Rammstein "Deutschland"

Apr 15, 2019 18:57

Наконец-то выложили разбор клипа Rammstein "Deutschland" на русском языке и теперь её могут прочитать все, не только немцы - http://www.perevod-pesen.ru/rammstein-deutschland-smysl-i-razbor-klipa/. Хотелось бы, чтобы и в других странах смогли сделать краткую историческую выжимку о своем прошлом. По крайней мере это смело и заставляет о многом задуматься.

Со всеми моими посещениями музеев, просмотром документально-художественных фильмов, путешествиями мне не хватило знаний, чтобы покадрово понять события или узнать некоторых личностей в кадре. Ура, иногда там встречаются собирательные образы, значит я не сильно пала в своих глазах. Посмотрите клип на досуге, он очень интересный сточки зрения среза истории страны.

1. Чернокожая девушка в клипе олицетворяет собой Германию, это указано в титрах. Девушку зовут Руби Комми (Rubi Commey), она родилась в новой, объединённой Германии в 1991 году, что очень символично. Она олицетворяет собой мультикультурную и толерантную Германию, какой мы её видим в настоящее время.



2. В начале клипа римские солдаты встречают чернокожую женщину-варвара. Она - олицетворение Германии того времени (и на протяжении всего клипа). Указанный год 16 A. D. (16 год от Рождества Христова) - дата Битвы при Идиставизо. В ней римские легионы, вторгнувшиеся в Германию, победили ополчение германских племён под командованием Арминия. Именно с германскими племенами воевала долго и упорно Римская империя и именно под натиском древнегерманских племён она пала. Рим разоряли вестготы в 410 году и вандалы в 455-м. В 476-м году вождь германцев Одоакр заставил отречься от престола последнего Римского императора. Символично.



3. Кадры средневекового сражения в ходе которого чернокожая девушка-рыцарь водружает флаг - отсылка к Тридцатилетней войне, в которой схлестнулись протестанты и католики Германии.



4. Дерущиеся в кастетах Тиль Линдеманн и Рихард Круспе олицетворяют внутриполитические противоречия в Германии после проигрыша в Первой Мировой войне. Отражено противостояние коммунистов и нацистов в 1920-х годах, столкновения на митингах в Германии. На дерущихся делают ставки.



5. Дирижабль на фоне идущих вперёд и одетых в чёрное участников группы - это несомненно отсылка к катастрофе дирижабля «Гинденбург». Участники группы вероятнее всего - американцы, отказавшиеся продавать нацистской Германии (да и всем другим странам) гелий для заправки летательных аппаратов. В результате дирижабль заправили взрывоопасным водородом, что стало причиной катастрофы. После этого события эра дирижаблей пошла на спад. Также есть версия, что уходящие люди в чёрном олицетворяют собой закат позитивной немецкой технологической мечты и переход к созданию ракет и самолётов для развязывания войн итд.



6. Далее мы видим партийных функционеров ГДР и герб ГДР на фоне. Тиль Линдеман в шляпе - вылитый с Эрих Хонеккер. Космонавт со шлемом СССР, вероятно, олицетворяет собой Йена Зигмунда, лётчика-космонавта ГДР и первого немца в космосе. Партийные функционеры ГДР пьют шампанское, украшены орденами и братаются с «советами». Этими кадрами Рамштайн пытается показать нам отрыв верхушки ГДР от простых немцев.



7. Богатая девушка с немецкими овчарками в сопровождении бойцов спецназа - олицетворение уже современной Германии. В современной Германии (как и в её предшественнице, ФРГ) элиты далеки от народа и ограждены от простых немцев, несогласных с политикой Меркель, бойцами спецназа, собаками, дубинками и слезоточивым газом.



8. Далее идёт отсылка к инквизиции, за спиной которой церковные верха пировали, пожирая тело Германии, в то время как под столом творилась содомия (намек на моральное разложение церкви). Но на 2:47 мелькают солдаты в форме 18-19 века, что можно трактовать в том плане, что и в то время ситуация не поменялась - верхи пируют и разлагаются, низам достаются объедки. Есть версия, что это солдаты Наполеона Бонапарта, который захватил Германию и организовал марионеточное государство - Рейнский союз.



