Маленькая победа над собой

Jan 06, 2017 17:56

Когда я летом стояла на одном из холмов горнолыжного курорта Валь Гардена и смотрела в бездну перед собой, то в голове не укладывалось, как могут люди в здравом уме и по доброй воле хотеть туда нырять головой вниз, ускоряясь и размахивая палками. Это больше походило на высокооплачиваемое самоубийство, чем на способ получения удовольствия. Особенно меня впечатляли рассказы о русских горнолыжниках, любящих выпить и, раскинув в стороны руки, нестись вниз со склона.

Было решено мне взять инструктора. Сначала я подумала, что научусь всему нужному за 3 дня... С инструктором мне повезло, им оказался болгарин из Софии с 30-40-летним стажем тренерской работы. Горные лыжи он освоил сам, хотя изначально его тренер поставил на беговые. Григорий самостоятельно, втихоря занимался горными лыжами, потом записался на подростковые соревнования... и выиграл 1 место. После чего тренер резко поменял свое мнение и поставил его в группу по горным лыжам.

Вобщем, мой тренер, Григорий, сыпал шутками и воспоминаниями юности. Потому что работать нужно было не с ощущениями тела, а с головой, избавляясь от страхов. В группе нас было двое - я и китаец лет 30. Мы учились носить лыжи, правильно держать палки, с нужной стороны одевать лыжи. Разбирали почему именно так, а не иначе. Нам объясняли, почему нужно ездить в застегнутой одежде, в перчатках, в шлеме, а если без шлема, то нужно всегда смотреть кто и как быстро едет сверху по склону. Мы учились держать ноги вместе и спускаться плугом. Учились ощущать свое тело полностью, единым, управляемым.

Рядом с нами на почти плоской горке занимались дети лет 4-5. С ними играли, их веселили. В игровой форме тренер (обязательно девушка) разогревала детей, потом, подбадривая, просила их проехать в ее сторону буквально 3-4 метра и очень радовалась их успехам, поощряя игрушками. На этой же горке были и родители, которые самостоятельно ставили своих гномов на лыжи. Они делали совершенно странные вещи - кричали на детей, заставляли их делать что-то через страх, через усталость, обманывали их, принуждая ехать к себе, а сами при этом удалялись. На это дико смотреть, но получается, что тренер поощряет больше, чем родители. Тренер более неравнодушен к успехам, чем самые близкие люди. У тренера задача - показать ученику что он сам может, вывести его на личный уровень успеха. Родители, отмахиваясь от личного желания ребенка, тащат его к успехам, нарисованным в своей голове. Словно родители за это сами себя похвалят, сами себе пятерочку поставят.

А еще я заметила, что тренеры гораздо чаще хвалят своих подопечных, чем родители - своих детей, и не пялятся во время занятий в телефон. Как-то всё неправильно...

Мы научились на время обеда и в свободное от тренировки время расстегивать обувь (мои испанские сапожки, как я их назвала). Ноги должны отдыхать. После двухчасового занятия требовался часовой перерыв на обед и отдых. На обед был чай  (небольшая кружка стоила 4 евро) и внушительная тарелка с картошкой-фри и сосисками. Вообще это была одна порция, но нам хватало на двоих. Трудно ездить и учиться с набитым желудком. Хотя соседи по столу каждый себе заказывали по огромной порции картошки и большому бокалу пива. Мне не понять сочетания алкоголя и скорости. Детская группа сидела в углу особнячком, воспитательница-тренер всем раскладывала картошку и предлагала питье. Потом маленькими группами она всех детей выгуляла в туалет. Настоящая няня! Родителям удобно сдавать детей в такую группу.

После обеда мы учились спускаться плугом, удерживая внимание на своих ногах и стопах. Вообще осилить это умение нетрудно, но с китайцем вышла беда. Он просто ехал на скорости вниз, не тормозил, и выносил собой рыжее ограждение зоны катания. Его ноги разъезжались до шпагата и он падал лицом вперед и с руками-ногами в разные стороны. Его тело (или голова?) отчаянно не хотели менять направление движения на горке и тормозить. Он вышибал ворота раз за разом. Тренер к нему подъезжал, поднимал и снова объяснял технику катания. А я тем временем самостоятельно, с малыми детьми, снова поднималась на траволаторе наверх и скатывалась вниз, запоминая свои микро-движения. Я немного завидовала детям, которые умудрялись проделывать фокус, который мне никогда не удастся: спускаясь вниз, они успевали нагибаться, хватали снег с лыж и отправляли его в рот. Они ели снег всегда, даже поднимаясь на траволаторе. Падать им с высоты их маленького роста было совсем просто и незаметно.



Мне повезло с тренером: он знал, что обучение нужно вести с левой стороны тела, что сначала нужно остановиться и подумать что именно ты хочешь сделать, что сначала себе нужно наметить линию, а уже потом по ней съезжать. И нужно постоянно обучать свое тело, поднимая то и дело ногу, которая выше по склону, сгибая колени и поднимая попу.

