В продолжение
вчерашнего поста про топоним Линдовский - история об одной из самых протяженных в своё время внутригородских железнодорожных веток - Линдовской железной дороге.
История этой железнодорожной ветки восходит к временам "запасной столицы", когда в Куйбышев были переведены не только посольства и органы правительства, но и многочисленные эвакуированные заводы.
Конечный участок Линдовской линии на карте Генерального Штаба ВС СССР 1970 года:
Для оперативного вывоза произведенной куйбышевскими предприятиями продукции в течении 1941-42 г.г. вдоль еще строившихся тогда городских улиц были проложены железные дороги.
Самая длинная из них протянулась от станции Средневолжская до завода имени Масленникова (бывший Казённый Трубочный Завод), выпускавшего боеприпасы.
На ней имелись многочисленные ответвления - на завод имени Тарасова (КАТЭК), 4-й Государственный Подшипниковый Завод, завод авиационных подшипников и прочие предприятия.
Дорога шла, в основном, вдоль будущего просп. К.Маркса, затем вдоль Московского шоссе на участке от Ботанического сада до кольца с Гагарина, а затем поворачивала направо по нынешней ул. Луначарского и шла мимо уже упоминавшейся нами вчера Линдовской насосной станции - вот участок, граничащий с давшим ветке название Линдовым городком на спутниковом снимке 1965 года (ж/д ветка выделена красным):
Ниже - крупно участок Линдова городка, занятый в то время цехами ГПЗ-4 - видно ответвление на территорию завода и ветка, уходящая дальше, к ЗиМу.
Линдовская насосная станция выделена зеленым:
Вот тут, примерно на том месте, с которого я снимаю, до 90-х была стрелка на разветвлении Линдовской линии, а на месте зелёного забора - железнодорожная проходная на территорию ГПЗ-4.
В середине снимка - казармы 3-й запасной артиллерийской бригады, к Мундиалю покрашенные в терракотовый цвет:
Стрелка была примерно вот такой (эта - не с Линдовской ветки):
Уже к 2002, когда ГПЗ-4 еще агонизировал, от ж/д ветки по его территории практически не осталось следа...
Современная же ул. Луначарского и вовсе ничем не напоминает о существовавшей здесь когда-то железнодорожной линии:
Найти на снимке 2018 года следы Линдовской ветки и вовсе невозможно.
Для формирования составов на Линдовской ж/д в своё время была построена станция. Она верой и правдой служила более полувека, но строительство метро и развитие города внесли свои коррективы.
В 1992 году пути были разобраны, станция закрыта.
Станция называлась Линдов-Город, и её следы еще можно обнаружить на архивных спутниковых снимках (снимок 2002 года):
Самарские старожилы еще помнят составы, стоявшие на путях станции Линдов-город - один из них оставался на станционных путях до начала 2000-х.
В 1965-м же станция из космоса выглядела так (снимок Key Hole):
Дольше всех продержался одинокий маневровый локомотив, который еще можно обнаружить на снимке 2011 года:
В ходе же масштабной реконструкции Московского шоссе к Мундиалю канули в Лету и локомотив, и станционные пути - разве что полуразрушенное здание станции могло остаться -
в 2016 оно еще стояло...
Разумеется, во времена строительства и первых лет эксплуатации железнодорожная ветка имела стратегическое значение, и на картах и планах Куйбышева не изображалась, как, например, на этом плане Куйбышева 1956 года:
Как видим, при сравнении её с картой Геодезического Комитета ВСНХ СССР от 1927 года - на плане изображены только изменения в застройке, а железнодорожной ветки нет.
Об эффективности советской системы засекречивания информации свидетельствует и тот факт, что Линдовской железнодорожной ветки нет на плане Куйбышева, составленном в 1942 году VI отдела РСХА по данным аэрофотосъёмки самолётов-разведчиков Люфтваффе Ju-88D (
о аэрофотосъёмке немцами Куйбышева и её результатах в виде снимков из архивов я уже писал в 2016г.).
Не знали немцы о существовании этой железнодорожной линии даже в мае 1944, несмотря на все усилия немецкой разведки по заброске шпионов и диверсантов в советский тыл:
То, что не смогли обнаружить и уничтожить немцы - уничтожило безжалостное время...
Источники: