25.09.2006 Ораниенбаум.
Решила проснуться попозже, не могла отказать в удовольствии выспаться. Рюкзак, плейер, путеводитель, электричка, чтение "Заповедника" в дороге. День выдался ярким, солнечным и теплым, впрочем, с погодой весь сентябрь нам очень везло - было тепло, сухо и солнечно. Всю дорогу ехала в ожидании, что вот-вот увижу Финский залив, но он проблеснул лишь однажды, при подъезде к Ораниенбауму. Чего мне стоило только название выучиться правильно произносить с первого раза! Как оказалось позднее, это была первая и последняя встреча с "большой водой". Расстроилась, ибо ожидала такого же водного простора, ветра и волн, как в Петергофе. Жаль, хотелось побродить по линии прибоя. Может я не туда смотрела?
Выйдя на вокзале, тут же устроила опрос у населения - как пройти в парк. В этот раз все было не так очевидно, как с Павловском. Там ведь буквально упираешься в ворота. Здесь тоже было недалеко от вокзала, только взять немного вправо. Привокзальный рыночек вернул обратно в 80-е :) казалось, время остановилось в этом тихом провинциальном городке. Жители спокойные, несуетливые и доброжелательные, что крайне приятно.
Очень впечатлила громадная белоснежная церковь, высившаяся неподалеку от вокзала. Ее недавно отреставрировали. Она настолько ослепляла своей белизной на солнце, что не было никакой возможности ее сфотографировать :) Внутри осталось приятное ощущение от того, что ее в свое время не разрушили, а сохранили и отреставрировали.
Зато фотографию Собора Архистратига Михаила в Ораниенбауме нашла
здесь.
Это место было обитаемо задолго до настоящего времени. В 1846 г. в окрестностях Ораниенбаума при распахивании поля был найден клад из 400 европейских и восточных монет IX и Х веков. Здесь, пленясь красивым местоположением, Меньшиков закладыает усадьбу, а позднее и дворец, Существует предание, что это было сделано по просьбе Екатерины I. Петр часто пускался в путь на остров Котлин по бурному морю, и Екатерина надеялась, что, возвращаясь, Петр непременно заглянет к своему любимцу, а далее поедет сухим путем.
Нижний пруд. С руинного моста посетители кидают монетки и вот как это выглядит при ярком солнце:
Можно покормить лебедей, которые важно прогуливаются вдоль сетки, высматривая вкусненькое:
С помощью плотины руинного мостаеще в XVIII была запружена река Карость и сооружен Нижний пруд. Во времена Петра III на пруду содержался потешный флот из двух фрегатов и двух галер, вооруженных бронзовыми пушками.
В 1710 г. Меньшиков приступает к постройке в Ораниенбауме загородной резиденции - Большого дворца и служебных помещений.Основные работы по великолепному дворцу, выстроенному в стиле русского барокко, были выполнены в 1720-х гг. Тогда же был разбит и Нижний сад - один из перых регулярных садов России - а также прорыт Морской канал, позволявший проходить в Нижний сад на небольших судах.
Большой дворец имел центральный двухэтажный корпус, соединенный полукруглыми галереями с двумя боковыми павильонами - Японским (восточным) и Церковным, в котором располагалась церковь во имя св. Пантелеймона.
К сожалению, сам дворец стоял весь в лесах и был закрыт на реставрацию. От него удалось посмотреть только Японсий павильон, но это чудо! Изящные, богато украшенные лепниной и рисунками, комнаты, искусно вырезанная ореховая лестница, величественная, дрожащая хрусталиками, люстра... Я заходила в зал и замирала на пороге, не отводя глаз от великолепия потолка. И выставка была очень интересная - японский и китайский фарфор 18-19 вв., шелкография, рисунки, мебель. Очень познавательно было то, что около большинства предметов аккуратно в рамочке был представлен "перевод" языка восточных символов. Думаю, это очень правильно, ведь экспонаты не должны безмолствовать, они должны быть понятны и интересны не только востоковедам. Кажется, я наконец-то научилась различать японский и китайский стиль сюжета и типы рисунка... Не прошло и нескольких лет :) Очень запомнилось большое праздничное японское блюдо - на бежево-коричневом теплом фоне, с золотым песком, летели журавли. Их смогли показать столь разнопланово, что они казались объемными, да еще когда солце светило на блюдо и оно сияло золотым песком - казалось, что солнце льется из этой тарелки изнутри.
При Екатерине II, в 1762 г., к юго-западу от Большого дворца началось строительство "собственной дачи", включавшей Китайский дворец и обширный парк. Часть его имела регулярную планировку, а во второй были введены элементы пезажного стиля. В то же время в парке строилась катальная горка и павильоны.
