Маленькие немецкие садики

Jul 04, 2018 17:02

В Германии есть маленькие хорошенькие садики, они называются "Schrebergarten", "сады Шребера". Очень похожи на советские дачи. Но есть и некоторые различия. Участок может быть не более 400 кв. м., его нельзя купить, только арендовать, арендодателем выступает община города. Внутри садика можно поставить домик или беседку, но нельзя там жить, только изредка ночевать. На участках нельзя подключать стационарные телевизоры и телефоны. В обед (с 13 до 15 ч.) и по ночам запрещено включать громкую музыку. Не менее 30 % каждого участка должно быть отведено под овощи и фрукты. Каждый арендатор должен посвятить определенное количество времени своему участку. Да, правил много и они очень консервативны. Но там где много людей, отношения между ними должны регулироваться правилами.

Эти садики предназначены для отдыха на природе, где городские жители могут выращивать овощи и фрукты в стиле старых фермерских садов. Хотя сейчас чаще выращивают цветы и устраивают газоны. Почти на каждом участке есть беседки.  Можно поставить и домик, но он должен быть площадью не более 24  кв.м. Управление участком регламентируется уставом.



Мориц Шребер (Moritz Schreber), в честь которого назвали эти маленькие садики, жил в начале 19 в., был физиологом и преподавателем в Лейпцигском университете, директором местного санатория. Его публикации в основном касались вопроса здоровья детей и социальных последствий урбанизации на заре промышленной революции. Он активно продвигал идеи корректирующей ежедневной гимнастики и пользы от работы в сельских полях для городской молодежи. Он требовал, чтобы детские площадки для игр организовывались за городом, поскольку в городах для этого не было ни места, ни условий. Последние 18 лет своей жизни Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией. Главным образом, здесь работали над неправильной осанкой у детей и взрослых.

Он основал "Движение Шребера", правда, первый Schrebergarten был создан только после его смерти. Это был арендованный участок земли для детских физических занятий. Основной деятельностью Шребера была работа со слабыми болезненными детьми. Одной из его центральных идей было создание небольших садов, где каждому ребенку выделялось по паре грядок. Дети должны были самостоятельно ухаживать за растениями, а затем собирать урожай.

У самого Шребера было пятеро детей, три дочери и два сына. Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. Шребер придумывал специальные конструкции, которые подобно корсету должны были создавать правильную осанку у детей при ходьбе и сидении. Деревянная конструкция фиксировала голову в прямом положении относительно торса, ремни должны были удерживать детей лежа на кровати или сидя ровно на стуле.  Шребер жестко противостоял мастурбации и даже экспериментировал с механическими устройствами, чтобы предотвратить это у подростков. В особо трудных случаях он рекомендовал холодные сидячие ванны и протирание лобковой зоны холодной водой. Свои теории он проверял на собственных детях. Пытаясь создать из них совершенных людей, Шребер заставлял своих детей даже спать с выдуманным им корсетом. В результате экспериментов четверо из пяти детей Шребера закончили жизнь в психиатрических лечебницах.

Один из его сыновей, Даниэль Пауль Шребер, написал автобиографическую книгу "История моего нервного заболевания". Сейчас бы его болезнь назвали параноидальным неврозом. Позднее Зигмунд Фрейд использовал информацию из этой книги для создания теоретической базы психоанализа.

Алиса Миллер, швейцарский психолог, занимающаяся изучением насилия над детьми, в числе многих называла Шребера одной из главных фигур "отравляющей педагогики" или "черной педагогики". Книгу Алисы "Вначале было воспитание" о жестоком обращении с детьми и в том числе о деятельности и трудах Шребера, можно прочитать здесь - https://www.litmir.me/br/?b=568286&p=14.

"Отец описанного Фрейдом параноика Шребера в середине XIX в. написал множество педагогических трактатов, необычайно популярных не только в Германии, но и за ее пределами. Многие его книги выдержали до сорока переизданий и были переведены на ряд иностранных языков. В них постоянно подчеркивалось, что начинать воспитывать ребенка нужно как можно раньше, приблизительно уже на пятом месяце. Дескать, только так «можно вырвать с корнем зло». С аналогичным мнением я сталкивалась, читая письма и дневники многих родителей. Любой мало-мальски сведущий человек сразу бы понял подлинные причины тяжких душевных заболеваний их детей, ставших позднее моими пациентами. Но сами родители вряд ли смогли извлечь для себя какую-либо пользу из этих дневников. Потребовалось провести долгий и глубокий психоанализ, чтобы они, наконец, должным образом восприняли описанные там события. Но сперва им потребовалось разорвать незримую связь с родителями и превратиться в людей, способных распоряжаться своей собственной судьбой.

