Фильм "Безымянная - одна женщина в Берлине"

Jul 06, 2019 23:49

«Безымянная - одна женщина в Берлине» (немецкое название - "Anonyma Eine Frau in Berlin", английское - "A Woman in Berlin") - художественный фильм 2008 г. Он посвящен событиям конца апреля 1945 г., когда в Берлин вошли советские солдаты и в городе началось насилие относительно женщин.

Фильм был поставлен по книге "Одна женщина в Берлине" ("Eine Frau in Berlin"), написанной Мартой Хиллерс (Marta Hillers). В трех дневниках она описала события с 20 апреля по 22 июня 1945 г. Марта была журналисткой и первоначально опубликовала свой дневник анонимно в 1954 г., в США и Англии (около 500 тыс. экз.), затем в 1959 г. в Швейцарии. В Германии с 1959 г. было с трудом было продано около 3 тысяч экз.Удивленная негативной реакцией на книгу в Германии, Марта запретила переиздавать книгу при жизни. Повторно она была опубликована два года спустя после ее смерти, в 2003 г., снова анонимно, на английском и 7 других языках. Издания были бестселлером в течение нескольких недель, продавались в Англии, США, Польше, Голландии (12 тысяч экз), Норвегии (7 тысяч экз).



Марта родилась на границе Германии и Голландии. в Крефельде, в 1911 г. После окончания школы она училась в Париже, в Сорбонне, изучала историю и историю искусств. Как журналистка, она активно путешествовала по Европе, включая СССР, прекрасно владела французским и немного русским. С сентября 1931 года по май 1933 года она побывала в Польше, СССР (Грузия, Армения), Турции, Греции и Италии, работая фотографом в европейских и американских газетах. Она работала независимым журналистом в Берлине, писала статьи для национал-социалистских журналов и газет. До весны 1945 г. была главным редактором газеты для гитлерюгенда "Наша новая жизнь".



С конца апреля 1945 г. она решила вести дневник, чтобы описать как выживали женщины, дети и пожилые мужчины во время и после битвы за Берлин. Она рассказала, что солдаты Красной Армии неоднократно насиловали ее и других женщин любого возраста. Чтобы защитить себя, она и другие женщины выбрали себе советских солдат в качестве защитников. Она нашла самого высокопоставленного, чтобы  «спать с ним ради еды».  По оценкам, 100 000 женщин в Берлине были изнасилованы во время оккупации.

После войны, вдохновленная подругой, она разрешила анонимную публикацию этих дневников в 1954 г. в США. В 1950-х она повторно вышла замуж, бросила журналистику и уехала в Базель. В 1959 г. ее мемуары были опубликованы на немецком языке в Швейцарии, снова анонимно. На основании негативных отзывов, полученных в Германии, и обвинений в том, что она оскорбила честь немецких женщин, она отказалась публиковать какие-либо новые издания при жизни. Она умерла 16 июня 2001 года в Базеле. "Женщина в Берлине" была ее единственной работой.

Марта Хиллерс.





Копии швейцарского издания книги распространялись в 1970-х в Германии и были популярны среди феминисток. Ханс Магнус Энценсбергер, издавший книгу в Германии в 2003 г., написал об отношении к книге в послевоенные годы:«Немецкие читатели, очевидно, не были готовы принять какую-то неудобную правду ... Немецкие женщины не должны были говорить о реальности изнасилований; и немецкие мужчины предпочитали, чтобы их не считали бессильными наблюдателями, когда победившие русские требовали своей военной выгоды».

В 2005 г. книгу с новым английским переводом опубликовали в Англии и США. Издания на немецком и английском языках стали бестселлерами. Эксперты проверили дневник и подтвердили, что это настоящий дневник того военного времени. Правда, в книжном издании 2003 г. есть некоторые моменты, которых нет в дневнике. Другими словами, книга только на треть состоит из подлинного текста дневников. Издатели объяснили это "подготовкой дневников к печати". Сама Марта для первого издания добавила записи, критикующие нацистский режим, насилие женщин в военных условиях, а также внесла изменения в дневниковые записи, не позволяющие узнать людей, домашних животных, виды транспорта, расположение квартиры и военных объектов. Британский историк, написавший огромный труд о битве за Берлин, подтвердил подлинность дневника. Он соответствовал его собственным детальным знаниям того периода и другим первичным источникам, которые были в его распоряжении. Специалисты подтвердили, что дневники и позднее перепечатанный с них текст - создание одного автора и они подлинные.

С одной стороны фильм получил высокие оценки за показанную жестокую реальность войны. С другой стороны, режиссера обвинили в том, что он использовал очень популярную тему, которую в своих работах не использовал разве что ленивый.

"Такие фильмы как этот существуют не потому, что создатели интересуются темой, а потому, что кто-то хочет заработать денег, и затем ищутся темы, которые «пойдут». Потому что продюсер хочет вскочить в поезд, который катится уже давно и надёжно, и с высокой скоростью. И у него есть деньги, чтобы купить билет. В результате получаем престижный мейнстрим-проект, чисто глянцевый немецкий драматический фильм, который нам - чуть не сказали бы «до тошноты» - знаком; миловидные, выдающиеся актрисы вплоть до ролей второго плана, с запачканным гримом лицом и бросающимся в глаза платком из грубой ткани на белой коже, как будто они должны были играть в пьесе Гауптмана, а затем их расставили между аккуратно расположенными на сцене грудами развалин".

Фильмы

Previous post Next post
Up