Ручная роспись, позолота и другие секреты изготовления фарфора «Херенд»

Oct 19, 2017 07:00



Любимый сервиз королевы Виктории, набор посуды стоимостью полтора миллиона долларов для частного дома в Швейцарии, фигура дзюдоиста для Путина - история «Херенда» так же насыщенна, как и география продаж: сегодня фарфор венгерской мануфактуры импортируется в более чем 60 стран мира, и самые быстрорастущие рынки, как ни странно, азиатские.



Чтобы узнать, почему фарфор этой небольшой европейской мануфактуры столь высоко ценится во всем мире, стоит отъехать на 130 км от столицы  Венгрии - в одноименный город, расположенные в медье Веспрем.



Мануфактура, впрочем, выглядит более чем современно - мультифункциональный комплекс, расположившийся в одноименном поселении, включает в себя не только завод с его многочисленными цехами, административное здание и музей, но и туристическую мини-мануфактуру, где можно полюбоваться процессом изготовления фарфора, демонстрационный зал, ресторан, кофейню и магазин.



Датой основания мануфактуры принято считать 1826 год, когда Винце Штингл открыл в деревне Херенд свою мастерскую. К тому моменту гончарный промысел получил широкое распространение внутри страны и начались первые попытки производства местного фарфора. Несколько сложных лет Штингл экспериментировал с составом, однако его желто-серая продукция не могла соперничать с другими европейскими образцами. Ситуация в корне переменилась, когда в 1839 году фабрику купил предприимчивый делец Мор Фишер, и уже несколько лет спустя фарфор, произведенный на «Херенде», начинает конкурировать со знаменитым венским фарфором.

Архивные записи тех лет утверждают, что «Херенд» начинался с подражательства - мастера мануфактуры вдохновлялись продукцией Мейсенского, а затем и других заводов - Севрского, Венского, Каподимонтского. Специализируясь на производстве изделий в стиле других мануфактур, «Херенд» достиг успеха, когда аристократические семьи стали заказывать образцы утерянных экземпляров старинных фамильных сервизов. Главными художественными инспирациями художников стали позднее барокко и рококо, а также китайская роспись, ставшая особенно популярной среди европейской знати в XIX веке. В 1851 году в Лондоне состоялась Всемирная промышленная выставка, на которой была представлена, в том числе, и продукция «Херенд». Украшенный цветами и бабочками сервиз получил Первый приз и покорил королеву Викторию - настолько, что она приобрела его для личного пользования, а узор стал называться в ее честь.



В истории «Херенда», как и в истории всякого большого предприятия, случались взлеты и падения. Расцвет мануфактуры пришелся на вторую половину XIX века, в начале XX века наметился резкий спад, однако к началу Второй мировой войны фабрика вновь обрела былое величие. В 1990-е годы производство было модернизировано, но, несмотря на новое оснащение, процесс изготовления фарфора остался таким же, как и 190 лет назад.

Используя три вещества - каолин, полевой шпат и кварц (последние два привозят в Венгрию из французского Лиможа), мастера «Херенда» замешивают массу по собственной особой рецептуре, из которой впоследствии вручную формируют изделие и вылепливают элементы декора. Богатство форм - а их не менее 15 000 штук! - обеспечивается различными методами изготовления, включающими в себя ручное ваяние, прорезывание, плетение. Прошедшее контроль качества изделие отправляется на обжиг при температуре 1380 градусов по Цельсию, после чего попадает в руки к художникам - сегодня на фабрике их 320 человек.



В художественных цехах царит строгая иерархия, разработанная еще в XIX веке в Нюрнберге для классификации ремесленников, - «живописцы по фарфору» делятся на три условные категории: художник, кандидат в мастера-художники, мастер-художник. Последние наделены правом авторской подписи, которая говорит об их уникальном таланте, - таких профессионалов во всем мире считаные единицы! Чтобы получить почетный титул, необходимо не только пройти трехгодичное обучение в профессионально-техническом училище мануфактуры и сдать сложный экзамен, но и доказать свое мастерство авторскими работами, демонстрирующими художественный вкус и «уверенную руку» исполнителя. Выпускники училища, не достигшие уровня мастера, распределяются в соответствии со своими способностями, специализируясь на определенном направлении: роспись фигур, нанесение орнаментов в китайском и японском стиле, восточные мотивы. Каждый художник полностью выполняет «вверенный» ему мотив, используя для идентичности узора контуры, необходимые для того, чтобы рисунок на изделии был аналогичного размера и формы вне зависимости от мастера и года изготовления.