Два характерных примера педагогических пособий доктора Шребера наглядно демонстрируют, как обычно происходит педагогический процесс:

«В качестве первых образчиков, на которых надлежит опробовать принципы духовного воспитания, нужно рассматривать беспричинные крики и плач, говорящие о проявлении младенцами своего настроения... При отсутствии какого-либо обременительного или болезненного состояния можно с твердой уверенностью сказать, что крик есть лишь выражение настроения или причуды. Тут нам дети впервые показывают свой нрав. Ни в коем случае нельзя вести себя исключительно спокойно и выжидающе. Следует энергично противостоять этому, оказав на ребенка тем самым положительное влияние. Надо немедленно отвлечь его, использовать суровые выражения, пригрозить ему и, наконец, громко постучать по кровати... Если же это не поможет, надлежит перейти к мерам мягкого физического воздействия, применять которые следует, разумеется, вполсилы, но упорно и неоднократно, с небольшими перерывами, пока ребенок не успокоится или не заснет.

Достаточно всего лишь один-два раза - больше не требуется - проделать такую процедуру, и ребенок навсегда окажется в вашей власти. Отныне хватает взгляда, слова, угрожающего жеста, чтобы повелевать ребенком. Помните, что этим вы оказываете ребенку величайшее благодеяние, ибо уберегаете его от мешающих дальнейшему развитию и преуспеванию волнений и тревоги, а главное, избавляете от тех томящих душу злых духов, которые со временем размножаются и легко становятся заклятыми и почти непобедимыми врагами человека»"

Миллер писала: "Я понимаю "черную педагогику" как родительский подход, направленный на нарушение воли ребенка, чтобы сделать его послушным субъектом с помощью открытого или скрытого применения силы, манипуляции и подавления".

Основные установки, которые заложены в «чёрной педагогике» (по мнению Алис Миллер):

1. Родители априори заслуживают уважения только потому, что они родители;
2. Родители всегда правы;
3. Родители безгрешны и лишены неконтролируемых инстинктов;
4. Нельзя обижать родителей;
5. Чувство долга способно породить любовь;
6. Запретами можно убить ненависть;
7. Ребенок не может говорить о своих страданиях;
8. Дети априори не заслуживают уважения;
9. Послушание делает cильным;
10. Высокая самооценка вредна;
11. Заниженная самооценка способствует хорошим отношениям с людьми;
12. Бурно проявлять чувства - вредно;
13. Суровое обращение - наилучший способ подготовить ребёнка к жизни;
14. Ласки по отношению к детям вредны;
15. Удовлетворение потребностей ребенка опасно;
16. Неискренняя благодарность лучше искренней неблагодарности;
17. Главное - благопристойное поведение, а не суть;
18. Тело - нечто грязное и омерзительное.

В 2008 г. писатель и теолог-евангелист Klaas Huizing на основе документов о физиологе и его сыне написал книгу "В саду Шребера" ("In Schrebers Garten"). Два года спустя роман был поставлен на сцене. Это история про безумное детство Поля, когда ему было трудно пройти через социализацию из-за постоянного подавления со стороны отца и ограничения проявления сексуальности.



******

В 18 веке в Германии существовало представление о злой природе детей, поэтому с ними следовало поступать как с животными, которых нужно было приручить. В одной из немецких книг по воспитанию детей в 18 веке говорилось: «Эти первые годы, помимо прочего, имеют преимущество в том, что можно использовать силу и принуждение. С возрастом дети забывают все, с чем они сталкивались в раннем детстве. Таким образом, если можно отнять волю детей, они потом не вспомнят, что у них была воля».

В Германии родительское "право на наказание" было законодательно отменено в 2000 году. Однако Клаудия Нольке, Федеральный министр по делам семьи с 1994 по 1998 год, хотела сохранить право родителей на использование мягких шлепков.

