Суздаль - один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.
Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году. Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения. Есть все основания полагать, что первые поселения появились здесь не позднее IX века. Вещественные материалы, найденные во время раскопок в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древнее поселение не было захолустным. Оно имело разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.
Торговая площадь перед Суздальским Кремлем. На ней можно купить массу интересного - вязаные вещи, мед, настойки, резные изделия из дерева, чеканка по металлу, туески, гребни и всякие поделки из ароматного можжевельника, включая валики под голову из опилок - страшно полезная вещь между прочим.
В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. О городе можно встретить ряд упоминаний в летописях. Первое из них рассказывает о том, что в Суздале в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, для подавления которого вынужден был приехать сюда из Новгорода князь Ярослав. В последующие годы Суздаль стал вотчиной князей Всеволода, Владимира Мономаха. Затем во время междоусобной борьбы в 1096 году князей Олега Черниговского и Мстислава Новгородского Суздаль подвергся сожжению. В 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.
Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. Постепенно Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. Первый князь Ростово-Суздальской земли, сын Мономаха Юрий Долгорукий, жил больше в Суздали, чем в Ростове. Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги-на востоке, до Муромской земли-на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает.
С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, так как князь все внимание устремляет укреплению новой столицы - Владимира. Суздаль входит в состав Владимирского княжества. Однако, несмотря на это, в Суздале ведутся большие строительные работы, возникают Козмо-демьянский и Ризоположенский монастыри.
Собор, стоящий посреди кремля, был построен в 12 веке. Однако позже он перестраивался, и мы можем его видеть таким, каким он был, начиная с 1530 года, когда по приказу Московского царя Василия III, собор восстановили после набега казанского хана. Собор также известен своими "Златыми вратами". Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых представлены сюжетные картинки. Возраст ворот около 700 лет. В свое время они были богато инкрустированы золотом. Ворота установлены в западном и южном порталах собора. Стены собора украшены декоративным колоннами и резьбой по камню. Чтобы подойти к собору, надо зайти внутрь пояса стен кремля, которые кажутся очень невысокими, недостаточными для защиты города. Другое дело мощные укрепления Спасо-Евфимьева монастыря! Вокруг кремля кое-где сохранились остатки древних земляных валов, мало подверженных разрушительному воздействию времени. Сегодня на территории кремля располагается музей, который занимает несколько помещений, в том числе Архиерейские палаты - резиденция духовного руководства. Судя по размаху сооружения, местные архиереи распоряжались большими деньгами. В 1635 году на территории кремля воздвигли колокольню - очень массивное и невысокое сооружение. Оно соединяется с архиерейскими покоями галереей, так что высшее духовенство могло добираться к месту работы не выходя на улицу.
В 1352 году к северу от центра города на высоком берегу Каменки был основан мужской Спасо-Евфимьев монастырь. Сделано это было по приказу Суздальско-Нижегородского князя Константина. Монастырь задумывался как крепость и был первоначально обнесен деревянной стеной (разрушена поляками). Сегодняшние красноватые кирпичные стены монастыря возводились 4 года с 1640 по 1644. Мощные укрепления имеют 12 башен построенных с учетом возможностей появившейся в то время артиллерии. Когда значение монастыря как крепости потеряло смысл, ему нашли новое применение - он стал тюрьмой. К арестантам применялись самые бесчеловечные наказания, и место это стало пользоваться дурной славой. В 1905 году тюрьму упразднили.
Весь комплекс сооружений монастыря находится в отличном состоянии. За стенами прячутся Спасо-Преображенский храм, шатровая Успенская церковь (1525), монастырские хозяйственные и жилые постройки, звонница. В наше время звонница полностью восстановлена, и на ней опять висят колокола. Если повезет, то можно попасть на концерт (обычно около 3 часов дня).
У стен монастыря похоронен князь Пожарский. Похороны его состоялись в 1642 году, а надгробие, которое установлено на могиле, было сооружено аж в 1974.
