Итак, продолжим собирать факты и мнения о "дикости" неолитической Европы.
Скажем сразу, что "дикарей" и ныне полно в самых цивилизованных обществах, и об этом нам регулярно напоминают СМИ. Ну а уж во время революций и войн дикость просто фонтанирует, подобно нефтяному столбу из пробуравленной земли.
Снова обратимся к
andvari5, который "
любит тему неолитических конфликтов". Выискивая криминал в европейском неолите, он доказывает себе и тем, кто его читает, что "Старая Европа" оказывается не такой уж и отличной от всего, что было после. Куда только дели весь матриархат, смиренных аки ангцев фермеров, орала вместо мечей и неукреплённые деревни!
В статье "
Неолитическое насилие в европейской перспективе" автор даёт краткий обзор книги "Sticks, Stone and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective", изданной Оксфордом в 2012 году.
"Важно то, что учёные долгое время полагали неолитические общества относительно мирными и не склонными к конфликтам. Единичные находки, трактуемые как результаты столкновений, обычно не меняли общей картины, ведь о мирном сосуществовании фермеров говорила широкая обменная сеть и отсутствие обычая класть оружие в могилу. Однако по мере накопления данных парадигма изменилась. И основным источником здесь стала физическая антропология, позволившая дать оценку повреждениям костей и определить характер этих повреждений".
В книге собраны в одну кучу все переломаные кости и все разбитые черепа в общей сложности за 5,5 тысяч лет. (Кто бы ещё догадался собрать все черепа незахороненных солдат второй мировой войны.)
Что касается нашей темы, то здесь приведены наглядные реконструкции событий, развернувшихся семь тысяч лет назад.
Реконструкция одного из орудий убийства в Тальхейме.
И даже реконструировано само убийство во всех деталях.
И некоторые дополнительные подробности: "все погребённые были захоронены одновременно; они представляли три поколения связанных между собой родственными связями; вероятно целое население посёлка было уничтожено полностью. Судя по данными изотопов, три человека выросли не в этой местности. Возможно они прибыли сюда в результате брачных контактов или с торговой целью. Нападение было совершено в светлое время суток, о чём свидетельствуют травмы от стрел, а некоторые погибшие могли быть убиты во сне. Большинство жертв было убито сзади, вероятно в попытке убежать. О сопротивлении вряд ли можно говорить.Исключительная жестокость и беспощадность скорее говорят о том, что причиной конфликта было не простое разбойное нападение".
andvari5 делает в целом неплохой вывод, который можно здесь привести:
"Совершенно очевидно, что пасторальные картинки мирной жизни первых фермеров очень далеки от реальности. Врождённым пацифизмом они не отличались и боевые столкновения были привычной частью их жизни. С другой стороны, неолитические общества не видели в войне смысла существования - это была лишь одна из возможностей выхода в конкретной ситуации. Поэтому мы так и не увидели выделения воинских коллективов, специализированного оружия. Нет смысла говорить о какой-то глобальной войне на всём протяжении неолита. Следы бойни в Тальхейме удивляют, но остаются локальным эпизодом, хотя ЛЛК тут выделяется. С другой стороны, неолитические общества Греции или Балтии довольно миролюбивы, что не позволяет говорить о каком-то системном кризисе для всех земледельцев. Скорее конфликты первых фермеров были ситуативны - в одних случаях причины были экономические, в других социальные, в третьих возможно вообще случайны".
Выскажу и я свой предварительный вывод. Наибольшее количество конфликтов со смертельным исходом локализованы на территории совр. Западной Германии в культуре линейно-ленточной керамики. О чём это говорит? Видимо, эта территория 5 тыс. лет до н. э. была цивилизационным "фронтиром", а дальше простирался своего рода "Дикий Запад".
Именно на "фронтире", на границе между передовыми отрядами земледельцев и европейскими "индейцами", и происходили стычки. Если же взять придунайские территории компактного проживания земледельцев, то там можно как раз увидеть те самые "пасторальные картинки мирной жизни фермеров".
Кстати, в той самой книге, на которую ссылается
andvari5, совсем нет никакого материала о придунайских культурах (Винча и др.), а ведь это были самые густонаселённые территории тогдашней Старой Европы. Видно, там не набралось материала даже на небольшую статью.
Как мы видим, в этом исследовании территории совр. Германии занимают непропорционально большое место. Но там земледельцы жили маленькими хуторами, разбросанными далеко друг от друга. Туда даже арийские завоеватели не пошли, так как поживиться там было нечем. Они "осели" на богатых придунайских территориях.