Рогатые змеи.

Jan 02, 2021 13:25

Т. Г. Басангова в статье "Змея в мифологии калмыков" сообщает удивительные вещи.


"По представлениям калмыков, со змеёй может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. На всей территории Калмыкии сохранились устные рассказы, повествующие о встрече со змеёй. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеёй. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперёк дороги лежит змея, с виду необыкновенная - белого цвета и с маленькими рогами.

Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги объяснили, что это дар его предков свыше.

С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потёртости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеёй рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную
монету» (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето множество подарков - омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страждущие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухолей".

Кстати, существуют в Сев. Африке и Аравии рогатые гадюки, чрезвычайно ядовитые, и, кажется, этими рожками они привлекают добычу, по самые глаза зарывшись в песок.

Интересно было бы взглянуть на эти "змеиные рога". Насколько я знаю, змеи не сбрасывают рога, как олени. Тем не менее, какие-то "змеиные рога" хранятся в семье. Что это такое?

Мы знаем, что иногда, невесть откуда, появляются на земле странные существа типа кыштымского "карлика" Алёшеньки. Также известны случаи материализации предметов во время активизации полтергейста. Может быть, и "змеиные рога" появляются оттуда же, откуда появляются всякие предметы при полтергейсте?

Любопытный рассказ мне встретился на "Яндекс.Дзен" -"Змея с рогами".

"Как-то я ехал на машине. Было раннее утро, но ещё темно. Вдруг в свете фар я увидел большую полосу поперёк дороги. Подъехав поближе, я поразился - это оказалась огромная змея. Она лежала, подняв голову, посреди дороги, и смотрела в мою сторону. И, что удивительно, на голове у неё оказались два блестящих рога. Позади этой гигантской змеи я разглядел других, поменьше, которые тянулись за ней целым караваном. Я впал в оцепенение словно находился под гипнозом. Я нажал на тормоз, вышел из машины и встал напротив рогатого змея, не отрывая взгляда от его глаз. Когда же я пришёл в себя, передо мной оказалась чистая дорога - ни одной змеи! После этого я интересовался у аксакалов, живущих в тех местах, - что это было? И те рассказали мне, что это был король змей. Это существо встречается один раз 100-150 лет. Согласно поверью, человек, увидевший такую змею, может просить всё что захочет, и его просьба будет выполнена".

Вообще, образ рогатого змея известен по всему миру. Например, он представлен в мифологии многих индейских народов.



Изображение Рогатого змея, петроглифы в стиле Барьер-каньона, регион Вестерн-Сан-Рафаэль-Свелл, штат Юта.

Известен он и в Месопотамии (Нингишцида), и в Европе. Этот образ представлен три раза на котле из Гундеструпа. В Изёр-сюр-Крёз обнаружено резное изображение юноши, вокруг ног которого обвивается рогатая змея, прижимая голову к его животу. В Соммерекуре также обнаружена статуя богини, держащей рог изобилия и гранат, с рогатой змеёй, принимающей пищу из чаши.

Удивительно, насколько разнится отношение к змеям у калмыков, сохранивших традиционные верования, и, например, у современных китайских коммунистов, которые жрут их и пьют стаканами змеиную кровь, "чтоб член стоял". (Самая худшая ситуация, когда денег - "куры не клюют", а член не стоит.)

Интересна связь змеиных рогов с белым платком: по сохранившимся поверьям, если перед змеёй положить чистый белый платок, она скинет свои рожки на этот платок. Чем-то это напоминает легенду о единороге, который подходит к девственнице и кладёт ей на колени свою голову.

Если у калмыков змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать свои рожки на платок: кто их возьмёт, тот будет счастлив.

Очень интересны рассказы о том, что вместе с даром знания змеиного языка, человек, при встрече с рогатой змеёй, получает дар провидения и дар лечения. Т. Г. Басангова записала обряд обучения умению говорить у калмыков: «Если маленький ребёнок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребёнка» (инф. Б. Манджиева). Точно так же обретается и дар знания змеиного языка: надо лизнуть язык змеи, и посте этого становится понятен язык змей.

Один из главных героев калмыцкого героического эпоса «Джангар» - Хонгор - связан своим происхождением с нижним миром: его матерью является Шилті Моєа хатн (ханша Хрустальная Змея). И здесь перед нами возникает вопрос о связи рогатой змеи с образом Великой Богини. Вопрос, конечно, интересный, но это для нас пока terra incognita, тут ещё "конь не валялся".

Впрочем, Ариэль Голан говорит о связи рогатого змея с быком - консортом Великой Богини. Но змей - олицетворение преисподней. Значит, и бык имеет отношение к "нижнему миру".

змеи

Previous post Next post
Up