В
прошлом посте, посвященном кирпичу с клеймом "КС" из с. Аскулы, после анализа всех вариантов я пришел к выводу, что кирпич был произведен на местном, сельском кирпичном заводе в с. Аскулы Аскульской волости, Сызранского уезда Симбирской губернии.
Это объясняет совершенную непохожесть клейма на клейма самарских кирпичных заводов и роднит его с клеймами заводов симбирских.
Оставалось совершенно неясно, отчего тогда на клейме стояли буквы "К С" - ведь никакой связи с владельцами особняков. построенных из этого кирпича, якобы не прослеживалось.
Я стал копать дальше, и кое-что внезапно стало проясняться, когда в поисках информации об особняке, сложенном из клейменых кирпичей, я наткнулся на интереснейшую информацию о его хозяине в
блоге Юрия Рощевского (
yuriro).
Оказалось, что "дом купца Чукина", о котором сплошь пишут "эти энторнеты" и даже достаточно солидные издания - вовсе не дом Чукина, а Чукин дом, и Чука - не фамилия, а прозвище.
А бывший владелец Чукина Дома - купец Андрей Михайлович Кривов - об этом пишет Ю.Рощевский (
Обыденная жизнь. Ч. 2-я.):
Исключительным уважением жителей с. Аскулы пользуется давно почивший купец Чука (ударение на последний слог). Руины одного из его домов (Чукин Дом) - истинно почитаемый народом памятник истории. Чука или Чукин - это уличное прозвище. Этимология слова неясна. Очень возможно, что это слово происходит от устаревшего среднерусского "чука" - ум, "чукавый" - ладный, догадливый, замысловатый.
Интересно, что восточнее Винновки на нижнюю Волгу выходит небольшое межгорное ущелье, которое зовут сходным именем: Чукин овраг. В первой половине XX столетия там был Чукин кордон. На этом кордоне жил совсем другой смекалистый человек, которого тоже звали Чукин.
Настоящее имя аскульского купца - Андрей Михайлович Кривов. Этот человек пользовался у самаролукцев особым уважением потому, что он когда-то пришел в село без каких-либо накоплений и чинов. Собственным трудом он стал самым богатым аскульцем. Имел несколько домов и два ряда каменных торговых лавок - настоящий торговый центр села. Торговали его люди всем: мануфактурой, керосином, селедкой, солью... Безродное происхождение А. М. Кривова и быстрое его восхождение в люди помогло созданию вокруг его имени особой ауры уважения. А Чукин Дом - это рукотворный символ крестьянского ума и деловитости.
Соответственно - одна из букв в аббревиатуре "К С" вполне может обозначать одного из совладельцев кирпичного завода - Андрея Михайловича Кривова.
Тут же вспоминаем про
свидетельство аскульского старожила Анатолия Николаевича Мухортова в книге Надежды Юрьевны Локтевой
"Аскулы - сердце Самарской Луки":
...Рядом, на той же улице, сохранились остатки другого строения, бывшего в своё время местной достопримечательностью, на высоком фундаменте, сложенном из дикого камня.
- А здесь жил Александр Сергеевич Самойлов, в просторечии Лёса, - рассказывает Анатолий Николаевич. - Рядом с домом он построил моленную, был старообрядец. Он мне доводится дальним родственником. Вступил в колхоз, но оттуда его выгнали и репрессировали. Почему? Колхоз возглавила голь, которые и в своём-то хозяйстве не могут разобраться. Соберутся на собрание, а все слушают, что Лёса скажет. В ссылке был в Казахстане, приехал где-то в 56 году, я десятилетку кончал. Его встречали как царя. Он говорил: “Спасибо Советской власти, что меня раскулачила от этого каторжного труда. Работал, работал и работал, спал не разуваясь, три часа в сутки”... Но в голосе была, конечно, обида...
Улица, на которой размещались дома Чукина и Самойлова, - центральная в Аскулах...
Итого - в Аскулах было ДВА кирпичных дома, по свидетельству старожилов, построенных из кирпича местного, аскульского кирпичного завода.
И фамилии этих двух людей, построивших эти дома - Андрей Михайлович Кривов (Чука) и Александр Сергеевич Самойлов (Лёся).
Кривов и Самойлов, К&С, или просто - "К С".
Логично?
Логично.
Не факт - но хотя бы многое объясняет.