В свое время Петр I взялся реформировать брачную жизнь с той же решительностью, с какой делал и все остальное.
В 1714 он издал указ об обязательном образовательном уровне для дворян. Вступающих в брак : жених должен был представить справку о знании арифметики и геометрии. В 1722 он запретил жениться «дуракам, не годным к государственной службе и наукам»
С 1724 родители согласно указу не смели принуждать детей к браку, однако дети не имели права на брак без их благословения и согласия. Сам Петр, кстати, считал, что браки по взаимной симпатии будут способствовать рождаемости.
Указ Екатерины II 1775 года запретил заключение брака без личного участия - ну, исключая династические браки для царской фамилии.
Брачный возраст определялся 18 годами для мужчин и 16 - для девушек. Архиерей обладал правом снижать брачный возраст на полгода. Лицам старше 80 жениться запрещалось (а с 1860 года особое разрешение архиерея на брак требовалось и мужчинам старше 60 лет).
Законы соблюдались, как и положено - через раз. Секретарь английского посольства Л. Вейсборд пишет : «Здесь во всех слоях общества браки совершаются в очень юном возрасте, часть брачующихся не достигает и пятнадцати лет… На вопрос священника, желают молодые ли вступить в брак и добровольно ли согласились на него, нередко в церкви раздается громкий смех гостей» (1711 г.)
Венчание могло проходить только в приходе жениха или невесты. За три недели до свадьбы священник оповещал прихожан о венчании. За этот срок батюшка совершал «свадебный обыск» : по метрикам проверял, нет ли близкого родства между молодыми, есть ли им должное количество лет. Если венчание ошибочно совершалось между родственниками, умалишенными, малолетними или неразведенными - священник лишался сана и прихода.
Офицер получал от своего командира разрешение на свадьбу. В 1869 году вышел указа военного ведомства, по которому командиры полков должны были рассматривать «пристойность брака» своих офицеров. В законе 1901 года о браках офицеров рекомендовалось «чтобы невеста была доброй нравственности и благовоспитанна». Военное начальство проверяло и материальную обеспеченность молодых.
Гражданский чиновник тоже должен был получить согласие начальства.
Для кавалера приличным считалось 3-4 визита, не более - большее количество налагало ответственность, ибо он компрометировал девушку и отпугивал других женихов.
С предложением всегда обращались к главе семейства. После помолвки жених традиционно навещал невесту ежедневно. Наедине их не оставляли, всегда в комнате присутствовала мать или пожилая родственница. Невеста не должна была сидеть праздно, а держать в руках рукоделье. Часто оно предназначалось именно жениху - такие hand-made подарки были традицией. Они содержали инициалы, часто что-нибудь вроде «думай обо мне» или «все мои помыслы о вас».
В день свадьбы молодые не виделись с утра. Шафер (в допетровское время его называли «дружкой») приезжал в дом невесты с букетом цветом и сообщал, что жених ждет в церкви. Туда отправлялся пышный кортеж - «свадебный поезд», состоявший их празднично украшенных экипажей невесты, родственников и гостей. Как правило, венчание совершалось днем, после литургии. По церковным законам запрещалось играть свадьбы во время постов, в канун великих праздников и в дни коронации.
В первой пол. 18 в. обряд венчания соблюдался нестрого. В 1703 г. Петр I счел службу по случаю венчания боярина И.Ф.Головина слишком длинной и приказал священнику прервать чтение Требника и сразу благословлять молодых; а позже, в 1724 приказал Синоду внести изменения в чин венчания и сократить Требник.
В нач. 18 в связи с пышными прическами почти исчез древний обычай надевать венцы на голову жениха и невесты, и венцы стали держать навесу шаферы. Традиция обручаться крестами тоже ушла в прошлое, в обряд пришли кольца.
Невеста заказывала обычно три платья : для венчания, для ужина и для визитов. Традиционный свадебный сарафан сменило европейское белое платье с фатой. Если в семье был траур, то использовали ткани лиловых оттенков.
В церковь, в отличии от ужина, не следовало надевать декольтированное платье, и небогатые невесты экономили, прося портних придумать съемные детали.
В нач. 18 голову невесты украшал венок из красных цветов - символа счастья и благополучия в семейной жизни, а после - флердоранж.
Костюм жениха, как правило, состоял их парадного мундира или праздничного кафтана.
