О брачных обычаях каракалпаков.

Apr 01, 2020 11:00

Я смотрю, на территории Северной Кореи нет никакого коронавируса.



(Источник картинки).

Интересно, как там корейцы с их идеей чучхе, т. е. «опоры на собственные силы», справляются с пандемией и не допускают инфекцию на свою территорию? В СМИ об этом ничего не пишут. Может быть, они там построили "карлагерь" (от слова "карантин") рядом с единственным международным аэропортом и всех прибывших из-за границы отвозят прямо в этот лагерь?



Ну ладно, а теперь от корейцев перейдём к каракалпакам. Точнее говоря, к свадебной обрядности каракалпаков. Б. К. Бекжанова (Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза) в своей статье "Анализ свадебных обрядов в эпических сказаниях каракалпакского народа" рассказывает об обычае выбора жениха невестой.

"Одним из архаичных видов выбора жениха являются состязания в борьбе «гүрес», стрельбе из лука в золотую тыкву, «бәйги» и т. д. Здесь традиционным мотивом являлось выполнение условий, когда девушка могла выйти замуж лишь за того джигита, который одерживал над ней верх. Это единоборство исходило из жизненных требований. Юноши из племени саков обязательно должны были бороться с предполагаемой невестой. Если девушка одерживала верх, то побеждённый джигит становился её пленником. Только в случае победы юноша имел право взять её в жёны.

Определённое воздействие на формирование этого обычая оказали матриархальный быт и традиции, связанные с женитьбой. Например, в эпосе «Коблан» девушка Кыз-палван вызывает Мырзу Саима на единоборство. Здесь основная цель усматривается в том, что выбор девушкой-невестой достойного жениха является реликтовым понятием, соответствующим традициям древнего архаического периода - матриархата.

В эпосе «Гёр-оглы» девушка Кырмандали ставит следующие условия: «Если кто-нибудь, кто бы он ни был, желает состязаться со мной в исполнении музыкальных произведений, в борьбе “гүрес” и других видах единоборств, и если он одержит верх, то я выйду за него замуж. Если же он окажется побеждённым, то я снесу ему голову». Этот пример свидетельствует о том, что ставка подобного «сватовства» зачастую носила безальтернативный характер. Но бывали и исключения из правил. В эпосе «Ер Зийўар» во время единоборства Актамак одержала победу над Жанаем, но мужество батыра покоряет её сердце, она влюбляется в него и не убивает. В эпосе «Кыз-палван» говорится о том, что девушка Толганай достигает поры взросления. Никто не мог одолеть её в единоборстве и положить её на лопатки в борьбе «гүрес» и даже не осмеливался состязаться с ней. В конце концов, она выбрала себе достойного жениха.

В казахском варианте эпоса «Манас» девушка-батыр вызывает Манаса на единоборство и ставит ему условие, что если она победит, то расправится с ним, а если проиграет, то выйдет за него замуж. Как свидетельствует Ч. Ч. Валиханов, подобная традиция приводится во всех других версиях эпоса. Манасовед Р. З. Кыдырбаева также рассказывает о девушке Сайткал, одержавшей верх над Манасом.



Саки - предки каракалпаков.

Традиция ставить условие при выборе девушками достойных женихов и его реализация не всегда дают ожидаемый результат. Многие претенденты на руку и сердце девушки терпят поражение. Часть из них погибает, часть - остаётся в живых. Девушки сохраняют им жизнь и превращают их в верных мужей. В отдельных эпических произведениях имеются сведения о том, что непобедимые девушки требуют от побеждённого выкуп вместо смертного приговора. Так, венецианский путешественник Марко Поло (XIII в.) приводит следующее описание: «Татарский хан Кайду, родственник и соперник Кублай-хана, имел прекрасную дочь по имени Ай-Ярук, которая богатырскими подвигами превосходила всех его витязей. Красавица поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет её в борьбе. Много знатных юношей состязались с ней, но она победила всех. С побеждённого ею джигита она брала выкуп в размере 100 лошадей. Таким образом, она собрала себе огромный табун». Этот аргумент очень умело использовал в своих суждениях английский этнограф Дж. Фрэзер и оценил его как один из важных реликтовых традиций женитьбы.

Матриархальные признаки обряда выбора невестами достойных женихов видны и в обычае народов Средней Азии «қыз қуўыў» - «догони девушку». Этот обряд находит широкое распространение среди казахов, киргизов и каракалпаков. Его основное условие: джигит, осмелившийся и решившийся гнаться на коне за девушкой, обязан догнать ее и пересадить на своего коня, а затем поцеловать в щёку.



Рис. 2. «Қыз қуўыў» - «Догони девушку»

У калмыков такой обычай сохранялся до недавнего времени. Джигит, собирающийся жениться, для сохранения права жениха и будущего мужа должен был догнать девушку, свою избранницу, которая, как правило, стартовала с гандикапом и находилась на значительном расстоянии от преследователя. Обычай «қыз қуўыў» был также известен и среди народов Европы. По свидетельству Фрезера, во всех древних германских языках термин свадьба означал буквально «қалынлық қашыў» (бег невесты). У древних германцев данный термин звучал как «Brautlauf», у скандинавов - «brüdhleap» и т. д. Во время свадьбы у германских племён был распространён обычай «жуўырыў жарысы» (состязание в беге), происходивший между женихом и невестой или между друзьями жениха, и был чем-то вроде забавной игры."

Кстати, на мой взгляд, детская игра в "кошки-мышки" как раз является реликтом матриархальной свадебной обрядности. "Мышка" тут, понятное дело, - невеста, а "кошка" (или, точнее говоря, "кот") - жених. Жениха ставят в круг, образованный подружками невесты, а сама невеста находится вне круга. Смысл этой игры заключается в том, что невеста выбирает себе жениха из многих "котов", которые по очереди ловят "мышку". Если сама невеста не захочет, "кот" её никогда не поймает.

И в заключение Б. К. Бекжанова пишет:

"Одной из характерных особенностей этого матриархата является то, что девушки-невесты ставят условия перед претендентом-женихом, она выходит замуж за батыра, который выполняет все условия, поставленные ею перед ним. Право девушки выбирать себе мужа является одним из главных признаков матриархального общества."

Пожалуй, самое интересное здесь - борьба жениха и невесты. Правда, в современных условиях парня, положившего девушку на лопатки, наверно, посадили бы в тюрьму за "изнасилование". O tempora! O mores! Кстати, а не от этих ли обрядов пошли легенды об амазонках? Ну и, понятное дело, наши славянские поляницы, борющиеся с богатырями, это всё те же девушки-невесты эпохи матриархата. В эпосе, конечно, всё сильно преувеличено и приукрашено, но сходство прямо бросается в глаза.

амазонки, брак, Средняя Азия

Previous post Next post
Up