Как пишет Джин Манко, "по курганам, протянувшимся вверх по Дунаю до Среднедунайской низменности, мы можем проследить передвижение народа, предположительно говорившего на праитало-кельтском языке. Затем мы рассматриваем культуру колоколовидных кубков (2700-2000 гг. до н. э.), широко распространившуюся по Европе. Характерные признаки этой культуры - керамические сосуды, напоминающие перевёрнутый колокол. Утварь, принадлежащая культуре колоколовидных кубков, встречается от Польши на востоке до Марокко на юге, северная её граница проходит по Шотландии, Северной Дании и южной оконечности Норвегии.
Культура колоколовидных кубков была принесена в бóльшую часть Европы переселенцами. Результаты полногеномного поиска теперь показывают, что потомки племён ямной культуры инициировали массовое переселение в Европе медного века. Их движение может быть отчасти отслежено по субкладам Y-хромосомы R1, проникающим в Европу с её восточных рубежей.
Через две тысячи лет античные авторы начали записывать сведения о кельтах. Мы находим кельтов в большей части Европы к западу от Рейна и на отдельных изолированых территориях к востоку от него. Некоторые кельтские племена жили в Альпах и Северной Италии, в то время как носители италийских языков населяли центральную Италию. Такое географическое разделение хорошо совпадает с границами культуры колоколовидных кубков. Так что многое говорит о том, что «народ кубков» был носителем языка, позже развившегося в итало-кельтскую ветвь индо-европейской языковой семьи.
К 500 г. до н. э. кельтские и италийские языки широко распространились по Европе. Языки, предположительно родственные италийским и кельтским, граничили с последними от Пиренейского п-ова до Италии. Этруски образовали барьер между итало-кельтскими и италийскими языками.
Одним из характерных примеров ККК является некрополь Петит-Шассер в швейцарском Сьоне. Он известен своими антропоморфными стелами, которые продолжали устанавливать со времён позднего неолита до эпохи колоколовидных кубков. Это отчасти объясняет происхождение «народа колоколовидных кубков». Самые ранние антропоморфные стелы такого типа были найдены в Украине, в курганных погребениях ямной культуры.
Стела высотой 1,2 м, найденная у села Керносовки на Украине. Изображения на четырёх сторонах стелы. Спереди - лицо с висячими усами. Руки сложены на груди, рядом изображено несколько видов оружия. Пояс заметен на всех четырёх сторонах. На задней стороне стелы (не показана) два отпечатка ног в районе пояса.
Похожие стелы обнаружены у «народа колоколовидных кубков» в Швейцарских и Итальянских Альпах, а также в некоторых областях Северной Италии (Луниджана, Трентино - Альто-Адидже), на юге Франции и на Пиренейском п-ве. Дальнейшие примеры можно найти от Мальты, до Нормандских островов.
Предполагаемый путь расселения создателей стел, носителей праитало-кельтского языка. Из прародины в Северном Причерноморье антропоморфные стелы ямного типа распространились в разные стороны. Одно из направлений - на Пиренейский п-ов и в современную Бретань.
Все составляющие колоколовидного кубка имеют предшественников в причерноморской степи и Среднедунайской низменности. Сосуды, схожие с колоколовидными кубками и датируемые периодом до 4000 г. до н. э., обнаружены среди типов керамики, относящихся к кукутень-трипольской культуре и поселению Свободное. Колоколовидные кубки, найденные в Испании и относящиеся к III тыс. до н. э., украшены белой пастой, сделаной из растолчённой кости. Такая техника применялась и раньше в Среднедунайской низменности, на утвари, относящейся к культуре воронковидных кубков. Кажется, эти кубки изготавливали женщины. Поиски мужа вне родовой группы могли создать постоянное движение между широко разбросанными поселениями культуры колоколовидных кубков.
Распространение керамики колоколовидных кубков по морю и речным путям. Если керамику изготовляли женщины, то её распространение может быть отчасти связано с поиском супруга среди широко разошедшихся родственных племён медного века.
Создаётся впечатление, что «народ кубков» быстро заселил Пиренейский п-ов. Некоторые ранние его поселения найдены в Португалии. Крепость Замбужаль в Португалии (археологический памятник, появившийся ещё в медном веке) со временем стала важным центром культуры колоколовидных кубков. Один из типов колоколовидных кубков, известный как «морской», появляется уже в раннее время. Из всех кельтских языков самым архаичным является кельтиберский" (Как заселялась Европа. От первых людей до викингов. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 143).
