристроили широкие крыльца, которые вместе с примыкающей шатровой колокольней с одним ярусом звона придали ему крестообразную форму в плане. Использование угловых лопаток с рядами крупных ширинок, разнообразных по формам оконных обрамлений и наличников, многорядного карниза, рядов кокошников в основаниях шатровых глав позволили создать гармоничный по своей архитектуре храм и подчеркнуть связь с национальными традициями. Снаружи стены многорядный карниз тонко обмазали раствором и окрасили белой масляной краской, а выше окраску произвели по кирпичу с учетом зрительного восприятия всего строения. Луковичной формы главки и металлические кресты вызолотили. Под алтарем в подклете устроили печи духового отопления. Внутри стены и своды храма также были выровнены тонкой затиркой и окрашены в бледно-охристый цвет. Из практических соображений в тот же тон, но масляной краской, окрасили низ стен. Такой тон выбран не случайно; нужно было смягчить контраст с темным деревом иконостасов и киотов. Полы выстелили плитами тарусского мрамора. Роспись церкви отличалась скромностью. В куполе центральной большой главы масляными красками был написан образ Бога Саваофа со Святым Духом в виде голубя на фоне облаков, в конце апсиды - образ Спасителя нашего Господа Иисуса Христа на обрусе. На сводах диаконника и жертвенника изобразили по херувиму. В основании барабана центральной главы в обрамлении написали: "Господи да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь". Ниже на парусах были выписаны образы святых Евангелистов, а в основаниях сводов под боковыми главами по частям написали Господню молитву "Отче наш".
Три резных иконостаса, исполненных из дуба, установили в одну линию, связав их в промежутках подобными по стилистике киотами. Столбики на уровне первого яруса были выполнены из венгерского клена, что обогащало цветовую гамму стены иконостасов и киотов. Некоторые современники отмечали применение темного мореного дуба. Такие темные по цвету иконостасы характерны для того времени.
Перед дубовым престолом во имя святого Михаила Архангела стоял двухъярусный иконостас с двумя чинами икон. Боковые однотипные одноярусные иконостасы вначале не имели царских врат; приделы не упомянуты ни храмоздателем, ни архитектором в проектной документации. В середине иконостаса перед сосудохранилищем был образ святого Николая чудотворца, а правее образ святой великомученицы Екатерины. Храмовая икона святого Михаила Архангела помещалась в киоте у правого клироса, в киоте у левого клироса была икона святого благоверного князя Александра Невского. Все иконы на уровне первых ярусов иконостасов были написаны на досках по золотому фону с просечками. Выше установленные иконы были исполнены на холстах. Два киота стояли у столпов вблизи главного входа в храм. Столь сдержанное и даже скромное, но благочестивое убранство церкви соответствовало ее архитектуре и представлениям о красоте храма конца XIX столетия. Светлая окраска стен и сводов, невысокая стена иконостасов, наличие трех ярусов окон создавали настроение торжественности и праздничности. Для освещения по поперечной оси храма подвесили три бронзовых паникадила: одно на 24 свечи и два по 18 свечей. Церковь обогревали две печи духового отопления.
Уже 3 марта 1897 года после молебна, совершенного духовенством церкви преподобного Саввы Освященного, состоялось освящение и поднятие всех восьми колоколов. Самый большой из них весил 111 пудов 15 фунтов, а общий вес колоколов превышал 178 пудов.
Прихожанами церкви стали профессора, врачи, обслуживающий персонал, больные, находившиеся на излечении в Клиническом городке, и жители прилегающих улиц: ремесленники, рабочие, торговцы и чиновники.
В начале октября 1911 года было принято решение об устройстве двух боковых приделов в честь святого благоверного князя Александра Невского и северного во имя святой великомученицы Екатерины.
...........................................
Революционный переворот 1917 года резко изменил судьбы храма, причта и прихода. После издания декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" по распоряжению Народного комиссариата просвещения в 1918 году все имущество церкви описали как народное достояние.
с 21 марта по 5 апреля этого года, как и в храмах округи, все имущество описали и изъяли общим весом 1 пуд 24 фунта и 55,5 золотника серебряных и вызолоченных изделий, т.е. все богослужебные предметы. Сопоставление со сдаточной инвентарной описью А.М. Макеева 1897 года позволяет утверждать, что были взяты все серебряные и вызолоченные предметы, включая оба Евангелия в серебряных окладах, плащаницу, вышитую серебром, и серебряные лампады перед храмовыми образами.
Храм закрыли в 1931 году - приходской общине отказали в регистрации. Возведенный через переулок от храма клуб завода "Каучук" повлиял на такое решение властей.
В постановлении "О религиозных объединениях" утверждалось, что действующий храм не мог располагаться рядом с культурно-просветительскими общественными учреждениями. Здание церкви использовали под культпросветчитальню, позже в нем разместили аптеку, музей Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова, к которому отошел Клинический городок. Для придания зданию храма светского вида в 1930-е годы снесли шатровые главы, колокольню, крыльца. К 1961 году пробили однообразные световые проемы и уничтожили всю внешнюю архитектурно-декоративную отделку, а стены сплошь оштукатурили, что изменило его внешний вид до неузнаваемости. Даже историки архитектуры не догадывались об истинной архитектуре здания церкви. Внутри возвели междуэтажные перекрытия и перегородки. В 1974 году здание обследовали и рекомендовали включить в список памятников архитектуры города. Но Первый Московский медицинский институт задумал на этом месте возвести здание пищеблока. В конце 1977 года приступили к сносу храма. Успели разобрать апсиду и северную часть церкви - придел святой великомученицы Екатерины. Уже в начале сноса стали выявляться следы первоначальной архитектуры здания, и по настоянию общественности разборку прекратили. В таком изуродованном виде церковь простояла до 1990-х годов.
...........................
По инициативе ректора Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова академика Михаила Александровича Пальцева в 1990 году решили передать Московской Патриархии здания церквей, находящихся в Клиническом городке: святого Димитрия Прилуцкого и Святого Михаила Архангела. Распоряжение Правительства Москвы последовало 16 декабря 1991 года: храмы передали общинам верующих.
Удивительно, но благодетели снова объявились в Клиническом городке. Благодаря помощи Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова и почину академика РАН и РАМН, ректора академии М.И. Пальцева были начаты восстановительные и реставрационные работы. Поэтапно возвели заново апсиду, колокольню, шатровые главы, воссоздали разрушенную северо-восточную часть храма и оба крыльца. По 1998 год работы вели по проекту и под руководством архитектора-реставратора Н.Д. Недовича.
На следующий год совершили освящение и подъем колоколов. Реставрационные работы ведутся под руководством архитектора В. Шубиной. Восстанавливается архитектурно-декоративная отделка фасадов.
К настоящему времени сложился приход из окрестных жителей, персонала и студентов бывшего Клинического городка, а ныне Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Храм вновь продолжил свою жизнь в Клиническом городке.