9. 3:28 в клипе. Отсылка к послевоенной ФРГ. Несмотря на декларируемую свободу, послевоенная ФРГ была марионеткой США. В кадре немцев в тюрьме (построенной на американский манер) избивают. При этом сыпятся деньги - отсылка к финансовым вливаниям США. А есть ещё версия, что это период Веймарской республики, которую после поражения в Первой мировой войне унизили, отняли территории и принудили к выплатам репараций. А куча денег - это отражение гиперинфляции того периода.



10. 3:47 - отсылка к Третьему Рейху. Изображение концлагеря и взлетающих на его фоне ракет ФАУ-2. На виселице члены группы, олицетворяющие собой жертв нацистского режима. Судя по знакам, которыми помечали заключённых в концентрационных лагерях (вышитые желтая и жёлто-красная звезда Давида, треугольник и красный треугольник), на виселице еврей (его вешают первым), еврейский политик, гомосексуалист и коммунист (либо либерал, социал-демократ, анархист, в общем - политический оппонент). Не секрет, что технологический прогресс нацистов основан на использовании и эксплуатировании других народов (и несогласных граждан Германии). Эти кадры уже вызвали тонны критики, но она как минимум здесь не к месту.



11. 4:19 - отсылка к RAF (Rote Armee Fraktion) - Фракция Красной Армии. Эта леворадикальная террористическая организация действовала в Западной Германии в 1960-70-х годах, она ответственна за ряд банковских налётов, убийств и покушений на высокопоставленных чиновников.
По сюжету клипа группировка берёт в заложники Германию.

Тиль Линдеманн в роли Гудрун Энслин.



12. Далее чередуются разные исторические моменты. Сжигание еретиков на кострах инквизиции в средневековье и сжигание книг нацистским режимом. Средневековые инквизиторы братаются с нацистами. Рядом стоят рыцари времен Тридцатилетней войны. Здесь Рамштайн упрекает церковь Германии того времени в союзе с нацистами. (Кстати говоря, на пряжках ремней солдат вермахта был выбит девиз: «Gott mit uns» (Бог с нами). С этим девизом они вторгались во многие страны, в том числе и в СССР.) В итоге Германию сжигают на костре инквизиции церковники, рыцари и нацисты. Но она перерождается в виде ангела, она беременна.

Братание инквизиторов и нацистов.



13. 5:21 над элитой ГДР рушится потолок - олицетворение крушения ГДР. А кстати говоря, многие немцы с теплотой вспоминают времена ГДР. Существует даже такое понятие, как остальгия (Ostalgie) - ностальгия по той стране. 5:24 - на фоне большого барельефа Карла Маркса идут войска, причём войска уже современные. Судя по всему, Рамштайн намекают на то, что силовики и охранители современной Германии ничем не отличаются от своих коллег времён ГДР, а может зашли ещё дальше.

Войска современной Германии на фоне К. Маркса.



14. 4:57 Ну и самые политически острые моменты. Это беременная Германия. Далее иносказательно члены группы Рамштайн поднимают демографическую проблему в Германии и проблему с мигрантами. Не секрет, что с рождаемостью в современной Германии дела обстоят не лучшим образом и убыль населения правительство компенсирует мигрантами. Кадрами с рождающими щенками Рамштайн как бы намекает нам на то, что ничего хорошего из этого не получится. Это самая очевидная версия. Но эти щенки - породы леонбергер. Леонбергеры - ценная и редкая порода, которая была на грани вымирания. Поэтому скорее всего смысл здесь несколько иной.

Вся современная мультикультурная политика Германии надёжно охраняется силовыми структурами, о чём нам говорят дальнейшие кадры с разгонами митингов.





15. 6:00 интересный кадр. В окружении солдат вермахта бывшие заключённые расстреливают солдат СС.



16. Сюжет с космонавтами раскрывается только в конце. На протяжении клипа люди в космических скафандрах, судя по всему, олицетворяющие будущих немцев, изучают мрачное и великое наследие прошлого. Но в итоге гроб с телом Германии отправляется в космос. И это олицетворяет собой либо прощание немцев будущего с Германией прошлого либо же смерть Германии. В таком случае по мнению участников группы Рамштайн в погибели Германии стоит винить внутреннюю разобщённость, отдаление верхов от низов, мультикультурализм, нездоровую толерантность и миграцию.



