Не так давно я уже писал о
Вислом камне и Анннаевской даче - сегодня поговорим о песчаной косе, начинавшейся от монастырской слободы мужского монастыря и простиравшейся вверх по течению вдоль Трубочного завода (недавно почившего в бозе Завода им. масленникова, или ЗиМ).
В альбоме
"Затоны и места зимовки судов на реках Волге и Каме, 1906" обнаружился план Аннаевского затона, отгораживаемого от Волги этой песчаной косой, и использовавшегося для зимовки речных судов:
Из книги
С.П. Неуструева "Словарь волжских судовых терминов", Нижний Новгород, 1914г, Электро-типография Г. Искольдского:
Затон. Затоном называется естественно образовавшийся глубокий залив в береге реки, представляющий собою удобную зимнюю стоянку судов, безопасную от весеннего и осеннего ледоходов.
<...>
Ниже мы помещаем список затонов и зимовочных мест на Волге и Каме, обследованных в навигацию 1911 и 1912 г.г.:
<...>
54. Затон Аннаевский расположен на левом берегу реки Волги, верстах в 3-х выше Самары, что против дачи Аннаева. Затон этот образовался от наносных песков, спускающихся в виде песчаной косы, примыкающей к левому берегу Волги; хотя коса эта и довольно высока, но не совсем обеспечивает зимующие в затоне суда от весеннего ледохода. Затон этот ежегодно подвергается изменениям, вследствие того, что песчаная коса, защищающая затон от ледохода, спускается; кроме того наблюдается смыв песков этой косы, хотя коса искусственно засажена ивняком для удержания песка от смыва. Повыше затона имеется проран по левому берегу, которым весною идет лед, и с той стороны от прорана ежегодно грозит опасность зимующим судам от ледохода. Не смотря на это, в Аннаевском затоне, хотя и с риском, зимуют большое количество судов. Вход в затон и самый затон глубокие; в нем может поместиться более 200 судов груженых и порожних.
Вот на этой фотографии можно заметить между отдыхающими на песчаной косе и коренным берегом полоску воды - это и есть Аннаевский затон:
Об истории возникновения Аннаевского затона известно следующее (источник -
журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь):
Ещё Олеарий отмечал, что напротив Лысой горы есть «...посередине Волги мелкий скалистый грунт, которого русские опасаются». А краевед К.П. Головкин на карте 1855 года заметил, что в этом месте «...показан песок в виде расширяющегося к низу полуострова (на плане - как бы висящей капли)». На плане 1858 года К.П. Головкин уже находит песчаный остров напротив Барбашиной (Барбошиной) поляны. Он приходит к выводу, что пески образовались в 40-х или начале 50-х годов, стали постепенно расти и пускаться к городу.
6 июля 1883 года (главой города в это время был купец Пётр Семёнович Субботин) управа подготовила специальный доклад по косе и вынесла на рассмотрение думы. Гласные одобрили предложение обратиться в правительство с просьбой провести необходимые изыскания «...для исследования причин удаления течения реки Волги от прежнего русла и принятия соответствующих мер к направлению течения старым руслом».
А она [песчаная коса] между тем росла и росла. По данным К.П. Головкина, достигла дачи Аннаева в 1898 году. Более того, появилась новая коса на фарватере, примерно в семистах метрах от берега, образовав затон, тоже названный Аннаевским. Общая длина песка составила 6 вёрст.
Интересно, что в Самаре нашёлся человек, который увидел в песках не зло, а благо. В 1900 году купец Ермолай Иванович Елисеев просил городскую думу разрешить брать с косы бесплатно песок для выделки искусственных камней. Управа рекомендовала гласным дать согласие сроком на один год в виде опыта. Но думцы здраво рассудили, что ни один купец строить завод на один год не будет, и разрешили брать песок за символическую цену, ибо его труды помогут бороться с косой. Возможно, так и был заложен силикатный завод (современная улица Соколова), который на протяжении многих десятилетий обеспечивал новостройки города кирпичом.
Первые практические шаги по борьбе с песками государство предприняло только в 1906 году, когда в губернию снова пришёл голод. Специалисты Казанского округа Министерства путей сообщения пришли к выводу, что образование Аннаевских песков вызвано размывом берега возле села Выползово. И действительно, берег тут представлял собой излучину, которая отбивала течение к левому берегу, подвергая одновременно правый размыву. На его укрепление и строительство на Самарке новой бухты выделялось 350 тысяч рублей. Для общего руководства общественными работами был утверждён комитет, в состав которого вошли представители Казанского округа путей сообщения, Самарского биржевого комитета, Государственного контроля. Городская дума на заседании 6-11 сентября командировала в этот комитет члена городской управы Д.К. Мясникова и гласного П.Ф. Шишкина.
Общественные работы велись преимущественно на бухте. Но 1 февраля 1907 года было получено указание из округа срочно начать укрепление выползовского берега. Туда были переведены с бухты опытные рабочие с тачками и инструментом. Камень, приготовленный для бухты, с Барбашиной поляны стали увозить в Выползово, где работа, по мнению гласных, была бесполезна. В знак протеста П.Ф. Шишкин и представитель Биржевого комитета отказались от какого-либо участия в работах по укреплению берега Волги в районе села Выползово. Но следует признать, действия путейцев предотвратили первую попытку реки уйти в Рождественскую Воложку. Позиция же гласных была связана с тем, что они предлагали совершенно иной путь борьбы с продвижением песков к городу. Его изложил в брошюре городской инженер К.В. Богоявленский в 1900 году. Тот самый, что предложит построить гидроэлектростанцию в Жигулях. Он полагал, что надо прорыть в песках вдоль берега канал, вода которого станет размывать пески. И его предложение будет принято.
