Многовековая история села Всехсвятское насчитывает ряд знаменательных посещений данной местности лицами, являющимися видными деятелями гражданской и церковной истории. Некоторые из них прославлены в лике святых. В 1787 году митрополит Московский Платон (Левшин) провожал до села Всехсвятское следовавшую в Петербург императрицу Екатерину II
[i]. Инициатором основания братского кладбища, расположившегося в непосредственной близости от храма, являлась великая княгиня Елизавета Федоровна
[ii]. На территории данного кладбища были расстреляны протоиерей Иоанн Восторгов и епископ Ефрем (Кузнецов)
[iii]. Кроме того, следует упомянуть о священномученике Петре Соколове, который в 1908 году по ходатайству великой княгини Елизаветы Федоровны был рукоположен во священника храма Сергия Радонежского при Сергиево - Елисаветинском убежище для увечных воинов. Он же являлся законоучителем Всехсвятского частного средне - учебного заведения
[iv].
Все эти люди связаны с историей местности, входившей в территориальный состав Всехсвятского прихода. Но невозможно пройти вниманием весьма значительного деятеля церковной истории, который связан непосредственно с храмом Всех Святых, святителя Тихона, патриарха Московского и Всероссийского.
Для исследователя церковной истории большой интерес вызывают сохранившиеся и опубликованные хроники богослужений Патриарха Тихона
[v]. Относительно истории Всехсвятского храма примечателен тот факт, что святитель Тихон служил в нем дважды: 23 января 1921 года
[vi] и 16 февраля 1924 года
[vii]. Рассмотрим последовательность исторических событий, скрывающуюся под этими двумя датами.
Святейший Тихон, стал первым патриархом после 200-летнего периода Синодального управления. Период его правления - это период засилья воинствующего атеизма и начала кровопролитных гонений на церковь. Уже после первых месяцев октябрьского переворота начинает литься кровь мучеников. Но пока это были только единичные выпады. В январе 1921 года святитель Тихон совершил первую литургию во Всехсвятском храме. Систематические гонения на церковь начинаются после 1921 года. Формальным поводом к этому послужил страшный голод, унесший миллионы жизней и последовавшая в связи с этим кампания по изъятию церковных ценностей. Примечательно, что церковь и сама проявляла инициативу по сбору пожертвований голодающим. В августе 1921 года патриарх Тихон письменно обращался к гражданским властям по вопросу об организации Всероссийского церковного комитета по оказанию помощи голодающим в Поволжье
[viii]. Под председательством Патриарха Тихона был создан комитет помощи голодающим, так называемый «Помгол». Комитет собирал и распределял полученные средства. Несмотря на успешную деятельность «Помгола» ВЦИК распускает его и создает «Центральную комиссию помощи голодающим»
[ix]. Данная комиссия обращается к патриарху с просьбой отдать в помощь голодающим церковные ценности. Церковь охотно идет навстречу, но расходится с властью по принципиальному вопросу. Соглашаясь жертвовать ценности, церковь, в лице патриарха, считала недопустимым отдавать предметы, используемые для богослужебных целей
[x]. После отказа духовенства отдавать священные сосуды, власти начинают открытое гонение. На патриарха сначала начинается газетная травля, а вскоре он предстает пред судом и оказывается в заключении
[xi].
Воспользовавшись тем, что святейший не может полноценно осуществлять управление церковью, группа прогрессивного духовенства, заручившись поддержкой властей, завладела канцелярией патриархии. Так, в мае 1922 года возник обновленческий раскол
[xii]. За время заключения патриарха Тихона к обновленцам примкнуло множество духовенства, включая видных церковных иерархов
[xiii]. Решающим фактором было наличие у
раскольников государственной регистрации. Однако верующие чувствовали подмену, и часто обновленческие храмы оставались пустыми. Обусловлено это было тем, что представители обновленческого движения, отступив от принципа церковного единства, попрали каноны церкви. Двоебрачие духовенства, женатый епископат, литургические новшества, не свойственные для традиции православия - вот далеко не полный перечень отступлений раскольников. Со временем внутри организации стали происходить нестроения. Вот яркий эпизод, иллюстрирующий взаимоотношения членов раскола: «После кощунственного рукоположения во епископа некоего Константина епископ Антонин сказал слово, в котором клеймил живоцерковников как отступников от веры. В ответ прозвучали бранные слова епископа Николая (Федотова). Народу больше понравилась не лишенная остроумия речь Антонина с насмешками в адрес живоцерковников. Раздались угрозы. Новопоставленный упал в обморок, а Федотов и Красницкий спрятались в алтаре и, не шелохнувшись, просидели там до тех пор, пока народ не разошелся по домам»
[xiv].
В условиях заключения святейшему необходимо было найти наиболее рациональное решение для пользы церкви. 16. 06. 1923 г. он пишет заявление в Верховный Суд РСФСР: «Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям…за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих поступках против государственного строя и прошу Верховный Суд…освободить меня из-под стражи…Я отныне Советской власти не враг»
[xv].
Патриарх Тихон выбирает курс на лояльное отношение к советской власти, не поступаясь вероучительными истинами и, как следствие - выбранный святейшим курс оказывается максимально полезным для церкви. В конце июня 1923 г. патриарх выходит на свободу.
Освобождение святителя вызывает огромный ажиотаж среди верующих. Патриаршие богослужения собирают значительные массы людей, в то время как обновленческие храмы пребывают практически пустыми
[xvi].
На волне данного подъема святитель Тихон совершил вторую литургию во Всехсвятском храме 16 февраля 1924 года.
Однако, у человека интересующегося историей храма может возникнуть вопрос, как в храме Всех Святых во Всехсвятском могла быть отслужена патриаршая литургия, когда известно, что с 1923 года храм принадлежал обновленцам
[xvii]? Тем более патриарх Тихон, подчеркивая скверну обновленчества, отказывался даже входить в храмы, принадлежавшие раскольникам
[xviii].
Ответ на данный вопрос кроется в том, что отток из обновленчества наблюдался не только на уровне верующих. После освобождения патриарха приносят публичное покаяние видные деятели раскола в лице митрополитов Сергия (Страгородского) и Серафима (Мещерикова)
[xix]. От обновленчества десятками отходят целые приходы
[xx]. Вероятно, храм на Соколе относился к числу приходов, сумевших сделать исторический выбор, поддержав патриарха Тихона. Это объясняет возможность совершения святейшим богослужения в стенах Всехсвятского храма.
К сожалению, кроме дат патриарших богослужений нам ничего не известно об обстоятельствах их совершения. Неизвестно, кто сослужил святейшему. Можно лишь предположить, что прошли богослужения при огромном стечении народа, что было характерно для всех служб святителя, и с большой торжественностью, поскольку последнее из них пришлось на престольный праздник левого придела Всехсвятского храма, посвященного праведному Семеону и пророчице Анне.
Недолго прожил старец-патриарх после освобождения. Скончался он 7 апреля 1925 года в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
Факт того, что святитель Тихон служил в храме Всех Святых, является знаменательным событием в истории храма и составляет еще одну страницу храмовой летописи. Долг прихожан состоит в том, чтобы по мере сил чтить угодников Божиих, связанных с историей храма, а также знать, в каких нелегких исторических обстоятельствах им приходилось нести свой крест.
Владимир Зимонов
________________________________________________________________________
[i] Платон (Левшин), митр. Из глубины воззвах к тебе Господи. M.: Паломник, 1996. С. 46.
[ii] Великая княгиня Елизавета Федоровна. URL:
http://eho-2013.livejournal.com/580916.html (Дата обращения 05. 04. 2016).
[iii] 5 сентября 1918 г. на Братском кладбище были расстреляны протоиерей Иоанн Восторгов и епископ Ефрем. URL:
http://vsehsvyatskoye.livejournal.com/58590.html(Дата обращения 05. 04. 2016).
[iv] Клин православный. Сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния. Клин, 2012. С. 231.
[v] Вострышем М. И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 2004.
[vi] Там же. С. 329.
[vii] Там же. С. 363.
[viii] Губонин М. Е. Акты святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России. М.: Изд. ПСТБИ, 1994. С. 178.
[ix] Цыпин В, прот. История Русской Православной Церкви. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. С. 380.
[x] Там же.
[xi] Губонин М. Е. Современники о Патриархе Тихоне. М.: Изд. ПСТГУ, 2007. С. 37-38.
[xii] Цыпин В, прот. История Русской Православной Церкви. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. С. 384.
[xiii] Там же. С. 391.
[xiv] Там же. С 393.
[xv] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М.: Пропилеи, 1995. С. 224.
[xvi] Вострышем М. И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 274.
[xvii] Храм Всех Святых на Соколе. История храма. URL:
http://hramsokol.ru/istoriya-hrama-2/ (Дата обращения 06.04. 2016).
[xviii] Там же. С. 271.
[xix] Там же. С. 274-276.
[xx] Цыпин В, прот. История Русской Православной Церкви. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. С. 402.