В клипе отображена история Германии с древнейших времён и до нашего времени. Германию во все времена раздирали противоречия (и в начале первого тысячелетия, и в Средние века и в Новое время, и во времена Германской Империи, Третьего Рейха, ГДР и ФРГ. История Германии - это история мрачных преступлений и больших технологических достижений. Основной смысл клипа Rammstein "Deutschland" - предостережение современным немцам, рядовым и принадлежащим к элите, что что-то неладно в Германии. Путь, избранный фрау Меркель, по мнению участников группы ведёт не туда, возможно даже к гибели Германии.

Собственно такая попытка пойти против «политики партии» и вызывала тонны негатива со стороны правозащитников, сионистских и других организаций, которые пытаются найти в клипе отсутствующие там оскорбления жертв Холокоста, оправдания нацистов или современную нетерпимость к мигрантам.

По мнению известного блогера colonelcassad’a "клип «Дойчланд» безусловно является не только мастерским эпатажем и троллингом 80-го уровня - под блестящей мишурой быстро меняющихся образов, он поднимает вполне серьезную тему будущего Германии и ее способности развиваться как нации, прокладывая свой путь в будущее. Но вопрос - куда идет «новая мультикульурная Германия», Линдеманн и Ко дают ясный и прозрачный ответ - в хрустальный гроб посреди символов былых свершений и преступлений".

И с этим нельзя не согласиться.

PS: Чернокожая девушка в золотых сияющих доспехах очень схожа с гербом Германии - чёрным орлом на жёлтом фоне.



***********
Еще один разбор клипа с точки зрения истории Германии - https://pikabu.ru/story/razbor_klipa_deutschland_s_tochki_zreniya_kulturologii_6607781.

Как известно, группа Rammstein славится не только отличной музыкой и провокационными текстами песен, но и эпатажным многослойным видеорядом, в котором прячутся различные скрытые намеки и отсылки к произведениям различных деятелей искусства и собственному творчеству.

Каждый их клип - это всегда яркая, запоминающаяся история с глубоким подтекстом, обычно, ироничная, высмеивающая пороки общества в целом и человека в частности, раскрывающая глубину страдания одинокой, отвергнутой души, жаждущей любви. Как ни странно, но именно этот образ лежит в основе поэтического творчества Тилля Линдеманна, и соответственно музыкального наследия группы.

Недавняя премьера клипа Deutchland, которую с нетерпением ждали фанаты по всему миру, не стала исключением. Это по-прежнему провокационное, весьма неоднозначное видео, которое взорвало общественность еще до своего появления. Как мы с вами видим, Rammstein все еще умеют вызвать сильные эмоции и создать целое событие из премьеры собственного клипа.

Сразу оговоримся, мы не приветствуем идею эксплуатации "страданий и гибели миллионов людей в развлекательных целях", и ни в коем случае не оправдываем эстетическое решение, выбранное режиссером клипа, Specter Berlin, в том числе обращение к нацистской символике, мы лишь хотим разобраться в том, что же на самом деле хотели рассказать музыканты легендарной группы в своем творении.




Действие клипа, судя по всему, происходит в альтернативной вселенной, поскольку указанная в титрах дата "16 a.d." - 16 год нашей эры - имеет мало общего с происходящем на экране.

Надпись "Germania Magna" - в переводе с латыни означает "Великая Германия", именно так называлась земля между Рейном и Эльбой, ставшая к 7 веку до н.э. провинцией Римской империи благодаря завоеваниям командующего Тиберия под руководством императора Августа.




Военные доспехи, надетые на главных героях, не соответствуют рыцарскому облачению 16-го века, это утепленные стилизованные доспехи римских легионеров. Они выглядят измотанными, избитыми, раненными, проигравшими, медленно бредут они по мрачному осеннему влажному лесу.

Это не обычный художественный образ, а знаменитый Тевтобурский лес, где в сентябре 9 года н.э. состоялось важнейшее для германцев сражение. Именно здесь восставшие германцы под предводительством национального героя Арминия (в последствии ставшего мифологическим персонажем Германном) при помощи хитрости и блестящей тактики полностью уничтожили порядка 20 000 римских легионеров, возглавляемых пропретором Варом. Так Германия показала Римской империи, что больше ей не принадлежит.