В 1908 году на Путиловском заводе были собраны землечерпальные машины «Волжская-23» и «Волжская-24». Это были первые отечественные землечерпалки для разработки тяжёлых грунтов. Казанский округ путей сообщения договорился с заводом провести испытания новой техники на Аннаевских песках. Власти Самары взялись обеспечить за свой счёт снабжение машин топливом.
9 октября самарский губернатор В.В. Якунин, депутаты Самарской городской думы, члены Биржевого комитета хлебом-солью встречали министра путей сообщения Н.К. Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфуса. В сопровождении В.В. Якунина и инженера И.И. Ковзаня на казённом пароходе «Александр» высокий гость ездил на Аннаевскую косу смотреть работу машин Путиловского завода по прорытию канала в песках.
Надо полагать, испытания проходили не один летний сезон. Авторы книги «Речное судоходство в России», изданной в 1985 году, писали, что в эксплуатацию землечерпальные машины путиловцев вступили только в 1912 году.
Схема реки в черте города Самары. 1926
27 мая 1909 года на повестку заседания Самарской городской думы вновь вынесен вопрос об уничтожении Аннаевских песков. За год они спустились вниз по течению реки ещё на 126 саженей. Реальная угроза, что они отрежут город от Волги, сохранялась. Начальник Казанского округа путей сообщения предложил построить дамбу, которая остановит ход песков к городу. Более того, дамба позволила бы ставить под её защиту на зимний отстой суда. Но его проект борьбы гласные сочли неэффективным, так как в новой бухте на Волге нет надобности, ибо большая бухта для зимней стоянки пароходов и барж строилась тогда на реке Самаре. Гласные пришли к необходимости вынести вопрос о мерах борьбы с Аннаевскими песками на рассмотрение Государственной Думы.
В 1911 году в губернии снова был плохой урожай хлеба. Государство выделило на борьбу с песками 300 тысяч рублей. Некоторые думцы выражали сомнение, что работы ручным способом дадут результат. Городской голова М.Д. Челышев не согласился: «Работы эти производить необходимо и можно без опасения. На месте предполагаемого канала уже были вырыты ямы, которые песком не занесло. Поэтому можно предполагать, что и канал останется цел до 1913 года, когда на Аннаевскую косу будет поставлена землечерпальная машина».
В том же году на высокой поверхности косы посадили ряды ивняка. Посадки принялись, но, как свидетельствует К.П. Головкин, «...их с каждым годом всё более заносило песком».
Ни внимание правительства, ни использование новейшей техники по борьбе с ними ощутимого результата не приносили ещё долгие годы. В 1914 году Самарская городская дума даже рассматривала вопрос о привлечении к прорытию Аннаевской косы немецких военнопленных.
Эта фотография Трубочного завода наглядно иллюстрирует состояние Аннаевской косы и Аннаевского затона в 1911 году:
Аннаевская коса медленно сползала вниз по течению (
И. И. Попов. "ДЕФОРМАЦИИ РЕЧНЫХ РУСЕЛ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО". Ленинград, 1969):
На р. Волге у устья р. Самары расположен крупный левобережный отторженный побочень-крупное песчаное сползающее вниз по течению скопление наносов в виде огромной гряды про тяженностью около 4 км. Подвалье этой гряды представляет собой глубоководный плёс - разность отметок гребня гряды и наиболее глубокой части подвалья - плёса составляет около 12 м при длине ее около 1 км и ширине глубокой части более 100 м. Вся масса наносов, образующих эти так называемые Ан- наевские пески, ежегодно в весеннее половодье сползает вниз по течению, следовательно, перемещается расположенная ниже этого скопления плёсовая лощина.
<...>
Скорость перемещения Аннаевских песков была оценена в 150 м/год (табл. 4). Но это были данные за маловодный 1921 г. Если ж е вычислить среднюю скорость их сползания за 1932- 1962 гг. (Левин, 1963), когда наблюдались и высокие по ловодья, то она окажется равной уже 600-700 м/год.
Точку в истории Аннаевской косы и Аннаевского затона поставило строительство Саратовской ГЭС и наполнение Саратовского водохранилища - уровень
воды возле Самары повысился, гидрология существенно изменилась, и пески смыло.
На карте 1907 г. аннаевские пески полностью соединились с левобережьем р. Волги в районе первой просеки и стали использоваться при строительстве, в том числе Семейкинского шоссе.
В 1917 г. разрабатывались планы прорытия канала, в 1923 г. высота наносных Аннаевских песков составляла 13 метров, в 1926 г. случился небывало высокий уровень паводковых вод, в результате чего Волга смыла эти «горки» до 4 м над горизонтом вод, зато Аннаевская коса продвинулась к городу сразу на 700 м, почти достигнув Жигулевского пивоваренного завода, одновременно произошел сильный занос устья р. Самары волжским песком.
Окончательно Аннаевская коса была побеждена с постройкой Саратовской ГЭС (1960 годы). Отчасти косу затопило, отчасти изменившиеся потоки ее размыли.
Об окончательности победы над аннаевской косой свидетельствует лоция Волги 1996 года:
Там, где раньше коса возвышалась на высоту до 13 метров над уровнем воды, сейчас глубины порядка 12 метров.