Фильм "Работа без авторства"

May 17, 2019 23:56

"Работа без авторства" - третий известный фильм немецкого режиссера Флориана фон Доннерсмарка. Предыдущие два - "Жизнь других " (более 40 международных наград, Оскар 2007 г. в категории "Лучший иностранный фильм") и "Турист" с Джонни Деппом и Анжелиной Джоли. Помимо разностороннего образования в Германии, Бельгии и США, Флориан закончил университет в Петербурге (диплом преподавателя русского языка и литературы), университет в Оксфорде (магистр философии, политики и экономики, включен в список 100 самых знаменитых выпускников за последние 10 веков) и Университет кино и телевидения в Мюнхене (диплом режиссера). Бегло говорит на английском, немецком, французском, русском, итальянском. Его специализация - долгое придумывание сюжета, проработка деталей, сложно сплетенные истории судеб.

Фильм "Жизнь других" пока еще не смотрела, он отложен в качестве десерта. Сегодня хочу рассказать про фильм "Работа без авторства" (Werk ohne Autor), который вышел в октябре 2018 г. Он был номинирован на Оскар в категории "Лучший иностранный фильм" и "Лучшая операторская работа", номинирован на "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале и на "Золотого глобуса" в Голливуде. Фильм "Работа без авторства" стал вторым современным популярным немецкоязычным фильмом после "Жизнь других". Подобная известность, когда фильм немецкого режиссера на немецком языке выиграл Оскар в нескольких номинациях, была только у фильма "Das Boot" 36 лет назад.
Продолжительность фильма - 3 часа.



Фильм "Работа без авторства" интересен тем, что в нем показываются три разных грани культурной жизни Германии - при национал-социалистах, на социалистическом Востоке и на свободном Западе. За основу сюжета была положена биографическая история Герхарда Рихтера, самого дорогого и успешного современного художника Германии.

Он родился в Дрездене в 1932 г., в детстве ходил в музеи рассматривать картины, видел как в феврале 1945 г. бомбили Дрезден. В его семье нацисты забрали юную тетю, которой поставили диагноз "шизофрения" и отправили в газовую камеру. Со всем этим багажом впечатлений от жизни он начал пробовать рисовать. Поначалу на бумагу выплескивалось всё, что успел пережить ребенок и подросток.

Благодаря таланту ему удалось поступить в Художественную академию, где он познакомился со своей будущей женой, которая училась на дизайнера одежды. В фильме очень трогательно показана история их знакомства, когда страшно, волнительно, но хочется не упустить свой шанс остаться рядом с понравившейся девушкой. Потому что без нее жить дальше - невозможно.



Там есть вторая линия рассказа - про отца этой девушки, который в прошлом был директором клиники, где нацисты стерилизовали "не тех" женщин, а некоторых отправляли далее в газовые камеры. Как при Гитлере многие в Германии боялись, что если они не вступят в партию, их отстранят от работы или даже посадят, так и после окончания войны бывшие нацисты боялись, что раскроется их история и их либо посадят, либо расстреляют.

В фильме перед зрителем постоянно ставятся вопросы:"Что есть норма поведения? Как оценивать искусство? Что должен делать врач - дарить жизнь или отбирать?"

Также интересно показана культурная пропасть между Востоком и Западом. Они были очень разные. Художнику со своей женой удалось сбежать на Запад за несколько месяцев до возведения стены. Им очень повезло. Да, они остались без дома, без всего, ведь сбегали с маленьким чемоданчиком, чтобы не привлечь внимание. Но они попали в те условия, где могли творить. Хотя при этом зарабатывали копейки мытьем полов и работая швеей на фабрике. Главному герою повезло попасть к профессору Йозефу Бойсу, который разглядел его способности. Правда, все в этой художественной школе казались сумасшедшими, в первую очередь сами преподаватели. Но однажды профессор рассказал свою историю поиска в творчестве. Она оказалась настолько же правдивая, насколько и сложная.



И пришлось главному герою искать то своё внутреннее, настоящее, что позволит ему показать что-то интересное, стоящее. Сколько раз он пробовал и впоследствии сжигал. Потому что всё фальшивое, не то. В фильме очень точно показан процесс трудного поиска своей сути. Можно прийти утром, сесть за холст... и уйти от него, такого же белого, вечером. Потому что очень сложно познакомиться со своими возможностями, увидеть и не испугаться их.

В фильме очень правильно поставлен вопрос:"Почему маленькая старая черно-белая фотография правдивее моих цветных картин?" И действительно, порой на репортажных или пейзажных фотографиях намного больше реальности, чувств, жизни, чем на картинах. Как этого добиться? Вот художник и искал ответы...

Еще мне очень понравилась музыка в периоды поиска вдохновения и сцены любви, как части искусства жизни.

Режиссер встречался с Рихтером в Дюссельдорфе и в Дрездене, они много беседовали о его жизни. Потом режиссер написал сценарий, включив в него выдуманные и реальные эпизоды из жизни художника и отправил ему для ознакомления. Впоследствии художнику картина не понравилась, он сказал, что "ожидал несколько иного".

История про то, что тесть художника был медиком-убийцей - правда. Эту историю обнаружил журналист и рассказал Рихетру в начале 2000-х, когда тому было уже за 70. Режиссер говорит, что если начать расспрашивать немцев про их родственников и знакомых, то можно вытащить на свет самые, казалось бы, невероятные истории. И тем не менее они - настоящие.

Главного героя сыграл Том Шиллинг, тот самый, который снимался в военном фильме "Наши матери, наши отцы". Вообще изначально он хотел стать не актером, а художником. Режиссер пригласил его на ведущую роль, поскольку знал, что Том может сыграть намного больше, не произнося текст.


Фильмы

Previous post Next post
Up