Победа в Тевтобурском лесу это, безусловно, один из самых важных сюжетов в истории Германии. Вы спросите - почему? Потому что эта легенда со временем стала символом единения германских народов против общего романского врага. Это сюжет, к которому снова и снова обращались немецкие интеллектуалы во времена Тридцателетней войны, затем войны с Наполеоном, накануне Первой мировой и, конечно же, перед Второй мировой войной. Умелые пропагандисты разглядели в этой героической победе символ надежды на реванш за унизительные условия Версальского мира 1919 г. Образ Армения (Германна) нещадно эксплуатировался в пропагандистских целях, формируя в головах немецких граждан убеждение в необходимости войны.




Здесь же в лесу мы видим сияющий красный столп света, бьющий в небо (кстати весьма распространенный символ, широко использующийся как на Западе, так и на Востоке). Обычно он изображается в геральдике в виде вертикальной красной линии и обозначает пламя, мужское начало, стремление к победе, призыв не сдаваться. К слову, вертикально поднятое копье или меч издревле олицетворяли Мировое Древо, соединяющее мир мертвых, живых и Богов.




Таким образом, меч, устремленный острием ввысь, равно как и алый столп света, в мировой культуре означают несгибаемую волю, намерение биться до самого конца. Здесь может скрываться не только аллюзия на исторические войны, в которых участвовала Германия, но и на Битву добра со злом, что ведется в душе каждого человека, на вечную надежду молящихся детей, желающих спасти свою родину.




Движемся дальше, и здесь мы с вами видим сцену, в которой девушка отрезает голову римскому легионеру. Если мы снова обратимся к сюжету Тентобурского леса, то обнаружим, что Арминий в знак победы над римскими войсками, отрубил пропертатору (наместнику) Вару голову, которую в последствии захоронят в его фамильном склепе. Однако, скорее всего здесь подразумевается отсылка к популярному ветхозаветному сюжету, нашедшему воплощение в полотнах Ботичелли, Караваджо и даже Микеланджело. Это история еврейской вдовы Юдифь, отрезавшей голову полководца Олоферна, и спасшей тем самым родной город от нашествия ассирийцев.




В иконографии, скульптуре и живописи весьма популярен сюжет с отсеченной головой, лежащей на блюде (Иоанн Креститель), с завязанными глазами (апостол Павел) или насаженной на кол (Давид), демонстрирующий, как ни странно, вечную жизнь. Согласно христианскому учению, душа не принадлежит никому, кроме Бога, а значит, даже смерть физического тела не сделает человека мертвым. Он продолжит жить в Царстве Божьем. Означает ли это, что внешние или внутренние враги Германии никогда не исчезнут, сколько бы раз им не отсекали голову? Все может быть.




Главная героиня клипа, темнокожая девушка, указанная в финальных титрах как "Германия". Это собирательный образ современной страны, имеющей по-настоящему сложную, можно даже сказать "черную" историю. Современная Германия наблюдает за своим мрачным прошлым и принимает его со всей скорбью, с какой мать способна принять заблудшее чадо.




Среди начальных кадров клипа мелькают старые мраморные скульптуры крупных исторических деятелей, среди которых угадывается фигура Альбрехта Медведя (основателя и первого маркграфа Брандербурга, ведшего активную экспансионистскую политику в отношении восточных земель).




Мы видим Хрустальный гроб, знаменитый сюжет фольклора русских, немецкий, итальянских и даже арабских сказок. Этот гроб проносят ранее мимо космического корабля, стилизованного под легендарную немецкую субмарину U-boot.




Перед нами снова появляется Германия, прошедшая через Первую мировую войну, искалеченная и задушенная золотым ошейником мирного договора, буквально "обрубившего" ноги, оставив страну прикованной к добротному инвалидному креслу. На ее коленях все еще покоится отрубленная голова, бесполезный, горький трофей - враги Германии были повержены, но они все-таки поставили ее на колени.

Теперь перед нами предстает арена по кулачному бою. Такого рода бои без боксерских перчаток были невероятно популярны в начале двадцатых годов в Германии. Двое бойцов символизируют столкновение двух центральных политических сил Германии, возникших в результате революции 1018 года, коммунистов и нацистов.