Ручная роспись выделяет «Херенд» на фоне других европейских мануфактур. На изготовление предмета может уйти от нескольких часов до нескольких месяцев. Художников не торопят - несмотря на то что большая часть мотивов не уникальна, для создания настоящего шедевра необходимо подлинное вдохновение. После того как рисунок исполнен, наносят завершающий штрих - позолоту (в более современных дизайнах золото заменили платиной, придающей узорам актуальное модернистское звучание). Готовое изделие штампуется торговым знаком либо авторской подписью художника и отправляется на последний обжиг - на этот раз при температуре 680 градусов. И, если контроль качества «дает добро», арт-объект - не важно, идет ли речь о небольшой подвеске, интерьерной фигуре или, скажем, высокой вазе - отправляется на продажу.



В архивах мануфактуры хранятся свыше 4000 различных орнаментов - от ставших знаменитыми на весь мир «Королевы Виктории», «Барона Ротшильда», «Графа Аппони» и «Сисси» до уникальных образцов, созданных именитыми художниками и скульпторами, как, например, вазы Ласло Хорвата, чайный сервиз Миклоша Мелокко или фантасмагоричные фигурки в карнавальных костюмах Имре Шраммеля. Даже если любимая чайная пара вашей бабушки, приобретенная в середине прошлого века, разбилась или дала трещину, восстановить ее не составит труда - мастера мануфактуры могут воспроизвести любую из форм и орнаментов, когда-либо произведенных на «Херенде».



Новое время

На мануфактуре не чураются тенденций XXI века и экспериментируют с дизайном, предлагая более молодой аудитории лаконичные решения в мягких пастельных тонах, однако руководство «Херенда» уверено, что культурная миссия предприятия - поддержание старых традиций и бережное отношение к наследию прошлого. Именно поэтому компания не стремится удешевить производство и отказаться от авторской ручной росписи - да, возможно, круг покупателей стал бы шире, но тогда завод потерял бы своих почитателей, долгие годы коллекционирующих уникальные изделия родом из Венгрии.



Индивидуальный подход к клиентам заключается еще и в возможности изготовить предмет любой сложности в единственном экземпляре. Один из самых масштабных проектов такого рода - создание фамильного сервиза для немецкой семьи, проживающей в Швейцарии: пара заказала для своей виллы набор на 24 персоны, и каждое изделие было уникальным в своем роде. 23 художника работали над росписями на протяжении полутора лет, создавая сервиз, в котором не было повторяющихся мотивов. Персонализированный подход обошелся заказчикам в 1 500 000 долларов, поставив их в один ряд с монаршими фамилиями и аристократами, в разные годы приобретавшими в «Херенде» посуду для особых случаев. Забавный эпизод связан с банкиром Ротшильдом - его именной сервиз, изготовленный на мануфактуре, был украшен небольшим золотым ожерельем, висящим на ветке, как напоминание о потерянном и чудесным образом найденном любимом украшении баронессы.



Впрочем, не обязательно быть миллионером или представителем элиты, чтобы заказать на мануфактуре изделие на свой вкус - как правило, художники с азартом берутся за новые амбициозные задачи. Отказывать тут не принято, даже если эстетическое видение мастеров не совпадает со взглядами заказчика. Среди поклонников «Херенда» в разное время значились принцесса Диана (у нее была обширная коллекция фарфора), Арнольд Шварценеггер, принц Уильям и Кэтрин, которым президент Венгрии подарил сервиз в честь бракосочетания. Фигурка дзюдоиста есть и у российского президента Владимира Путина. Единственный случай, который смогли припомнить «старожилы» фабрики, - отказ изготовить сервиз самопровозглашенному африканскому диктатору. «Херенд», может, и вне политики, но точно не вне общечеловеческой морали.



















Источник

посуда

Previous post Next post
Up