Архитектором как недостроенной высотки в Зарядье, так и гостиницы «Россия» стал лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР, народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, главный архитектор Москвы Дмитрий Николаевич Чечулин.
Сталин заметил молодого архитектора в годы строительства метро. На первой линии он в 33 года прославился "Комсомольской". А на второй линии отличился "Киевской". Вождь дал тогда установку - создать под землей светлые нарядные залы, где советский человек не чувствовал бы себя в подземелье. С задачей Чечулин справился, облицевав "Комсомольскую" золотисто-розовым крымским мрамором. На "Киевской" расстелил под ногами ковер из мозаики между колоннами с фарфоровыми капителями. В куполах свода подвесил бронзовые люстры. За две эти станции перед войной творец получил первую Сталинскую премию.
Начинал Чечулин с того, что вычерчивал элементы Казанского вокзала для Алексея Щусева, автора Мавзолея. Чертил молодой Чечулин красиво. Щусев же никогда не чертил: его волновали образы построек. Тогда советская власть тяготела к авангарду, Щусев не противился этому поветрию. Начатый им при царе в русском стиле Казанский вокзал, с башнями и шатрами, заканчивал при вожде в упрощенной форме. Такой разворот друзья-художники сочли изменой идеалам, порвав отношения с соратником по искусству.
Решение о недостройке зарядинской высотки было принято в 1954 году, и тяжелее всех этот удар судьбы перенес архитектор Чечулин, который воспринял произошедшее как личную трагедию и долгое время не мог прийти в себя. К проекту возвращаются только в 60-е годы, и тот же самый Чечулин с 1964 по 1967 год строит на оставшемся фундаменте гостиницу «Россия». Еще одна легенда - Никита Сергеевич опять чуть не довел академика до инфаркта, когда повелел увеличить ее высоту на три этажа - с 10 до 13. Активный генсек, судя по всему, просто не понимал, что калечит восприятие здания, и оно становится неоправданно громоздким рядом с Кремлем. Впрочем, несмотря на возвышение, гостинице все равно было далеко до почившей высотки - размеры гостинцы сопоставимы лишь с размерами нижней, высотой всего в пять этажей, ступенью планировавшегося высотного здания.
Первоначальный проект Чечулина и его воплощение после вмешательства Хрущева (добавлены 3 этажа)
Дмитрий Николаевич Чечулин скончался 29 октября 1981 года. Он умер через год после сдачи Белого дома, умер академиком воссозданной академии, осыпанный наградами как Герой Социалистического Труда, лауреат, орденоносец.
Чечулин получил в течение своей жизни все мыслимые награды, звания и премии. И получил их вполне заслуженно.
Что ж, бывало, он ошибался и в своих заблуждениях упорствовал. Однако во многом, как становится ясно со временем, оказывался прав. И до сих пор стоит в Москве красавец-дом на Котельнической набережной и еще десятки добротных зданий, построенных им. И будут стоять, пока живут камни.
Д.Н. Чечулин и его «лебединая песня»: Дом Советов РСФСР (Белый Дом)
Неполный список построек Чечулина: станции метрополитена "Комсомольская" (1-я очередь, 1935), "Киевская" (2-я очередь, 1937-1938), "Динамо" (наземный вестибюль, 1938) - Государственная премия СССР, 1941; концертный зал им. Чайковского (1940, совместно с К. К. Орловым), перестройка здания Моссовета (1945, при участии других архитекторов), высотный жилой дом на Котельнической набережной (1948-52, совместно с А. К. Ростковским; Государственная премия СССР, 1953), комплекс гостиницы "Россия" с Центральным концертным залом (1967-74, совместно с П. П. Штеллером и др.), Библиотека иностранной литературы (1967, совместно с В. А. Ситновым и др.), Дом Советов РСФСР (с 1968, с П. П. Штеллером и др.