В одном из кадров боец становится невероятно похож на молодого Адольфа Гитлера.




Германия в золотых доспехах с характерным двуглавым орлом на кирасе символизирует золотой век Священной Римской Империи. Доспехи легионеров подчеркивают ту же самую идею. Воинов пронзают копьями, поскольку Священная Римская империя защищала католиков Европы от турок в постоянных войнах.




Пылающие конструкции, перед которыми идут музыканты, напоминают нам о трагедии, произошедшей в 1937 году, когда на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер-Тауншип загорелся и рухнул на землю дирижабль "Гиндебург", самый большой дирижабль в мире, построенный в нацистской Германии. Третий Рейх, какой бы основательной не казалась его конструкция, также рухнул подобно этому дирижаблю, оставив после себя горящие руины.




Партийная верхушка ГДР в окружении традиционных гипсовых бюстов Маркса и Энгельса, пульта управления атомной электростанции, в компании космонавта и с кучей орденов на груди.




Средневековая церковь открыто пирует на теле Германии, пряча под белоснежной скатертью страдающих людей, чьи рты закрыты намордниками церковного закона (здесь явно прослеживается визуальная эстетика альбома "Liebe ist fur Alle da"). К слову, традиция поглощения пищи с обнаженного человеческого тела, которой вдохновились авторы клипа, зародилась в Японии. Ниотамори, так называется это специфическое развлечение, было чрезвычайно популярно в домах Якудзы.



Тюрьма - символ поражения, оккупации после поражения во Второй мировой войне. Летящие с потолка купюры символизируют американский план Маршалла 1947 года, основной смысл которого состоял в значительных денежных дотациях, направленных на восстановление стран Европы.

Взлетающая ракета ФАУ-2, символизирует технологический прогресс нацистов, построенный в буквальном смысле этого слова на костях узников концлагерей.



Участники группы, сами оказавшиеся на виселице, играют не только жертв концлагерей (слева-направо: гомосексуалист, еврей, политический еврей, коммунист), но и простых жителей Германии, на чьей шее завязалась петля нацизма. Глаза у Германии в этот момент горят красным. Она одержима своими страшными идеями настолько, что почти вплотную приблизившись к Дьяволу.



Ни от кого не укрылся один из самых ярких образов видеоклипа - Ульрики Майнхоф, весьма эксцентричной особы. Эта талантливая журналистка стала соорганизатором "Фракции Красной Армии", самой жестокой террористической группировки, устроившей на территории ФРГ и Западного Берлина целую серию вооруженных нападений, подрывов и ограблений. Ее появление здесь не случайно.



В то время, как сытые отупевшие члены партийной верхушки ГДР весело распивают водку, простые жители бок о бок с террористами бросаются на амбразуру во имя свободы. В разорванной на две части стране никак не может прекратиться внутренняя война. Германия связана по рукам и ногам и заминирована.



Очистительный огонь Церкви так же легко сжигает запрещенные в Третьем Рейхе книги, как когда-то сжигал людей во времена Инквизиции. Объятия священника и нациста символизирует конкордат, заключенный между Ватиканом и Третьим рейхом в 1933 году. Согласно этому договору церковь сохраняла некоторую свободу, но обязана была полностью выйти из политической игры.



Проходит время, Германия снова становится единой. Казалось бы, теперь ее жизнь должна наладиться, но даже теперь окутанная гламурным лоском, она продолжает страдать от внутренних противоречий.



Германия в образе непорочной Девы Марии, в окружении традиционных церковных символов: оленей и белоснежных голубей, стоит позади посмертных гипсовых бюстов-масок, небольшой визуальной аллюзии на оформление альбома "Made in Germany".

Дева Мария ждет ребенка, перед ней на коленях стоят херувимы-космонавты, прославляющие скорое пришествие Спасителя.



Роды у Германии принимает кардинал, однако вместо долгожданного спасителя она производит на свет волосатых черных щенков. И вряд ли здесь идет аналогия со средневековой верой в детей дьявола, скорее всего Rammstein намекают на проблемы с мигрантами, которых с каждым годом становится все больше на фоне общего демографического спада.