На другом берегу Каменки, напротив мужского Спасо-Евфимьева монастыря, в 1364 году был основан женский Покровский монастырь. Монастырь использовался как место ссылки для женщин знатных фамилий и даже жен великих князей. История его расцвета на редкость трагична и, на наш взгляд, достойна подробного описания (прочитать ее можно здесь). Местные жители рассказывают легенду, что между монастырями был подземный ход, который сделали монахи и монашки для встреч друг с другом. Утверждается даже такая "доподлинно известная деталь", что женщины прорыли 2/3 пути, а мужчины только 1/3. Мне лично кажется, что подобная легенда является плодом коммунистического воспитания и длительного насаждения соответствующей идеологии. И важно не то, что подобный подземный ход - это сложное инженерно-техническое сооружение, которое навряд ли по силам людям без специального образования, а в явном отсутствии понимания психологии людей, уходящих в монастырь. Зато абсолютно правдивым является утверждение о наличии в монастыре другого подземного сооружения - тюрьмы.
Ансамбль монастыря складывается из белокаменных стен с 9 шатровыми башнями, уникальной Благовещенской надвратной церкви , нескольких монастырских зданий, Покровского собора, Зачатьевской церкви. Сегодня в монастыре опять можно увидеть монашек, хотя основное сегодняшнее назначение монастыря - музейное и гостиничное. Если вы никогда не жили в "русской избе" или в номере за 100 долларов, то здесь вы сможете с успехом совместить оба эти приключения.
К югу от Спасо-Евфимьева монастыря расположен Александровский монастырь, основанный, по некоторым данным, в 1240 году Александром Невским. Однако, единственный дошедший до наших дней храм этого монастыря (Вознесенский) датируется 1695 годом. Отсюда открывается приятный вид на Покровский монастырь.
Далее к югу расположен четвертый монастырь - Ризположенский. Он был основан аж в 1207 году Суздальским епископом Иоанном и предназначался для женщин. Впрочем, сегодняшний свой вид он начал принимать значительно позже - начиная с века 16-го, когда началась замена деревянных сооружений на каменные. Главная достопримечательность этого монастыря - "Святые врата" (1688) в южной, обращенной к городу, стене. На территорию лучше не заходить - реставрация не закончена, и памятники старины огорчают своим состоянием. Монастырь украшен контрастирующей со всей архитектурой древнего города колокольней (1813-1819) высотой в 72 метра. На наш взгляд, сооружение это совершенно неуместно и не обладает выдающимися архитектурными достоинствами. Скорее всего, строя ее, отцы города хотели показать, что Суздаль ничуть не хуже, чем столичный Петербург. В результате чего город приобрел чуждое ему по стилю сооружение.
Этот крест мы встретили в одном из храмов. "Установлен в честь 190-летия Бородинской битвы. Военно-историческими клубами Суздальский Суворовский пехотный и Московский гренадерский полки, гражданами Суздаля, Владимира, Ундола, Иванова и пос. Нерехта". Вокруг росло много ароматных цветов, из=за чего воздух был словно пропитан медом.
Панорама на Спасо-Ефимьев монастырь с поля
Башни монастыря - расписные, словно пряничные:
В этом монастыре есть удивительный аптекарский огород:
Там можно везде ходить, всте трогать и нюхать. Для детей есть отдельный "загончик", куда их можно отправить "попастись". В кои веки удалось увидеть эту загадочную траву Руту, сравнить несколько видов мяты, увидеть ревень... Около каждой травы - табличка с ее названием и применением. Все очень интересно и познавательно. Хочу себе такой огород :)
Радует реконструкция монастыря - значит скоро здесь будет еще лучше и станут возить еще больше туристов, что принесет несомненный доход.
Декоративная капуста. Чем холоднее, тем красивее.
Листовая свекла. И откуда только у природы такие яркие краски!
Хмель. Его любили давать детям в качестве шумных погремушек или набивали им подушки - для лучшего сна.
Медовая трава с рыжими звездами
Кстати на территории монастыря, прямо рядом со входом, есть маленькая очень уютная трапезная, я бы сказала - в японском стиле, потому что она вся из дерева и открыта в две стороны, не имея при этом дверей, т.е. непонятно - то ли ты сидишь на природе, то ли в домике. Там есть вкусный чай, блины с разными начинками, сбитень, можно и более плотно поесть первым и вторым. Причем за весьма скромные деньги. Что хорошо - трапезная небольшая, поэтому туристов туда не водят. Покой и отсутствие лишнего шума вам обеспечены :)
Для любопытных -
интереактивная карта Суздаля. Со всеми музеями, монастырями, церквями...
Информация с сайта -
http://suzdal.ru/