Подруги, на трактор! (с)
Этот замечательный пример советского стимпанка - трактор СХТЗ 15/30 - я обнаружил в пос. Усть-Кинельский перед одним из корпусов
СГСХА (бывш. СХИ, старейший ВУЗ Самарской губернии, между прочим).
Постамент из профлиста, конечно, выглядит не ахти - но сам экспонат просто шикарен!
Слово
Википедии:
СХТЗ 15/30 - марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом.
Всего было выпущено 390500 тракторов, на тракторостроительных заводах производство тракторов было свёрнуто в 1937 году (оба завода были переориентированы на производство пахотных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ), позднее, в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе.
Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин.
"Одноглазость" трактора поначалу удивила - но, оказывается, это в стоке так было, а не прижизненная утрата ;)
Этот экземпляр был, судя по шильдику. произведен в Харькове.
Говорят, именно на таком железном коне, пришедшем на смену крестьянской лошадке (с), пахала сама
Паша Ангелина (кто ее сейчас помнит?).
Красота и мощь - ничего лишнего.
В четырехцилиндровой карбюраторной "керосинке" этого железного монстра скрывается не много ни мало - табун из 32 с половиною лошадиных сил!
Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 32,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч.
Броня крепка, и танки наши быстры! - ой, это я не из той оперы.
Хотя...
Грунтозацепы знатные - такой вряд ли забуксует...
Шикарный агрегат - в 1930-х-40-х был самым массовым и распространенным трактором в СССР, хотя ноги, конечно, растут из
американской машины Мак-Кормик Диринг. Копировать - так лучшее и самое передовое, в этом в СССР толк знали.
Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester».
Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную конструкцию.
Страна должна знать своих героев - этот шедевр советского тракторостроения восстановили эти замечательные люди
К слову. Вики об этом экземпляре ХТЗ 15/30 ничего не известно.