Безгрешная душа Германии распята и умирает, терзаемая расколами, войнами и собственной миграционной политикой.

Тело Германии лежит в хрустальном гробу, который направляется прямо в открытый космос. Но на сей раз Белоснежка не проснется (помните историю "Sonne"?). Ведь здесь, в бескрайнем ледяном космосе никто не разбудит ее от вечного сна сладким поцелуем любви.

Неужели современная Германия вскоре умрет, а эта песня - ничто иное как реквием по мечте? Но мы видим вдалеке тонкий алый луч света, исходящий из древнего Тевтобурского леса. Это яростное желание немецких сыновей бороться до конца, их вечная надежда на то, что Германия все-таки однажды воспрянет из пепла.



Материалы по теме:

- Сериал "Дневники Великой войны" - документальный фильм, посвященный историям разных людей, принимавших учстие в Первой мировой войне.

- Сериал "Война мечты" - документальный фильм, показывающий обстановку в Европе между двумя мировыми войнами.

- Сериал "Мечты о новом мире" - документальный фильм о судьбах людей, которые с середины 19 в. массово эмигрировали из Европы в Америку.
Первая серия "Отправление" - https://homaaxel.livejournal.com/1389275.html. В ней описываются причины эмиграции и объясняется, чем привлекала людей Америка.
Вторая серия "Рекорды" посвящена техническим достижениям, которые позволили сделать эмиграцию еще более массовой - https://homaaxel.livejournal.com/1389610.html.
Третья серия "Прибыль" рассказывает, как во второй половине XIX века акцент сместился на конкуренцию между портами и судоходными пассажирскими компаниями - https://homaaxel.livejournal.com/1392524.html.

- Фильм "Германия, год нулевой", снятый в разрушенном Берлине в 1947 г. Чарли Чаплин сказал, что "это самый прекрасный итальянский фильм", который он когда-нибудь видел.

- Фильм "Беги, мальчик, беги" - подлинная история 8-летнего еврейского мальчика, который убегал от немцев из Польши на восток. Какие-то люди его кормили, какие-то сдавали немецким полицейским, какие-то прятали, какие-то давали работу. Шрулик Фридман выжил, принял католичество, потерял руку. В 1948 г. его нашла еврейская компания, которая повсюду искала свой народ. Шрулика перевезли в Израиль. Он получил образование магистра математики, работал преподавателем. Женился, у него есть дети и внуки. Несколько лет назад он рассказал свою историю Юрию Орлеву, тот написал книгу, а уже по книге был снят фильм. Фридман видел его и сказал, что тот на 90% правдив

- Фильм "Потерянное время" - подлинная история про побег двух влюбленных из Аушвица. Он - поляк, она - еврейка из Берлина. Встретились в Аушвице. Он купил себе форму немецкого офицера, раздобыл бумагу, по которой смог вывести свою любимую женщину из лагеря. Актеры играют великолепно. Немцы играют немцев, поляки - поляков, русские - русских. В фильме слышна разная речь, показаны разные типажи людей - из Восточной и Западной Европы.

- Фильм "Бункер" о последних днях Второй мировой войны. Был номинирован на Оскар как "Лучший фильм года на иностранном языке". Актер, гениально сыгравший Гитлера, был номинирован для получения наград "Лучший актер" и "Лучшая мужская роль". Фильм получил приз "За лучший сценарий". Остается добавить, что фильм был снят по одноименной книге историка и по воспоминаниям личного секретаря Гитлера.

- Фильм "Мечты об Олимпии" про организацию Олимпийских игр в Берлине в 1936 г. Полуторачасовой документально-художественныйфильм, в котором рассказываетсянесколько сюжетных линий - про евреев, американцев, про олимпийские игры.

- Фильм "Наши матери, наши отцы". Это сериал (3 серии по 1,5 часа) о пяти друзьях, которые попрощались летом в Берлине перед отправкой на восточный фронт, чтобы встретиться здесь же совсем скоро, на Рождество, когда война на Востоке закончится. Далее в фильме показаны столкновения их ожиданий, возможностей, с реальностью. Изменились все. И очень сильно. Это фильм о личном восприятии происходящего с человеком, о персональном выборе каждого.

youtube, Фильмы

Previous post Next post
Up