После обручения невесту одаривали деньгами и дорогими подарками. Из церкви молодые уезжали последними, чтобы застать дома всех гостей в сборе. Молодых встречали свадебные распорядители - маршалы. Дома читали молитву, гостям подносили по стопке водки, и начинался торжественный обед. Женщины и мужчины сидели обычно вместе, но соблюдался порядок чинов. Маршалы должны были произносить тосты и следить за тем, чтобы всем гостям вовремя наливали вино.
В дворянских семьях помолвки часто инициировались старшими родственниками; светскими клубами знакомств, разумеется, были балы. Ни одна же купеческая свадьба не устраивалась без свахи. Помещику профессиональная сваха искала девушку-сироту, даме с капиталом - молодого доктора, купцу - вдову с титулом. Свахи, промышлявшие в благородных Омах, носили чепцы и шляпки. Остальные непременно надевали платок, концы которого завязывались сзади.
Свахи ходили по домам, гадали на кофейной гуще, распространяли новости и сплетни, оповещали о новинках моды. Собирая так информацию о семействах, они сватали молодых людей друг другу. Дабы не запутаться, они вели записи. Так, к примеру, выглядел журнал известного петербургского свата, промышлявшего в 1890-е годы в в Песках и прозванного Макароной за свой рост :
лет приданое фамилие, звание физиономия примечательно 4120 тыс.рублей Луконосова. купеческая вдоване ахтихорошая партия карьеристу215 тыс.руб и домАнисья Сизова, купеческая дочь верхняя губа с юности укушенаотец три раза не платил
Если свахе удавалось расхвалить товар (умолчав о его недостатках), то устраивались смотрины.
Важным для купечества событием был Духов день, когда в Летнем саду проводилось ежегодное гуляние с духовым оркестром. Туда девушки и приезжали с тетками или старшими сестрами.
Купец Н.А.Лейкин вспоминал: «Расфранченные женихи стояли шпалерами по бокам главной аллеи сада и смотрели на целый поток двигавшихся по аллее купеческих и чиновничьх невест. Свахи, которых тогда в Петербурге было множество, шныряли от женихов к невестам и обратно, и сообщали о приданом невест, о положении женихов».
Из дневника купеческой девушки Юлии Полиловой : «Когда мы приехали на линейке с маменькой к Летнему саду, у решетки и на набережной стояло очень много народу. Я скромно опустила глаза и прошла через ворота. Где больше всего толпилось мужчин. Пройдя несколько шагов дальше, я взглянула опять направо и обомлела… передо мной стоял молодой красавец офицер. Наши взгляды встретились; я сразу почувствовала особое к нему влечение и вовсе позабыла, что обращаю на себя общее внимание, обернула голову и не спускала глаз с офицера».
Выписка из метрической книги о бракосечении студента Лесного института С.Т.Маркова и дочери купца II В.Ф.Соловьевой, 1909 г.
Заманивая жениха, ему посылали записки, обычно составленные свахой
« Многоуважаемый Петр Степанович !
Не откажитесь поскучать сегодняшний вечер с нами. Любинька приготовила премиленькую пиеску в четыре руки. Помогите Вашей ученице. Ждем Вас.
Вдова отставного статского советника, Мария Ивановна Шмелева.
P.S.Сегодня Любинька видела вас во сне. »
Не полагаясь на опыт свах, справочники для женихов и невест предлагали образцы записок. К примеру, такую :
«Милостивый государь!
Бесчестный поступок Ваш не пройдет безнаказанно. Если завтра Вы не сделаете официального предложения и не условитесь со священником, я приглашу адвоката и пожалуюсь. В наше время шутить с каждой нельзя!
Вся Ваша!»
После помолвки жених устраивал для приятелей «кутеж», традиционно - с поездкой шумной компанией в баню; для девушек же предполагался «девичник».
Сваха. Устроив свадьбу, не устранялась - она организовывала передачу приданого, участвовала в подготовке свадебного ужина, приглашала именитых гостей. В конце 19 в. отставной бригадир легко соглашался за три рубля сыграть на свадьбе генерала.
Часто свахи злоупотребляли доверием : заказывая напитки и продукты, получали откаты от лавочников; к гостям проводили «стрелков» - профессиональных картежников-шулеров.
В начале 20 в. свах потеснили газеты - «Узы Гименея», "Брачная жизнь" и другие.
Насладитесь их объявлениями, люди и френды.
***
И приятных вам бракосочетаний, если вдруг кто.