Всё очень сумбурно и запутанно. Поэтому я попытаюсь здесь навести некоторый порядок. Во-первых, очевидно, что "ямники" совершили вторжение в Европу по давно натоптанному пути - через низовья Буга и Днестра в долину Дуная. Поскольку их мечи тупились от неустанной мясорубки, они искали залежи металлов. И, очевидно, они пошли по тому же пути, что и древние балканские металлурги, эмигрировавшие на Сардинию. Элементы ранней культуры колоколовидных кубков обнаружены в вучедольской культуре, и позднее обе культуры дали импульс для формирования цетинской культуры, что могло произойти, только если бы вышеуказанный путь продолжал использоваться на протяжении веков для дальнейшего расселения и торговли. Цетинская культура распространилась по Адриатике на восточное побережье Италии. Оттуда "ямники" могли двинуться дальше на запад, поскольку на Сардинии их встретили неприветливо. Да наверно и на Пиренейском полуострове к ним относились враждебно. Замбужал и его сателлиты располагались на полуострове, вырезанном великой рекой Тежу, там, где она впадала в море. Поселение было не только легко защищать, оно было легко доступно для моряков. Устье Тежу было естественной гаванью, и у самого Замбужала когда-то был канал, соединявший его с близлежащим морем. Расположение поселения показывает, что его жители были морским народом, который думал о том, как себя защитить. Это напоминает Аркаим (2100-1800 гг. до н. э.) и другие индустриальные форпосты посреди враждебной и чуждой среды. Между реками Урал и Тобол найдено более двадцати подобных колоний металлургов. Как степняки-"ямники" стали морским народом, тоже понятно: можно привести пример более поздних миграций вандалов.
Король вандалов Гейзерих отправился из Карфагена с флотом на Рим и разграбил его подчистую. Так что, возможно и "ямники" пересели с коней на корабли [1]. Не все, конечно, и не везде, но там, где уже до их прихода существовала многовековая традиция судостроения. Она, безусловно, существовала в Иберии, поскольку мы знаем о тесных культурных контактах Иберии с Эгеидой и Ближним Востоком ещё в эпоху неолита.
Что носители ККК тяготели к залежам всякого рода металлов, свидетельствует история появления кельтов на Британских островах. Именно культура колоколовидных кубков принесла на Британские о-ва бронзовый век. Если говорить точнее, то сначала, примерно в 2450 г. до н. э., «народом кубков» был принесён медный век, когда его представители расселились вокруг медных месторождений Ирландии и Уэльса. Характерные кубки найдены в медных рудниках острова Росс (на оз. Лох Лейн в граф. Керри). Исследования химического состава показали, что медь из Ирландии доставлялась в Британию, так же как и золото c Морнских гор. Примерно с 2200 г. до н. э. интересы «народа кубков» сосредоточились на Корнуолле. Там были найдены залежи олова, дорогой и редкой составляющей подлинной бронзы. С этого момента Британские о-ва становятся важным производителем бронзы в Европе.
aquilaaquilonis в
Культура Колоколовидных кубков и индоевропеизация Западной Европы пишет, что "миграция ККК на Британские острова, начавшаяся ок. 2400 г. до н.э., в течение нескольких столетий заместила более 90% местных неолитических генов". Примерно то же самое происходило и на Иберийском полуострове. "У современных португальцев доля мужской гаплогруппы R1b-M269 составляет ок. 60%, у современного населения Испании в целом - ок. 70%. Это свидетельствует, что в Западной Европе индоевропейцы осуществили замещение местного мужского неолитического населения примерно в таких же масштабах, что и в Центральной Европе. При этом они овладели женщинами неолитических земледельцев и привили своим детям от них индоевропейский язык. Единственное исключение в Западной Европе составляют баски, которые, хотя и имеют 87% мужской гаплогруппы R1b-M269, продолжают говорить на доиндоевропейском неолитическом языке. Каким-то образом матерям басков удалось заставить своих детей от индоевропейских мужчин усвоить материнскую, а не отцовскую речь".
Вот почему носители ККК тяготели к залежам металлов: их стратегия заключалась в том, чтобы "подселиться" где-нибудь на островке или полуострове к аборигенам, поблизости от меди и олова, построить кузню и ковать длинные мечи [2]. Потом резать, как баранов, этими мечами мужчин-аборигенов и завладевать их жёнами и детьми. Ну а жёны лепили своими руками те самые сосуды, которые ныне являются "фирменной маркой" ККК.
------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Недаром а финикийцы, украшавшие форштевни своих судов вырезанными из дерева лошадиными головами, называли эти посудины «морскими конями».
[2] В каменном веке люди изготавливали топоры и ножи, которые помимо прочего могли использоваться и в междуусобных стычках, но боевого оружия как такового ещё не было. Напротив, бронзовых дел мастера производили длинные мечи, явно служившие исключительно орудием убийства.
В продолжение темы см.:
Немного о традиции колоколовидных кубков.