При подготовке материалов про восстание чехословацкого корпуса невозможно было обойти вниманием бронепоезд "Орлик",
о котором я вам уже рассказывал, а поскольку "Орлик-I" по сути состоял из нескольких бронеавтомобилей, поставленных на железнодорожные платформы, то вполне понятен мой интерес к бронеавтомобилям того времени.
Вспомнив, что один из таковых я видел когда-то в Самаре, в бывшем музее ПриВО (ныне - Военно-Исторический Музей ПУрВО), я и отправился при первой же оказии туда.
Однако после беседы с научными сотрудниками музея выяснилось, что это таки не оригинальный бронеавтомобиль, а макет бронеавтомобиля "ФИАТ-Ижорский", изготовленный в 1967 году к 50-летнему юбилею Октябрьской революции.
Тем не менее, общее представление о "ФИАТе-Ижорском" он составить позволяет, ну и архивные фото настоящих бронеавтомобилей я вам тоже покажу.
Поскольку мой интерес был связан с чехословаками, то для начала - фотография погрузки автомобилей, захваченных чехословаками под Троицком (Челябинская обл.). Справа - бронеавтомобиль «Фиат-Ижорский». 17 июня 1918 г.
Тот же автомобиль и на той же платформе:
Еще одна фотография ФИАТа-Ижорского, только в ином ракурсе. на платформе под охраной чехословацких легионеров, Сибирь, 1918 год:
Ну а теперь - тот же ФИАТ на службе в РККА:
Надо сказать, что этот броневик славно послужил не только РККА и чехословакам - были они и у нескольких различных Белых армий, как, например, вот этот экземпляр:
Несколько бронеавтомобилей этого типа даже достались полякам в ходе советско-польской войны 1919-21 г.г., и оказались в составе Войска Польского:
Оцените камуфляж и название ;)):
Собственно, поглядев на несколько совершенно аутентичных броневиков. вы теперь вполне можете сравнить степень достоверности изготовления того макета, который всякий желающий может увидеть сам, посетив вышеозначенный музей:
Фас, профиль...(с) Лёлик
Чертежи:
И напоследок - общий план:
Достоверно известно, что до наших дней сохранился по меньшей мере один подлинный экземпляр бронеавтомобиля «Фиат» Ижорского завода.
Данная машина выпуска 1918 года находится в павильонной экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил в Москве.