Долина Леджи

Dec 02, 2015 20:42





Долина Леджа расположена у подножия горы святой Екатерины - той самой, где были обретены мощи святой. Название свое долина получила по имени родной сестры Сепфоры (жены пророка Моисея )  - Леджи.










По дороге, среди огромных валунов, происходит множество встреч - от всевозможной живности, до коренных обитателей этих мест - бедуинов. Расходимся на узких тропках.













"Тропинка полого поднимается. Идти легко и приятно. По ущелью разбросаны огромные валуны, замершие в одно волшебное мгновение, так и не докатившись до долины. Огромные - это даже не то слово, с пятиэтажный дом, наверное.Слева от дорожки малюсенькая церковка за высоким каменным забором, по верху которого идет колючая проволока. Церковка прилепилась к большому валуну. Именно из него пророк Моисей, ударив посохом, извел воду. На камне видны двенадцать насечек, выбитых потоком. По числу колен Израилевых."Ольга N.







В "Повести о святой горе Синайской" указан храм Сорока мучеников, названный «прекрасным». Автор Повести обращает внимание на лежащий перед храмом камень, «иже удари Моисей жезлом его, и потекоша воды, и потоцы наводнишася и заключишася, и напоилъ и еврей» (Чис. 20:7―11). Этот камень детально описан у Варсонофия, но местоположение его не охарактеризовано: «И видехъ камень, изъ негоже течетъ вода ударениемъ жезла Моисеева, Божиимъ велениемъ. Высота каменю 12 пядей, а ширина его 24 пяди, отъ негоже пияху воду сынове Израилеви». О месте обретения источника восточнославянские паломники и греческие проскинитарии дают различные сведения. В Библии он назван водой Меривы (Исх. 20: 13):под этим названием известен источник вблизи Кадеса, в пустыне Син, но это же название носит и место вблизи Рефидима, как нарек его Моисей.(Исх. 17: 7).45 В тексте «Поклонения святого града Иерусалима» положение источника указано «на половине горы» Синайской, рядом с церковью святыя Макрины, сестры великого Василия. Путеводители нового времени сообщают, что этот камень паломникам показывают в долине Леджа, когда они возвращаются в Синайский монастырь от монастыря Сорока мучеников,т. е. на том же месте, на котором он отмечен и нашей Повестью. Ученые-паломники XIX в. высказывали сомнение в том, что эта долина может быть отождествлена с Рефидимом, которую Библия называет местом совершения этого ветхозаветного чуда (Исх. 17: 1)И. В. ФЕДОРОВА "Повесть о святой горе Синайской» ― малоизвестный памятник восточнославянской паломнической литературы"




Недалеко от камня и небольшой церкви святых Апостолов (оставшейся от древнего монастыря) начинает тянуться Сад тысячи олив, в котором находится монастырь  Сорока Синайских мучеников и келья подвижника прп. Онуфрия Великого.







Церковь сорока мучеников. Вокруг не только оливы, но и гранатовые деревья с плодами.










"Как часто в эти дни, ко мне возвращается ощущение чудесной нереальности происходящего. Зеленая долина Леджа огибает Хорив и тянется цепью роскошных садов по направлению к горе Святой Екатерины. Прохладный ветер дует навстречу нам по ущелью. По обе стороны высятся изломы светло-коричневых гор, фантастические нагромождения скал, будто сорванных и разметанных давним землетрясением. И первая череда садов за каменными оградами колышет серебристо-дымчатые листья олив." Валерия Алфеева"Паломничество на Синай"







Каменная ограда монастыря ограждает Сад тысячи олив.










На месте кельи прп. Онуфрия построен храм.















Читаем житие около храма.
Преподобный Онуфрий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришёл однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорождённого в огонь. И, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражьего и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорождённое дитя в огонь. Совершилось чудо: ребёнок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.

Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря близ города Гермополя. Игумен, извещённый об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушёл и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста.

`Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнёс его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрие.

В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашёл дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочерёдно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех шестидесяти лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.

Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришёл к пещере, где жил преподобный Онуфрий ... между подвижниками состоялась долгая беседа.

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем».

Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал. Читать полное житие

Наша маленькая группа почти совсем теряется на фоне громадных гор и тысяч деревьев




Читаем еще и акафист святому подвижнику на ступенях храма.




Помолившись, идем в гости в бедуинскую семью . Смотритель сада угощает нас чаем.






















Отдохнув, идем обратно. Идти нетрудно, дорога пологая. Слушаем тишину.




С гор раздаются крики - нас приветствуют местные барышни. Вернее они обращаются к нашему "абуне"-священнику.




Жители долины строят плотину- в последние месяцы шли ливневые дожди, плотина нужна чтобы задерживать и собирать воду.














Египет, паломничество, поездки, фото

Previous post Next post
Up