Попа оказалась моим слабым местом. Я никак не хотела выпрямиться и лететь головой вперед, как и требовалось. Мне хотелось сесть на склоне и затихнуть. "Ну представь что ты прыгаешь с головой, руками вперед, в воду". "Но я никогда так не прыгала. Я боюсь". И вот с этим "Я боюсь" нам предстояло работать следующие три дня, когда я попросила мужа оплатить другие индивидуальные занятия.

Тренер меня очень хвалил, говорил, что я всё быстро схватываю. Я убивалась, что медленно усваиваю новую информацию, что медленно съезжаю по склону "челноком". Мне говорили, что я слишком требовательна к себе и обращали внимание на то, что я всего лишь второй день в жизни стою на горных лыжах, но ведь стою и еду. И еще как еду! Только попу надо поднять. Но это с практикой придет.



На третий день моей практики было решено подняться на Небельхорн, Туманную гору, местный двухтысячник. Я подумала, что меня оттуда до земли и спустят. Два километра новичка на лыжах... Смертельный номер! Кабинка поднималась, я обреченно смотрела на елки внизу. Мы выбрали синюю трассу и первые два часа учились, заползая невысоко бочком, спускаться с нее "челноком". Ноги не всегда слушались. Мне казали, что это нормально, что у многих людей какая-то одна нога сильная, ведущая.

После обеда было решено подняться к началу синей трассы и уже, с новыми знаниями, съехать с нее. Чтобы подъехать с основанию подъемника, нужно было сначала спуститься с довольно крутого склона. На нем мы отрабатывали параллельный спуск. Ох и трудно же было. Ноги не хотели быть рядом, параллельно, попа норовила сесть. Спасение от страха - отслеживание только положение тела тренера, без отвлечения на глубину и крутость холма. Когда видишь только на 3 метра вперед - уже не так страшно. Да и отвлекаться некогда, вся в моменте, настоящая медитация (как на сёрфе).

Наконец меня познакомили с открытым подъемником, показали как держать палки, объяснили, что никогда не нужно торопиться, иначе это может закончиться травмой, показали когда опускать крепеж тела, когда на него ставить лыжи, когда снимать крепеж и как спускаться после "приземления" на горку.

А на горе у меня был самый большой ужас моей жизни - спуск вниз с самой настоящей горки. Крутой, бесконечно большой. Но меня подстраховали: тренер, взяв меня за руки, спускался в паре со мной спиной вперед. На каждой остановке изгиба спуска мы отдыхали, меня отвлекали жизненными историями, потом я собиралась с духом и мы снова спускались вниз. Страха я натерпелась... Внутри всю трясло, стала мокрая, как мышь. "Где удовольствие?!", - подумала я. Потом я посмотрела снизу вверх на пройденный холм и поняла, что я проделала его сама, пусть с поддержкой, но за меня этого никто не сделал. И поняла, что от этого опыта уже не могу отмахнуться.

Мы снова и снова, обнявшись, слушая тело, учились спускаться с крутого холма, держа ноги параллельно и двигая тазом влево-вправо. Казалось, ничего не получается, но иногда получалось. "Это надо практиковать!", - в который раз слышала я. Мы снова поднимались на начало синей трассы, все остальные спуски я уже делала сама, в точности повторяя траекторию пути и положение ног и рук тренера. Это было непросто. Это было адски сложно. Ноги мои тряслись от перенапряжения, но я снова и снова, без падений, повторяла за ним маршрут. "Иди за мной, с точностью входи в повороты. Я уже знаю где проложить оптимальный, наиболее удобный маршрут. Ты этого еще не умеешь, но я умею. Я иду вперед и показываю тебе". Так мы и ехали в паре, то и дело останавливаясь и обсуждая детали движения тела. На меня обрушилось много новой информации, которую нужно было мгновенно применять (если не хочешь сорваться). Кажется, мозг раскалился как утюг. Мне некогда было смотреть по сторонам, я даже не видела кто мимо нас пролетал и где край горы. Передо мной была лишь цель - повторить путь тренера.

Иногда к нам на холме подъезжали другие тренеры, рассматривали меня, хихикали и спрашивали который день я на лыжах. "Третий!", - гордо отвечал за меня тренер. Потом они уезжали, а он смотрел им вслед и говорил:"Ты будешь кататься лучше большинства тех людей, которые сейчас на горе. Потому что ты понимаешь. 80% людей, которые катаются, делают это неправильно, поскольку не знают техники".

Вечером, вымотанная, я приходила и падала, проваливаясь в глубокий сон. Какой там бассейн! Все болело от непривычного перенапряжения. Даже в полудреме, засыпая и просыпаясь, я вспоминала "нагрузка на нижнюю ногу, верхняя свободна. Хоп-хоп-хоп. Колена вместе! Не присядывай! Спину ровно, палки вперед! Руки работают! Нагрузка на внутреннюю ногу..." И снова и снова мысленно нагружала уставшие мышцы.

