Ниже - перепост материала самарского журналиста
Валерия Ерофеева с его сайта
Историческая Самара об истории городка, в котором я живу последние 6 лет.
Кинель
В 922 году через заволжские степи в направлении Булгарского царства проследовал караван посольства багдадского халифа. Впоследствии секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан по результатам это поездки написал трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский язык - «Записки»). И вот здесь, на страницах его труда, можно найти самое первое литературное упоминание о реке Кинал, которая протекает по Среднему Заволжью и впадает в реку Самур. Ныне эти реки мы знаем под названиями Большой Кинель и Самара (рис. 1).
По названию реки
Как сказано в книге «Самарская топонимика» (авторы В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман и Ю.Н. Смирнов), слово «Кинель» имеет свое происхождение из тюркских языков. И далее сказано: «Сравните татарское «кин» - «широкий», «широко», «киняю» - «шириться, расширяться, увеличиваться», «кинеюле» - «расширяемый». В тюркских же языках известны нарицательные «ел», «ёл» в значении «река», «речной путь». Отсюда Кинель - «широкая, расширяющаяся (во время половодья) река».
В течение столетий, минувших со времени путешествия по Заволжью Ахмеда Ибн-Фадлана, на берегах реки Кинель появилось немало различных сел и деревень. В их числе в начале 30-х годов XIX века в 40 верстах от уездного города Самары было основано маленькое поселение Студенец, поначалу состоявшее лишь из 18 дворов удельных крестьян. Переселенцам приглянулось обилие лугов и пастбищ в этих местах, почти нетронутые пойменные леса и многочисленные озёра, богатые рыбой и водоплавающей птицей, и вдоль берегов Кинеля было основано еще несколько сёл - Чарыковка, Сколково, Богдановка, Георгиевка, Покровка, Веретяевка, Кривая Лука, и другие (рис. 2-8).
Поскольку совсем рядом с новым поселением пролегала оживленная почтовая дорога, соединявшая между собой города Самару и Оренбург, село Студенцы быстро стало расти и развиваться. Именно на его месте в 1837 году и возник придорожный поселок, который по имени протекавшей рядом реки получил название Кинель. В 1851 году он оказался в пределах созданной по указу императора Николая I обширной Самарской губернии.
В 1859-1860 годах, уже при следующем государе Александре II, в Российской империи началось большое железнодорожное строительство. При этом до берегов Волги, а именно до станции Сызрань, чугунные рельсы смогли дойти только через 15 лет. Хотя к тому моменту железнодорожный мост через Волгу еще только проектировался, уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках, которые по мере готовности вводились во временную эксплуатацию. К строительству привлекались крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. В результате постоянное движение на этой линии через Самару и Кинель до Оренбурга протяженностью 507,3 версты открылось 1 января 1877 года (рис. 9-23).
Позже от станции Кинель началось строительство ещё одной ветки рельсового пути в направлении Уфы, которая затем пошла на Южный Урал, до города Златоуста. Так начиналась Самаро-Златоустовская железная дорога, на которой станция Кинель с 1888 года стала одним из самых крупных транспортных узлов. С того момента жизнь значительной части здешнего населения стала неразрывно связанной с работой проходящей через посёлок стальной магистрали. Уже тогда можно было говорить о железной дороге как о градообразующей отрасли для этого населённого пункта (рис. 24-26).
После 1895 года в состав пристанционного посёлка Кинель вошла и соседняя деревенька Чарыковка, названная так по фамилии владельца земель, на которых и была построена железнодорожная станция. Согласно переписи населения, проходившей 28 января 1897 года, общее число жителей Кинеля превысило 1700 человек. В 1903 года на его окраине было открыто сельскохозяйственное училище (впоследствии - Самарский сельскохозяйственный институт), и в итоге к 1910 году число жителей посёлка достигло 3 тысячи человек.
В 1916 году Кинелю был присвоен статус железнодорожной станции 1 класса. Это означало, что с того момента она стала относиться к числу крупнейших транспортных развязок России дореволюционного времени (27-36).
Огненная трагедия
Однако незадолго до этого события железнодорожный узел Кинель стал жертвой страшного пожара. Как свидетельствуют газеты того времени, в 3 часа пополудни 21 июня 1911 года в районе станции загорелся сарай, и уже через полчаса от него пылали дома на двух соседних улицах. Между тем всё оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу, и, конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать. В итоге уже через час с небольшим огонь перекинулся через пути на другую сторону поселка.
Когда загорелась железнодорожная станция, в Кинеле началась невообразимая паника. Вскоре уже пылали прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того - в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.
