Это небольшое автомобильное кладбище я обнаружил несколько лет назад - но всё руки не доходили добраться туда с фотоаппаратом, отчасти потому. что от дома оно всего метрах в 800-а :)
Но вот, наконец, фотоаппарат с собой - и сегодня я хочу вам показать и рассказать об одном из первых советских массовых легковых автомобилей. предназначенных для личного пользования.
Знакомьтесь - Москвич-400.
Википедия:
Москвич-400 - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве («ЗМА», впоследствии - «МЗМА») с декабря 1946 по 1954 год.
Первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования.
По конструкции был идентичен автомобилю Opel Kadett K38, выпускавшемуся в 1937-1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G., принадлежавшим американскому концерну General Motors.
Устройство было воссоздано после войны на основе сохранившихся экземпляров, так как оригинальная техническая документация не сохранилась.
Москви́ч-401 - усовершенствованная версия, выпускавшаяся с 1954 по 1956 год.
В общей сложности за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов[. Розничная отпускная цена «Москвича-400» составляла 8 000 рублей, «Москвича-401» - 9 000 рублей.
На минуточку - последний подобный "Москвич" не мог быть выпущен позже 1956 года - то есть, автомобилям как минимум 60 лет.
Один из 216 006 седанов покоится ныне среди нескольких таких же советских раритетов в одном малоприметном местечке нашего посёлка:
На этом автомобиле даже сохранилась эмблема производителя - Спасская башня Московского кремля, увенчанная звездой, и аббревиатура "ЗМА" - Завод Малолитражных Автомобилей:
Второй раритет сохранился похуже:
... однако "зеленые" должны быть в восторге от экологичности данного экземпляра :))
Видна выполненное витиеватым шрифтом название модели - надпись "Москвич". Увы, никелевое покрытие на ней не сохранилось.
И, для сравнения - прототип, тот самый Opel Kadett (фото из Интернета):
Такие раритеты даже моих псов заинтересовали - у данного экземпляра даже габаритные фонари - оригинальные:
Вот как
описывает историю создания этих автомобилей Википедия:
После окончания войны завод Opel в Рюссельсхайме оказался в американской зоне оккупации. Однако по решению Берлинской конференции летом 1945 года Советский Союз в качестве части репараций получил право на четвёртую часть всего оставшегося на западе Германии промышленного оборудования, в том числе - и с завода Opel в Рюссельхайме.Между тем, де-факто завод Opel к тому времени лежал в руинах: легковые автомобили там не выпускались с 1940 года ввиду загрузки военной продукцией, вроде авиамоторов для бомбардировщиков, а в августе 1944 года он был подвергнут масштабным бомбардировкам союзной авиации. В результате вывозить оттуда было практически нечего. Удалось разыскать лишь оснастку для изготовления некоторых узлов шасси и двухдверного варианта кузова. Правда, в данных источниках не встречается конкретных упоминаний о состоянии завода Ambi Budd Presswerke в Берлине, занимавшегося выпуском значительной части деталей для кузовов «Кадетов», однако, по имеющимся данным, тот также активно бомбился авиацией союзников.
Поэтому значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации (СВАГ) силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
Кузов воссоздавало КБ в городе Шварценберге, в котором работали 83 немецких специалиста под руководством советского инженера О. В. Дыбова. В нём и были в 1945-1946 годах воссозданы чертежи и документация, были созданы деревянная мастер-модель и шаблоны для изготовления штампов. Работы же над воссозданием силового агрегата велись в Берлине, также немецкими специалистами в количестве более 180 (в том числе - шесть профессоров) под руководством профессора МАМИ В. И. Сороко-Новицкого. Варианты с деревянными кузовами «фургон» и «универсал» разрабатывались в КБ на базе бывших заводов фирмы Auto Union в Хемнице, Цшопау и Цвиккау, до войны выпускавших деревянные кузова для автомобилей DKW и имевших большой опыт в их проектировании и изготовлении.
Таким образом, согласно этой версии, хотя по конструкции «Москвич» и представлял собой копию довоенного «Кадета», он был спроектирован в значительной степени заново и не был связан с «Опелем» прямой технологической преемственностью, выпускаясь по большей части на новой производственной оснастке, созданной для него после войны взамен утраченной оригинальной. Впоследствии задействованные в воссоздании автомобиля КБ были расформированы, а информация о них не появлялась в печати вплоть до самого недавнего времени.
P.S. А вот кстати, френды, кто-нибудь до сих пор пользуется продукцией, сделанной в СССР?
И если да - то какой именно?
Фотки - в студию!