При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3).

May 31, 2020 17:37

В продолжение записей " При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат" и При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2).

"Дж. П. Мердок заключает, что все племена центральных банту были когда-то матрилинейными. Некоторые из них до сих пор являются таковыми; это именно те племена, у которых мало скота (из-за мухи цеце. - А. К.). По его мнению, переход к патрилинейности у части племён центральных банту осуществился сравнительно недавно и является прямым результатом интродукции скота. Ему вторит Харольд Шнайдер:

«В Африке наиболее последовательно патрилинейными являются те общества, у которых скот, особенно крупный рогатый скот, является важным видом собственности, - там, где его количество равняется одной корове на человека или превышает эту цифру. Там, где нет этого вида собственности, использующегося в качестве компенсации, мы находим матрилинейно-матрилокальные системы» (Schneider 1979:16).

Дэвид Аберле образно выразил корреляцию, отмеченную Мердоком и Шнайдером для ряда африканских обществ, так: «корова - главный враг матрилинейности в Африке» (Aberle 1961: 680)" (Цит. по: А. А. Казанков. Тысячеликая мать: этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии. - Москва ; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. - 214 с.).

Ну конечно: когда нет коров и нет денег, тогда всё строится на услугах. Бедные мужчины предлагают женщине свои услуги (кроме услуг-то предложить нечего!) в расчёте на её благосклонность. При таком "раскладе" женщина оказывается в положении "Земли", вокруг которой по орбитам движутся мужчины-"спутники".

Нечто подобное культивировалось у бедных рыцарей Средневековья.



Африка, матриархат, матрилинейность, деньги, корова, традиционные общества

Previous post Next post
Up