*********

Эти маленькие садики возникли в 19 в., в эпоху индустриализации и урбанизации. С начала 19 в. в городах стало жить необычайно много населения. Люди, переехавшие из деревень в города за работой и деньгами, жили в очень стесненных, жутких условиях. Главная цель создания "садов для бедных" - противостояние голоду и обнищанию населения. Было жизненно необходимо регулярно выезжать из "каменных мешков" на природу, на свежий воздух. В 19 в. забота о здоровье проявлялась в потребности быть на солнце, на свежем воздухе, много двигаться. Тогда некоторые города, церкви или работодатели стали организовывать для своих жителей/работников так называемые "сады для бедных", где те могли увидеть солнце, деревья и вырастить свою собственную еду. В середине 19 в. для решения проблемы были созданы сады в Берлине от "Красного Креста", от рабочего движения, сады железнодорожных хозяйств.

В 1864 г. в Лейпциге, в Саксонии, начали появляться первые "сады Шребера". По сути это были школьные клубы для детей и родителей. Первая "Площадь Шребера" была создана на детской площадке, где дети фабричных рабочих могли играть и заниматься гимнастикой под наблюдением педагога. На тот момент Шреберплатц не имел ничего общего с садами. Затем школьный учитель Генрих Карл Гезелл начал сажать на этой площади деревья, желая показать детям новую возможность подвигаться. Вскоре эти сады получили заборчики, беседки и были отданы на попечение родителям. Затем был разработан устав. В 1891 г. в Лейпциге существовало уже 14 подобных садика.

Они позволили вывозить детей на природу, где те могли играть в более естественном окружении, а взрослые могли чаще бывать на свежем воздухе, в гармонии с природой. Постепенно детские сады стали включать в свое пространство "сады Шребера", а взрослые захватили их, постоянно что-то высаживая и пропалывая. Из Германии идея подобных садов распространилась на Австрию, Голландию, Швейцарию. Еще они назывались "Kleingärten", "маленькие садики".

Особо важную роль они стали играть во время и по окончанию мировых войн, обеспечивая людей едой. Ведь многие города были отрезаны от поставки свежей еды из сельских регионов, из-за чего цены на еду взлетали, а что-то можно было добыть только на "черном рынке". Таким образом "домашние садики", где можно было выращивать овощи и фрукты, стали основой выживания. Важность садов для обеспечения продовольственной безопасности была настолько очевидной, что в 1919 году, через год после окончания Первой мировой войны, был принят закон о создании мелкого садоводства в Германии. Там были прописаны правила землепользования и арендная плата за пользование землей. После окончания Второй мировой на территории садиков даже жили в беседках.  Сейчас в Германии 1,4 млн. маленьких садиков. Вокруг Берлина располагается 833 из них. Они занимают площадь 470 км2.





Под загородные сады выделяются довольно большие площади, которые разделяются на маленькие участочки. От внешнего мира они обычно отделены трехметровой стеной плотного кустарника. Средняя площадь участка 370 м².

Самое крупное садоводческое хозяйство расположено в Ульме. Оно было создано в 1932 г. и его площадь составляет 53 гектара (1315 участков).



В Швейцарии они называются Familiengarten, семейные сады. В Восточной Германии - садоводческие участки или дачи. Садовые участки позволяют горожанам высаживать фрукты и овощи в стиле старых фермерских садов. Правда, сегодня в них всё чаще встречаются цветы и газоны.

Как правило, на каждом участке есть беседка. Жизнь садоводческого хозяйства регламентируется правилами, которые разрабатываются индивидуально.

У садоводческих участков есть следующие социальные функции:

- В городах обеспечивается лучшее качество жизни за счет шумоизоляции, удерживания пыли  и озеленения;

- Взрослые получают возможность больше проводить времени с детьми на природе, самостоятельно выращивая урожай и общаясь;

- Дети и подростки, которым недостаточно городских игровых и спортивных площадок, могут здесь играть и общаться. Также они лучше знакомятся с природой;

- Те, кто работают, на участках могут отдохнуть от повседневных забот, избавиться от рабочего стресса с помощью альтернативной физической работы;

- Безработные могут избежать чувства ненужности, праздности, выращивая урожай и продавая его по невысокой цене;

- Иммигранты имеют шанс лучше интегрироваться в немецкое общество. Среди садоводов 7,5 % имеют мигрантский фон. За последние 5 лет 12 % новых арендаторов участков являются иностранцами или иностранцами являются их родители;

- Инвалиды могут участвовать в жизни клуба, ощущать себя нужными и избегать изоляции. Они тоже могут сажать, пропалывать грядки и собирать урожай;

- Пенсионеры здесь общаются и находят людей со схожими интересами. В "осеннем возрасте" очень важно чувство индивидуальной самореализации и занятости.

