Некоторые участники экспедиции в Челябинск.
Обучение началось с приветственного слова директора Фесто Дидактик Россия Андрея Шпитова.
Он рассказал немного о структуре компании, истории работы в России, и описал общее содержание курсов, которые нам предстоит послушать. Всего нам предстоит прослушать 4 курса: контроллеры SIMATIC, основы промышленной гидроавтоматики, основы промышленной пневмоавтоматики, основы мехатроники.
FESTO -- это немецкая компания. Очень большое внимание в ней уделяют обучению, именно на образование заточено целое подразделение - Фесто Дидактик. Занимается оно именно разработкой и проведением учебных курсов.
Всего в России 3 учебных центра, принадлежащих самой компании (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск), но также есть еще несколько учебных центров, оснащенных оборудованием Фесто, но созданных на базе университетов и предприятий.
Челябинский учебный центр оснащен стендами двух разновидностей -- это лабораторные стенды и функциональные стенды (эпитеты сам придумал). Лабораторные стенды представляют собой верстаки с монтажными плитами, на которых можно монтировать различные схемы (гидравлические, пневматически, электрические). Функциональные стенды -- это мехатронные станции, иллюстрирующие работу конвейеров, манипуляторов, сортировщиков и прочих автоматов -- как по отдельности, так и все вместе.
Лабораторные стенды
Профессор ЮУрГУ Сергей Михайлович и функциональные стенды
Поскольку обучение для ФЕСТО -- это бизнес, организация здесь соответствует уровню компании. Список преподаваемых курсов весьма широк, и каждый курс подразумевает учебно-методическое обеспечение, состоящее из А) раздаточных материалов с продуманной структурой и Б) программного и аппаратного обеспечения.
Раздаточные материалы к курсу по контроллерам SIMATIC с моими пометками.
Нельзя не отметить хитрости компании: раздаточные материалы -- это не полноценный учебник или методическое пособие, это распечатка презентации. Даже исписав полностью все раздатки, невозможно сразу перенять всю суть предмета, а тем более сформировать системный материал об этом. С другой стороны -- учебники стоят отдельных денег, и ФЕСТО продает их вместе со своим учебным оборудованием, например для школ, училищ и университетов. Скорее всего, на рынке образовательных услуг ФЕСТО Дидактик вообще является сейчас монополистом в своей тематике.
Чем обеспечены настолько сильные позиции ФЕСТО? На мой взгляд по двум причинам: 1). Глобальная распространенность ФЕСТО в промышленности. Даже если используются контроллеры Сименс, скорее всего, решение по автоматизации -- это разработка ФЕСТО. Другие компании в России имеют гораздо более слабые позиции. Ближайший конкурент - французский Шнайдер Электрик, далеко позади. Разумеется, о конкуренции российских компаний или образовательных учреждений с Фесто Дидактик говорить не приходится вовсе, а жаль; 2). ФЕСТО систематически занимается образованием, наработана хорошая база курсов и авторитет.
О впечатлении от курсов.
Поскольку я имею весьма ограниченные познания в логике, алгоритмике, электронике и программировании, то область промышленной автоматизации довольно нова для меня и с первого подхода некоторые моменты вводят меня в ступор.
Однако даже при таких исходных данных, через какое-то время все становится привычно и понятно.
Наверное, здесь играет роль и то, что учебные курсы составлены грамотно по своему содержанию, и таланты нашего преподавателя. И собственно говоря, то, что промышленная автоматизация -- это все-таки не теоретическая физика.
На самом деле, так с любой промышленной темой. Не боги горшки обжигают -- отлично сказано. Можно глубоко лезть в теоретизирование, мудрствовать, а можно просто делать -- и тогда многие вещи становятся проще. Очень хорошо, конечно, уметь программировать, владеть высшей математикой, это очень помогло бы мне, и я жалею, что в детстве не имел к этому достаточно интереса.
Кстати, уже не раз сталкивался с ситуацией, когда "настоящие" программисты и электронщики на лету схватывали 3D-моделирование или обработку на станках с ЧПУ. Для них это вообще примитивно, чувствую себя недоразвитым на фоне таких людей. Сложность только в множестве технологических нюансов, которые часто им неизвестны.
Поэтому человек, пришедший в промышленность из области программирования, на вопрос "Можно сделать?", всегда отвечает "Да легко!"; а человек, пришедший из области технологии, всегда говорит "Нет, это очень трудно".
Учебники по гидравлике.
Челябинский ландшафт
Деловой Челябинск
UPD Добавлю немного на тему "Даже если используются контроллеры Сименс, скорее всего, решение по автоматизации -- это разработка ФЕСТО." На самом деле, это не так -- по словам Сергея Михайловича, решение по автоматизации разрабатывают российские компании, и обслуживанием автоматизированных производств также занимаются чаще всего эти же компании.
Однако, компонентная база -- датчики, компоненты гидравлических, пневматических, электрических схем, контроллеры -- почти все это зарубежного производства, и Фесто занимает очень большую часть рынка.
Однако, там, где нет возможности или неизбежной необходимости применять дорогостоящее европейское оснащение, используются в том числе и российские разработки (пример -
российская компания ОВЕН, кстати у них тоже есть свой учебный центр), или аналоги, разработанные китайскими товарищами.
Поэтому с моей фразой "Разумеется, о конкуренции российских компаний или образовательных учреждений с Фесто Дидактик говорить не приходится вовсе, а жаль" я поторопился. Курсы на самом деле можно пройти в российской компании ОВЕН. Есть методические наработки и у китайцев. Проблема заключается в объеме и качестве наработок -- это раз; кроме того, каждая компания учит работе на своих продуктах -- это два.
Нельзя не учитывать также факта, что европейским технологиям и товарам у нас традиционно (наверное и заслуженно -- мы ведь серьезно отстали за 90-е годы) уделяется гораздо большее предпочтение. Здесь остается только надеяться на то, что ситуация со временем будет выправляться.
Уже долгое время, с 2002 года (начало моего студенчества) я наблюдаю постепенное повышение внимания к техническому образованию, к машиностроению в нашей стране. Надеюсь, что эта положительная тенденция сохранится. Еще 5-7 лет назад станок с ЧПУ воспринимался как чудо техники -- сегодня это привычная технология, и уже выросло много специалистов в этой области. И мне хочется, чтобы WorldSkills и JuniorSkills стали _дополнительными_ инструментами для улучшения ситуации в России.
______________________________________________
При некоммерческом использовании материалов блога индексируемая ссылка обязательна.
Коммерческое использование материалов без согласия автора запрещено.
Материалы статей являются объектом авторского права.