В СМИ попали некоторые детали готовящейся российско-американской сделки по Сирии. Основным предметом договоренности является создание демилитаризированной зоны на севере Сирии. Если проанализировать ситуацию, то можно предположить какие именно вопросы вызывают сложности в достижении взаимных договоренностей.
США не желает четко обозначить какие группировки относятся к умеренной оппозиции. Объясняют это недоверием к действиям России. Хотя на самом деле за этим скрывается нежелание связывать себе руки в оказании военной помощи ИГИЛ и попытка ухода от дискредитации. Вспомним нашумевшую историю казненного мальчика. По этому поводу официальный представитель госдепартамента Соединенных Штатов Америки Марк Тонер сделал заявление, суть которого сводится к тому, что цитируем: «Rebels in Syria behead boy in 'mistake'» - Повстанцы отрезали голову мальчику по ошибке.
После уроков псакизма мы уже перестали удивляться циничной лжи и откровенного пренебрежения фактами со стороны Госдепа.
Россия должна принудить правительственную армию отказаться от использования ВВС в зонах, контролируемых оппозицией. Спрашивается как можно выделить зоны, где находятся представители умеренной оппозиции, если их список до сих пор скрывается. К этому можно добавить постоянный ребрендинг террористических групп. Вчера они были злыми террористами
Главарь террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" Абу Мохаммед аль-Джулан заявил о разрыве связей его организации с "Аль-Каидой" (оба террористических образования запрещены в РФ) и смене названия на "Джебхат Фатах аш-Шам".Теперь отделившаяся террористическая группировка взяла новое имя - "Джебхат Фатах аш-Шам", которое переводится как "Фронт завоевания Леванта" (прежнее название - "Фронт поддержки (народа Леванта)"). В американской прессе и не думают скрывать истинных целей этих переименований. Так по оценке Washington Post, руководители группировки рассчитывают, что этот шаг позволит боевикам спастись от ударов российской авиации и коалиции во главе с США на фоне активного обсуждения планов по усилению обмена информацией между Москвой и Вашингтоном по Сирии. Тем не менее, Белый дом вынужден был заявить, что не изменит своего отношения к группировке как к террористической организации. Да и сам Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер назвал ход боевиков "ребрендингом".
Обсуждение продолжается. Ранее ожидалось, что соглашение будет представлено сегодня к вечеру, но госсекретарь США Джон Керри уже заявил о необходимости дополнительных консультаций с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым - они состоятся в понедельник утром.
По сообщению, что встреча президентов Путина и Обамы согласована на завтра, можно предположить, что какие-то принципиальные вопросы удалось согласовать.
Полагаю, что в немалой степени этому способствовали согласованные действия России и Турции в Сирии.
О некоторых деталях соглашения Reuters сообщает со ссылкой на письмо спецпредставителя США по Сирии Майкла Ратни к вооруженной оппозиции. Оно датировано 3 сентября.
На этот момент, во-первых, предполагалось объявление режима прекращения огня по всей стране, что позволит доставить гуманитарную помощь в самые нуждающиеся в ней регионы.
Во-вторых, по условиям сделки Россия должна убедить правительство Сирии отказаться от использования авиации и прекратить бомбежки позиций основных группировок сирийской оппозиции.
Третий пункт предполагает отвод сирийских сил от ключевого шоссе к северу от города Алеппо - этот регион стал ареной одного из самых напряженных противостояний на нынешнем витке конфликта. Эта зона должна стать демилитаризованной, то есть использование любых вооружений там будет под запретом.
Как отмечает Reuters, письмо Ратни сконцентрировано на обязательствах, которые сделка налагает на Россию. В обмен, сказано там, США будут координировать с Россией удары по террористам "Аль-Каиды" в Сирии - вероятно, имеется в виду группировка "Джебхат ан-Нусра". Деталей в письме нет.
Ранее предполагалось, что координация действий российских и американских военных и обмен разведданными станут одной из ключевых частей прорабатываемого соглашения.
Позже анонимный высокопоставленный представитель Госдепа США в разговоре с Reuters объяснил задержку в переговорах изменением позиции РФ: "Русские отступили от некоторых пунктов, о которых мы думали, что договорились, поэтому мы возвращаемся в столицы для продолжения обсуждений". (Цитата по РИА "Новости".)
Осторожный оптимизм был высказан госсекретарем США Джоном Керри, который сообщил, что США и РФ удалось разрешить множество технических вопросов по Сирии, работа над преодолением оставшихся разногласий продолжается, заявил он по итогам встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым на полях саммита G20 в Китае.
"Мы (с главой МИД РФ Сергеем Лавровым) покинули Женеву с документами, которые охватывают все темы… Господин Лавров и я запланировали время, чтобы встретиться, что мы и сделали сегодня, наша встреча продолжалась пару часов… Есть пара острых серьезных вопросов, о которых мы говорили сегодня, - отметил Керри. - Мы договорились встретиться завтра утром и посмотреть, где мы находимся, возможно или нет преодолеть разногласия, прийти к общему решению по этим вопросам". (Цитата по ТАСС.
Он также сообщил, что уже "было проработано, прояснено много технических вопросов" . "Повторю, еще остается пара сложных тем, - отметил Керри. - Мы продолжаем работать над тем, как их разрешить с учетом интересов обеих сторон".
С российской стороны продвижение переговоров прокомментировал замглавы МИД Сергей Рябков. Он заявил, что стороны "близки к сделке", но "искусство дипломатии" не позволяет ему заранее говорить о том, когда будет достигнуто соглашение и когда о нем будет объявлено. "Думаю, у нас нет причин ожидать, что переговоры провалятся", - цитирует дипломата Reuters.
О деталях сделки Рябков не сообщил, однако указал, что речь идет о "наиболее серьезных моментах" имплементации режима прекращения огня.
Можно сделать вывод о том, что на фоне восстановления полного окружения правительственными войсками группировки террористов а Алеппо, динамика переговорного процесса набирает темп. Американцы всегда желают отхватить от готового пирога самые лакомые куски.