В садовых хозяйствах есть клубы, где можно спрятаться от непогоды, пообщаться, послушать лекции или взять на время общие инструменты. Часто в клубе находится небольшое кафе.

Schrebergarten рядом со Франкфуртом.



Сад Шребера весной:



Самую важную роль для садоводов играет охрана природы. Это даже важнее, чем забота о собственном здоровье и получение удовольствия от работы в саду. Почти все садоводы используют основные правила садоводства: 97 % для полива используют дождевую воду, 96 % для удобрения используют компост. Больше всего придерживаются принципов естественного садоводства те, кто арендовал участок менее 10 лет назад. 54 % из них выращивают био-фрукты и овощи, 61 % не используют химические удобрения, 82 % не используют химию в борьбе с вредителями.

Клубы своим примером показывают важность естественного ведения садов: 84 % из них используют экспериментальные участки, где показывают возможности естественного садоводства.

В Германии созданием садоводческих хозяйств занимаются 15 000 клубов, которые в свою очередь создали 967 240 ассоциаций, которые помогают управлять садоводческими хозяйствами. Каждые четыре года в стране проходит федеральный конкурс «Сады в городском развитии».

В основном садовые участки популярны рядом с большими городами, где мало зелени и хочется побыть на природе. Сейчас возле Лейпцига 41 000 садовых участков, а возле Берлина - 67 000. По всей стране свои участки имеют 5 млн. людей.

Средняя сумма аренды участка составляет 1900 евро. Однако в крупных городах она значительно выше и составляет в среднем 3 300 евро. За последние 10 лет арендная плата в Германии увеличилась примерно на 30%. Сумма аренды также зависит от размером города: чем крупнее город, тем дороже аренда. Членский взнос составляет в среднем до 29 евро в год. Кроме того, существуют дополнительные расходы в среднем на 276 евро в год на электроэнергию, страхование и местные налоги. Например, небольшой сад в Германии стоит 373 евро в год, что составляет чуть более одного евро в день.

В больших городах спрос на участки часто превышает предложение: у 40 % клубов есть списки ожидания. Правда, это не распространяется на те земли, где был сильный отток населения. 82 % арендаторов участков - жильцы многоквартирных городских домов. (67% на западе, 74% на востоке). 84% садов находятся в пяти километрах от дома. >96% садоводов тратят на дорогу до сада 30 минут, 60% - менее 15 минут.

Средний возраст пользователей земельных участков составляет 60 лет. В последнее время увеличилось число молодых семей. С 2003 по 2008 год 45% новых арендаторов приходилось на семьи. 64% всех садоводов, которые арендовали участки с 2000 года, моложе 55 лет.

Сейчас в Лейпциге можно посетить Музей садовых участков (Deutsche Kleingärtnermuseum).  Директор музея тоже арендовала себе участочек. Его аренда в год стоит 29 евро плюс 276 евро в год нужно заплатить за воду, электричество и страховку. Таким образом содержание участка стоит чуть больше 1 евро в день - 373 евро в год.

Если кто-то хочет арендовать себе садовый участок, он может найти объявления в газете или в интернете. Стоимость вступления в клуб перед арендой участка в среднем стоит 1900 евро. Также в Лейпциге существует правило - зеленые ограждения участков должны быть не выше 1,20 м. Потому что участки - это открытое пространство, доступное для любования всеми. Правила прописывают что можно сажать, а что - нет, какой высоты должны быть растения и ограда, как часто скашивать траву, выдергивать сорняки и в какой пропорции должны расти овощи, цветы и газон. Садоводческий участок не может быть местом только для отдыха, на нем обязательно нужно работать, копать и выращивать овощи и фрукты.

Маленький садик возле Эбербаха в долине Некара. Начало апреля, поэтому растения только начали всходить. Здесь высажены лекарственные растения региона.



С собаками нельзя.



Используемые материалы:

- https://en.wikipedia.org/wiki/Allotment_(gardening);

- https://en.wikipedia.org/wiki/Moritz_Schreber;

- https://en.wikipedia.org/wiki/Poisonous_pedagogy;

- https://professionali.ru/Soobschestva/slepye_pyatna_/problema_chyornaya_pedagogika_/;

- https://de.wikipedia.org/wiki/Kleingarten;

Их нравы, Про детей

Previous post Next post
Up