Начало верхнего палеолита около 24 000 года до н. э. отмечено серьёзным ухудшением климатических условий. Высыхание Сахары, начавшееся около 30 000 года до н. э., тогда усилилось, и в XXIV тысячелетии установилась сильная сушь, которой суждено было продолжаться десяток тысячелетий.
Около 14 500 года до н. э. сухая климатическая фаза начала отступать, через несколько столетий уступив место настоящей влажной фазе. Примерно в это время или чуть раньше в Верхнем Египте, в Ком Омбо, появилась себилийцы, которые были охотниками. Всё говорит о том, что себилийцы были пришельцами в долине Нила, хотя мы не знаем, откуда именно они пришли. Тем не менее, можно заметить у них черты, которые сближают их с иберо-маврской культурой.
Самым главным явлением периода приблизительно между 14 500 и 10 000 годами до н. э. стало появление на доисторических стоянках жерновов, которые появились с 13 000 до 6400 в Нубии и с 11 500 по 10 000 в Ком Омбо и к северу от Луксора. Эти жернова служили для помола зёрен, как доказывает присутствие на всех стоянках кремня, на котором есть следы характерной залощённости; этот блеск безошибочно говорит о том, что данное орудие служило для того, чтобы срезать (правильнее было бы сказать: «спилить») - волокнистые стебли травянистых растений. Более того, приготовление муки из зёрен этих растений подтверждается стиранием зубов, которое видно на скелетах того времени; это стирание является результатом диеты на основе муки, смешанной с каменной пылью от жерновов. Количество жерновов на различных поселениях может заставить поверить, что население Нубии и Египта занималось сельским хозяйством с XII тысячелетия до н. э. - задолго до его появления на Ближнем Востоке. Хотя сейчас эта гипотеза и отвергнута, обилие жерновов, тем не менее, говорит об изменении образа жизни населения долины Нила между 15 000 и 10 000 годами до н. э. Собирание диких зерновых занимало значительное место в питании наряду с добычей дичи и рыбы.
С 6000 по 5100 год до н. э., то есть в течение почти тысячи лет, можно видеть в долине Нила наступление новой засушливой фазы. Этот период истории можно назвать "тёмными веками", так как, по всей видимости, долина Нила почти обезлюдела, свидетельств деятельности людейв этот период очень мало. Некоторые специалисты по доистории говорили даже о пробеле в наших знаниях между концом палеолита и началом неолита, доходя до того, чтобы предполагать, что человек полностью оставил Долину и вернулся только около 5000 года до н. э.
Тем не менее, всё это время существовали очень древние культуры в соседней Западной пустыне, обозначенные как Набта Плайя по имени региона, где они были найдены. Они принадлежали к настоящему «неолиту», ибо там была известна как керамика, так и домашние животные. Керамика этой культуры с конца IX тысячелетия родственна той, что обнаружена в центральном Судане, прежде всего в Хартуме; с её волнистым орнаментом (wavy-line) она владела весьма развитой техникой, что заставляет предполагать длительный период предшествующего развития. Очевидно, неолитический Египет "вызревал" в оазисах Западной пустыни.
Вполне развитый неолит соответствует бадарийской культуре Египта. Информацию о бадарийской культуре дают прежде всего некрополи. Небольшие могилы имеют в основном овальную форму, хотя иногда они круглые или прямоугольные с закруглёнными углами. В могиле находится одно тело, в исключительных случаях - два или три. Тела находятся в скорченном положении - в позе сна - и в основном лежат на левом боку головой к югу и лицом на запад.
Пример погребения культуры Бадари (Британский музей, Лондон, Великобритания). Могилы состояли из небольшой, неглубокой ямы, вырытой в песке. В этой небольшой яме тело покойного помещалось свободно в согнутом положении на левом боку. Снизу подкладывалась циновка, тело клали головой в южную сторону или на запад. В могилу опускались вещи покойного - заколки, гребни, браслеты и бусы из слоновой кости, а также керамика.
Источник картинки.
Хотя у этой ориентации порой и есть исключения, из неё можно вывести наличие веры в загробную жизнь, связанную с культом заходящего солнца. Именно на Западе в историческую эпоху располагали Царство Мёртвых, которым правил Осирис. Как бы то ни было, присутствие погребального инвентаря рядом с телом подтверждает надежду на посмертное существование.
В тех случаях, когда состояние могилы это позволяло, можно было установить, что тело завёрнуто в циновку, ткань или шкуру; иногда у одного умершего присутствовали два из этих элементов. Тело также могло находиться в чём-то вроде большой корзины. В некоторых бадарийских некрополях, в том числе в Мостагедде, судя по всему, соблюдалось разделение полов: женщины с одной стороны, мужчины - с другой.
Антропологические исследования, проведённые прежде всего по черепам (поэтому их следует принимать с осторожностью), говорят о некоей индийской связи бадарийского населения, возможно о связи с веддоидной расой. "Ближе всего по расовому типу к египтянам представители сохранившихся дравидских племён Индии, а равно представители низших рас Индии, восходящие к дравидам. Но где Египет, а где Индия? Хотя, надо заметить, что пришедшие из Индии цыгане как-то уловили это сходство и часто выдавали себя за египтян, что нашло отражение, например, в их именовании в английском - gipsies (египтяне в староанглийском)" (
Источник). Во всяком случае, В. В. Бунак разделял веддоидов на две расы - собственно веддоидную и бадарийскую. Вместе эти близкие по антропологическим признакам расы образуют в его классификации континентальную ветвь южного расового ствола.
Орудия, которые сопровождали керамику, преимущественно каменные. Металл (в данном случае медь) встречается исключительно редко. Типичным орудием являлся толстый скребок (scraper), который вырубали из кремневой гальки. Такой инструмент отчасти лёг в основу теории, согласно которой бадарийцы произошли где-то вне Долины. Важное место занимает слоновая кость. Она служит для изготовления иголок, гребней, рыболовных крючков, ложечек и ваз. Гребни и ложечки украшались мотивами из животного мира. Наконец, появляются женские статуэтки из глины, а также из слоновой кости: они являются древнейшими изображениями людей, известными в долине Нила.
Фигурка женщины (культура Бадари), вырезанная и кости бегемота. Около 4000 г. до н.э. Находится в Британском музее, Лондон, Великобритания.
Бадарийцы выращивали один вид пшеницы - Triticum dicoccum и два вида ячменя - Hordeum vulgare и Hexastichum. Присутствие кремневых лезвий со следами «блеска жатвы», мельничных жерновов и дробилок, а также ложек для каши на основе зерновых уже было бы достаточно, чтобы показать, что сельское хозяйство тогда играло в экономике и питании нильского населения значительную роль. Наряду с сельским хозяйством и животноводством, охота и рыболовство продолжали оставаться важными видами деятельности. Бумеранг ещё при XVIII династии остается любимым оружием египтян для охоты на водную птицу в болотах.
(Материал взят в основном из книги Веркуттер, Ж. Египет и долина Нила. T. 1 : С древнейших времён до конца Древнего царства. 12 000-2000 гг. до н. э. - СПб. : Нестор-История, 2015. С. 99-116).
Как мы видим, древнейший, додинастический Египет ничем не отличается от других неолитических культур. Следов патриархальной "вертикали власти" не наблюдается, нет ни фараонов, ни фюреров, ни "тузов"-начальников, зато есть женские статуэтки. "Священный матриархат" - налицо.