Катальная горка:
Здесь шла собственно горка длинной около 700 м. Горка была волнообразной, катались на специальных украшеных колясочках в виде древних колесниц, гондол, зверей с седоками, пускаемых со второго этажа павильона:
Из-за ветхости катание было прекращено в 1801 г., а в 1858-61 гг. спуски и колонады были разобраны, и остался лишь центральный павильон.
При Меньшикове центр дворцового сада занимали цветники, а по сторонам располагались шпалеры из кленов и елей. В саду были три фонтана и деревянная скульптура. После отставки Меньшикова сад, требовавший тщательного ухода, пришел в полное запустение. Грустно, но померанцевой оранжереи тоже нет, я все тайно надеялась на ее восстановление.
Кстати, во дворце, по моде того времени, имелась своя домашняя обсерватория:
"Царь-новатор Петр I триста лет назад дал толчок многим сферам жизни русского общества, в том числе и просвещению.
Он ввел в моду проведение астрономических наблюдений, в которых и сам иногда принимал участие. В созданную им Академию наук были приглашены лучшие ученые Европы, такие как французский астроном Делиль и Леонард Эйлер из Швейцарии. Домашними обсерваториями обзавелись многие из сподвижников Петра.
Наиболее известным любителем астрономии петровской эпохи можно назвать вице-президента Синода архиепископа Феофана Прокоповича (1681-1736), слывшего вольнодумцем. Он имел свои собственные инструменты - квадрант радиусом 3 фута и секстант в 7 футов, а также, пользуясь своим высоким положением, в 1736-м году, брал себе на время телескоп из обсерватории Академии наук. Наблюдения Прокопович проводил не только на своей усадьбе, но и на обсерватории, устроенной А.Д.Меньшиковым (1673-1729) в своем дворце в Ораниенбауме."
На вершине центрального купола Большого дворца установлена императорская корона. Как же на нее большевики зуб точили! Столько бумажек исписали с требованием ее снести, а на ее место установить приборы для метеорогического наблюдения. Историки им четко ответили - то, что вы видите, это не корона, а естественный, гармоничный элемент декора дворцового купола, никоим образом не подрывающий идеалогию партии. Корна чудом сохранилась на первоначальном месте.
Фотографии Большого дворца, дворца Петра III, Китайского дворца можно посмотреть
здесь.
Особенно пленил дворец Петра III - он очень маленький, но внутри больше, чем снаружи. Просто удивительно, как там уместилось столько комнат. Очень замечательно, что там проводятся экскурсии, в частности, мы узнали, что в "китайском" кабинете, сплошь покрытом черными лакированными дощечками с китайскими золотыми мотивами, на самом деле эти картинки рисовал крепостной мужик-художник, имевший хорошее чутье и талант копирования. Были заказаны несколько дощечек с рисунками из Китая, он их изучил и на их основе искусно нанес рисунок по всей комнате, причем каждый рисунок уникален и не повторяется. Если бы в комнате использовался труд настоящих китайцев - ей бы цены не было :)
На втором этаже дворца наъходилась маленькая комнатка для отдыха царя. Она действительно крохотная - там и лежать-то в полный рост невозможно, только прикорнуть, прислонившись к подушкам. Петр III очень не любил, чтобы его беспокоили во время отдыха, он строго-настрого запрещал приближаться к своей комнатке отдыха, а чтобы никто не вошел внезапно, в предыдущем зале пол был сдлан с секретом - при наступлении на некоторые половицы играла музыка. К сожалению, впоследствии этот секрет был утрачен и теперь половицы молчат.
В Китайский дворец, куда я стремилась всей душой, зная, что в нем собрано огромное количество предметов китайского декоративного искусства, оказался закрыт перед моим носом. Мда. А все потому, что я долго до него шла. Он закрылся в 16 часов. Всего лишь нужно было пораньше проснуться и вытряхнуться на улицу - все бы успела.
Тогда я направилась на Китайскую кухню, что располагается по соседству. Наверное, у меня было очень жалостливое выражение лица (как у кота в Шреке), но меня пустили, да еще и на экскурсию попала. Правда, я так и не поняла - это была кухня, фрейлинская или домик для отдыха? Потому что здесь были и печь, и роскошные часы, и предметы обихода. И еще там почему-то ужасно холодно внутри, совсем не как на кухне. Странно, Ораниенбаум немцами не был захвачен, бои чуть в стороне прошли - тогда кто же здесь все так порушил, что реставрация до сих пор рлным ходом идет? Я в недоумении. Ну внешние стены это еще понятно - это сыграли время и погода. Но почему на кухне все стены оббиты, словно они содержали когда-то драгоценный металл и его потом отковыривали по кусочку :) Загадка природы.
А еще возможно мне не удалось попасть в Большой и Китайский дворец потому, что там снимали фильм
«Ораниенбаум. Серебряный самурай». Съемки как раз в это время велись.