На второй день на синем склоне мы учились спускаться, активно пользуясь руками, помогая себе палками. Тут дело пошло повеселее, тело чуть-чуть стало похоже на пружину. Но ноги продолжали адски болеть из-за перенапряжения в икрах. Я и так и эдак утягивала ботинки, вплоть до онемения в стопах. У меня предательски отрывалась пятка на склонах. Придется подтянуть ботики или купить подкладку под пятку.

"Ну как, уже получаешь удовольствие?" - "Пока еще нет. Но спускаюсь уже более уверенно". "Это как танец. Нужно получать удовольствие. Тогда все будет лучше получаться". - "Я подумала, что может быть я научусь водить машину." - "А ты не водишь?" - "Нет, я боюсь. Я не умею крутить головой по сторонам и все учитывать". После чего тренер рассказал историю как он пол-года назад на своей машине ночью заснул за рулем и влетел в разграничитель на развилке. Машина перевернулась и снова встала на колеса. Его спасли подушки, хотя были и ранения. Но это не отбило желания водить дальше :)

На этой оптимистичной ноте я сорвалась, отвлекшись на что-то по дороге. Была слишком самоуверенна, перестала контролировать путь и свое тело. Падать в реальности оказалось не так страшно, как в мыслях (или не так страшно, как с беговыми лыжами, в детстве, перед всем классом). Посмеялась, собрала лыжи, встала и поехала дальше.

После занятий.



Спускалась с гор с удовольствием, радуясь, что нагрузка на сегодня закончилась. Ноги уже порядком устали. Мы даже взяли перерыв на день, чтобы отдохнуть и съездить домой покормить зверей.



А на пятый день моего стояния на лыжах мы уже учились скоростному, более профессиональному спуску, зигзагом с холма, с активным участием палок. Сначала я ехала след в след, а потом на большей дистанции. Это было потруднее, т.к. приходилось отчаянно высматривать оставленную лыжню. Погода испортилась, налетел ветер, облака, белый свет стал рассеянным и не позволял быстро ориентироваться на местности. Получился эффект световой дисперсии, когда не понимаешь где верх и низ. От этого было очень трудно.

Ветер на открытом подъемнике задувал в шею, колол щеки, протяжно выл. Чуть позже этот сильный ветер на территории итальянских Альп сломал открытый подъемник и людей пришлось аккуратно эвакуировать. Мы снова и снова с ускорением устремлялись вниз. На скорости я не смогла войти в нужный поворот и сорвалась вниз. На пару секунд было жутко, что я не вижу куда лечу и не могу затормозить. Но лыжи вовремя отстегнулись, тренер помог их собрать и одеть на крутом склоне. Мы отдышались и уже более медленно поехали вниз. Больше с набором скорости в тот день не экспериментировали, стараясь закрепить положительный эффект.

Теперь, после 5 дней на горных лыжах, я была удивлена, ошеломлена своим успехом. Еще неделю назад я не умела ни-че-го, а сейчас уже уверенно спускаюсь, борюсь с ногами, но спускаюсь. Каждую секунду я сомневаюсь в своем теле, заходя на скорости в поворот, а оно все равно меня вытаскивает и несет дальше. Это удивительно! Тренер показал мне мои возможности, показал, что я умею телесно учиться. Дело осталось за практикой и за последующим этапом тренировок в феврале. А пока нас ждут местные синие широкие трассы, где можно вдумчиво тренировать свои навыки.

Рассказывает тренер:"У меня была большая группа, человек 15, под Софией. Я их учил с нуля. В те дни в горах стоял сильный туман и я их потихонечку вскоре вывел на синюю трассу, которая шла небольшими перепадами по широкой красивой долине. Мы там потихонечку проезжали, с отработкой технических элементов, 2 дня, а на третий день туман ушел и долина со склоном стала отлично просматриваться. Так вот моя группа, увидев впереди лежащую трассу, отчаянно не захотела по ней ехать, говоря, что они не справятся с таким сложным маршрутом. Каково же было их удивление, когда я им сказал, что по этой долине они успешно проезжали последние два дня". Все дело в тумане и невозможности увидеть свой путь полностью :)



Мне было немного завидно, глядя на 7-летних детей, которые под предводительством женского тренера из Литвы, шустро скатывались с холма. Ну неужели я так не смогу? Конечно, мне не 7 лет и я не претендую на кубки во фристайле, но я тоже хочу научиться получать удовольствие от горных лыж.

Обнимаюсь с сурками во время обеденного перерыва. В детской комнате по соседству с обеденным залом можно было рассмотреть чучела местных жителей - сурков и зайцев.



Горные лыжи, Оберсдорф

Previous post Next post
Up