О лишнем весе

Sep 10, 2015 10:22

Мне доводилось видеть толстых женщин в Финляндии и во Франции. Французы вообще обожают хлеб. Но больше всего толстых женщин я видела в России. Смотрю на стопы, на руки, лицо, понимаю, что женщина молода, но она словно спряталась в лишний вес, как улитка в раковину. Ведь если русскую женщину привести к здоровому образу жизни, к спорту, психологическому комфорту - она же красавица.



Статья Анастасии Рубцовой.
Источник - http://ta-li-ya.info/xrupkie-granicy

В некоторых клинических подходах лишний вес рассматривают как следствие пищевой зависимости, ставя ее в один ряд с алкогольной, игровой, наркотической зависимостью, трудоголизмом. Но психоаналитики часто связывают лишний вес с трудностями в установлении границ.

Границы - широкое понятие, и психологи его страшно любят. Оно включает в себя и комфортную для вас физическую дистанцию с другими людьми, и умение защитить ее от вторжений, и то место в обществе, которое вы вправе, как вам кажется, занимать. И способность не допускать неприятных людей слишком близко, и умение не жертвовать своими интересами без крайней нужды. Никто не рождается с этими умениями, они формируются постепенно, с очень ранних лет. Единственная граница, с которой мы родились - это контур нашего собственного тела, наша кожа, да и она очень проницаема. В каких случаях умение защищать себя и свое пространство окажется «дырявым»?

Если у ребенка с детства личного пространства не было. С его желаниями никто никогда не считался, их просто не слышали, от них отмахивались. «Не придумывай, никто для тебя отдельно готовить не будет». «Ешь когда все едят». «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Это примеры про еду, но они могут быть про что угодно. Например, мама, читающая личный дневник ребенка или его переписку. Дверь в «свою» комнату, которая всегда должна быть открыта. Побои родителей и любое физическое насилие. Орущая учительница в школе, когда застывшему от ужаса ребенку никто не скажет: "Нет, вот так с тобой обращаться нельзя".

Если близкие постоянно нарушают границы ребенка (психологические и физические), ребенок в конце концов примет это как норму жизни. Вода мокрая, небо синее, родители - вот такие. Но на очень глубоком уровне он продолжит испытывать боль от незащищенности, от слишком хрупких и прогибающихся границ.

Представьте что вы идете в обуви на очень тонкой подошве по очень острым камням. И идти вам так не километр, не два, а примерно всю жизнь. Тогда тело может начать действовать по своему усмотрению. Нарастить жировой слой, который защитит от слишком тесного контакта, от боли, которую нам могут причинить близкие люди. Защитить нашу нежность и чувствительность дополнительным жиром, спрятаться за ним. Линия границы, отделяющей нас от мира, становится широкой, как будто ее провели малярным роликом. Распухшее тело не считается в нашем обществе «красивым», но древние программы, которые запускаются в нашем организме, вообще не оперируют эстетическими категориями. Им все равно - красиво или некрасиво. Большому телу безопаснее встречаться с другими предметами. И с другими людьми тоже.

Большого человека никто не обидит.

Дополнительный бонус - хороший жировой слой, как амортизационная подушка, работает в обе стороны. Помогает не только легче переносить боль, но и гасить импульсы раздражения, злости, гнева, идущие изнутри. Возможно, отсюда происходит убеждение, что «толстые люди всегда добрые». Просто их гнев и злость - часто вполне справедливые и закономерные - гасятся, не успев проявиться. Уходят внутрь непереработанными. Приводят к психосоматическим болезням. Но это широкая тема.



Вернемся к ребенку, так и не узнавшему границ своего тела и своего места в жизни.

Причиной этого может быть и непоследовательность в семье - сегодня запрещалось то, что вчера разрешалось (не страшно, когда бабушка разрешает то, что запрещает папа, страшно, когда правила меняет один и тот же человек). Или когда мама с папой скандалили, ребенок становился для мамы главным человеком, его важность как будто раздувалась, а когда мирились или мама была занята - его могли вообще не замечать. Или родители разводились, каждый устраивал свою личную жизнь, и ребенок буквально потерял свое место в семье и в мире. Эмоций у такого ребенка много, но их очень трудно к прикрепить к слабому телу. Чувства буквально распирают изнутри. И тело, опять-таки, расширяется, распухает,набирает вес.

Некоторые психоаналитики полагают, что излишняя полнота - следствие того, как трудно человеку выдерживать собственные эмоции. Неясно где границы нашего телесного «сосуда» и насколько он прочен. А весомое тело легче обнаружить в пространстве. Хотя его границы по-прежнему размыты - не случайно многие полные люди то поправляются, то худеют, все время как будто переходя из одного агрегатного состояния в другое.

Мы как правило и так-то не очень доверяем телесным сообщениям - как организм чувствует себя, холодно ему, жарко, устал ли, напряжен ли, не болит ли где. А под грузом полноты тело замирает, его сигналы едва слышны, и мы вообще перестаем их замечать. Так и живем по отдельности: голова и тело. Конечно, неплохо бы их соединить, расслышать свое тело. Но часто первое, что мы должны самим себе - это научиться себя защищать. От обид и оскорблений, от внутренних обвиняющих голосов. От насилия, физического и эмоционального.

Потому что, когда из пространства уходит боль, в нем начинают происходить всякие чудеса.

"Прекратите врать самому себе".


Материалы по теме:

Почему толстый человек ни за что не хочет худеть.

Про толстых, Психо

Previous post Next post
Up