Около четырнадцати тысяч лет назад Великое Валдайское оледенение начало своё отступление. Племена древних охотников, следуя за отступившим ледником, продвигались на север. Именно в это время на территории Архангельской области поселился древний человек. Его стоянки на притоках реки Пинега датируются археологами IX - VII тысячелетиями до нашей эры. Нога человека здесь ещё не ступала, потому были эти земли настолько богаты, что рыбу можно было ловить руками - так её было много. Бесчисленные стада копытных бродили здесь, не зная копья и лука.
За последние годы было обнаружено белее 50 стоянок на берегу Северной Двины. Большинство найденных предметов датируется серединой 8-го тысячелетия до н. э. В то время повсюду на Севере был распространён культ водоплавающей птицы: об этом можно судить по изображениям лебедя на глиняных горшках и найденным скульптурам из камня.
Культ водоплавающей птицы прослеживается и на всей территории Сибири вплоть до северо-восточного Китая и низовий реки Амур.
В Северно-Восточном Китае самые ранние признаки культа птиц обнаружены в наскальных изображениях, которые находятся в нижнем течении Амура и в западной части ляонинского региона. В последующие эпохи культ лебедя бытовал у чжурчжэней.
Фигурки лебедей. Нефрит. Эпоха Цзинь. Музей Центра по изучению истории Северо-Восточного Китая Даляньского университета.
Вполне возможно, что культ лебедей был связан с женским шаманизмом, так как до династий Шан и Чжоу женский шаманизм имел высокое общественное положение в Северо-Восточном Китае.
И, кстати, там же, в 6200-5400 до н. э., располагалась неолитическая культура Синлу́нва.
В археологических памятниках этой культуры обнаружены вырезанные из камня изображения женских существ с акцентированными половыми признаками. Культура очень сильно напоминает культуру Чатал-Хююка и другие ближневосточные матриархальные культуры. Так, в частности, археологические материалы свидетельствуют, что во многих случаях умерших людей хоронили внутри дома, в комнатах под полом. Глубина могильной ямы была около 50-80 см. После проведения обряда похорон глиняный пол в том месте, где была перед погребением вырыта могила, вновь восстанавливался, и в доме продолжали жить родственники умершего. В некоторых случаях люди в могильной яме были погребены вместе со свиньями (свиноматками) и кабанами-производителями. Нередко в могилу вместе с покойником укладывали вместе с погребальным инвентарём кости свиней, челюсти, кабаньи клыки. Тут следует вспомнить цикл моих статей "Свинья в матриархате" (
тыц,
тыц,
тыц и
тыц), а также про то, что
у кабанов царит матриархат, про
статуэтку Деметры со свиньёй, про
почитание свиньи в староевропейской культуре линейно-ленточной керамики и про то, как в древнеримских семьях праздник Сатурналий (который считался "проблеском" Золотого века)
начинался с жертвоприношения свиньи.
Конечно, было бы очень интересно проследить появление в Китае культа дракона. Летающий змей... Что это - симбиоз змеи и лебедя? В г. Фусинь в местечке Чахэ в ходе археологических раскопок обнаружена фигура дракона, выложенная камнями. Она находится на центральной площади древнего поселения, её длина - 19,7 м. Это самая ранняя и большая фигура дракона, выполненная из камня, в Китае.
P.S. Сюда же, "до кучи": "В одной из могил, раскопанных китайскими археологами в октябре на неолитическом поселенни
Цзяху (провинция Хэнань, 7000-5500 г. до н.э.), были
обнаружены три флейты, изготовленные из костей
японского журавля.
Наиболее вероятной кажется
гипотеза о том, что флейты использовались в шаманских ритуалах. Дело в том, что в 1999 году фрагменты подобной флейты были найдены в погребении жреца или шамана. Современные китайские
историки выделяют Цзяху в
самостоятельную археологическую культуру, находившуюся под значительным влиянием
Дзёмон" (
Источник).
Click to view