К 8 часам вечера из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги. Однако к тому времени пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном тушили лишь дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня (рис. 37-41).
Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до того построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле до пожара были деревянными, и их, конечно же, в тот страшный вечер целиком поглотила огненная стихия. В общей сложности из 530 зданий, которые в этом поселке состояли на учёте до 21 июня 1911 года, целыми остались только 26, в их числе - уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.
По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого не сумели его вынести из загоревшегося дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.
По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого полностью подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. А лишившиеся жилья кинельцы в течение всех ремонтных работ ходили вдоль вагонов остановленных поездов и просили милостыню. Справедливости ради следует сказать, что им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель здесь останавливались проходящие поезда (рис. 42).
В целом же кинельская трагедии заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и ряд финансово-строительных льгот, введенных решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году Кинель почти целиком воскрес буквально из пепла. Однако разгоревшиеся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 года надолго затормозили процесс их восстановления.
Советские годы
В течение первого десятилетия советской власти на железной дороге, как и по всей стране, из-за разрухи и экономического хаоса не строилось никаких новых объектов. Сил и средств у железнодорожников хватало лишь на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии доставшиеся от царской России сооружения, линии и подвижной состав. Лишь в конце 20-х годов, когда был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в Кинеле впервые после революционных событий и гражданской войны началось новое железнодорожное и жилищное строительство. В этот период в ходе крупнейшей в СССР административно-территориальной реформы постановлением ВЦИК от 16 июля 1928 года в составе только что образованной Средне-Волжской области (с центром в городе Самаре) был выделен Кинельский район. Еще через год Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край. Вскоре после этого постановлением от 30 января 1930 года районный центр Кинель был отнесён к категории рабочих поселков.
По данным переписи населения, на 1 мая 1931 года в Кинеле насчитывалось уже около 8300 жителей. В состав этого пристанционного поселения вошли микрорайоны Новые Студенцы, СХИ (сельскохозяйственный институт), Советы, Речка, Горный, Можаро-Минаевский, Иван-Часы (Елшняги), Лебедь. Посёлок продолжал развиваться, и в 1939 году его население составило уже 17 160 человек.
В период Великой Отечественной войны районный центр Кинель сыграл огромную роль в деле бесперебойной доставки на фронты личного состава и вооружений для Красной Армии, а также боеприпасов, продовольствия, амуниции и прочих военных грузов. В трудные военное время его население в основном сосредотачивалось вблизи станции, устраивая дома с ее северной и южной стороны. В этот же период коренным образом изменился и статус населённого пункта, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года рабочий посёлок Кинель был преобразован город районного подчинения с тем же названием. После выхода в свет этого Указа был избран исполнительный комитет Кинельского городского Совета депутатов трудящихся.
По мере развития железнодорожного хозяйства развивалось также и городское. В 1957 году, после того, как в Кинеле был построен свой асфальтовый завод, дороги на улицах города начали понемногу покрываться асфальтом. В начале 60-х годов с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ, была заасфальтирована автомагистраль на выходе из Кинеля, а также в направлении Куйбышев и Отрадного. Асфальтовые трассы провели и в направлении сел Бобровка и Малая Малышевка. В 1958 году, после появления в районе хороших дорог с твёрдым покрытием, в Кинеле было создано своё автотранспортное предприятие, которое начало организацию регулярного автобусного движения внутри города, а также междугородное сообщение в Куйбышев, в село Малая Малышевка и по другим маршрутам.
К началу 1963 года население города выросло до 35 тысяч человек. Тогда же в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 году Кинель был преобразован в город областного подчинения. Основным местом трудовой деятельности здешних жителей с того времени по-прежнему остаётся Кинельский железнодорожный узел (рис. 43-52).
Решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687 была установлена городская черта Кинеля, в результате чего общая площадь города увеличилась до 5288 га. В настоящее время в административные границы городского округа Кинель входят микрорайоны Лебедь, Елшняги, Горный, поселок Алексеевка, поселок Усть - Кинельский с населенными пунктами Студенцы, Советы, Мельница.
По данным на 2015 год, население города Кинель составляет 34,4 тысячи человек, а вот численность населения всего городского округа - 51,051 тысячи человек. В границах городского округа осуществляется местное самоуправление, которое является формой народовластия, обеспечивающей населению Кинеля возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Выборными органами местного самоуправления в городе являются Дума городского округа Кинель и глава городского округа. Исполнительным органом городского самоуправления является администрация городского округа Кинель.
Валерий ЕРОФЕЕВ.