Это изображения древнеримских ларов:
Отметим, что древнеримские лары ассоциируются со змеями. Кроме того, ларами называли прародителей, родоначальников. Так ларом Лавиния, города южнее Рима, считался легендарный
Эней, который основал этот город и назвал в честь своей жены. В качестве лара Рима почиталась Акка Ларентия, кормилица
Ромула и Рема. В её честь в апреле праздновался праздник Ларенты.
В качестве духов предков лары более всего подходят под определение домовых духов, "домовых".
Лар (
I век, хранится в Национальном археологическом музее,
Мадрид)
Их изображения стояли в каждом доме у очага.
Но и "место жительства" домового - за печкой или под печкой. С домовыми ларов роднит и привязанность к месту. Если люди уезжали навсегда, Лары не следовали за ними, оставаясь на привычном месте.
По поверьям сербов и словенцев, глубоко под очагом обитает домашняя змея (серб. кућна змија, кућница, чуварица и т.д., словен. ož) (Лилек 1894: 365; Dragičević 1907: 322; Kelemina 1997: 114). Очаг представлялся открытым и внизу, о чем свидетельствует сербский рассказ: человек, узнавший, что его жена - ведьма, стал ее бить кнутом, но она убежала от него в очаг и исчезла в золе (Ђорђевић 1953: 25). Коммуникация с мифологическими существами может идти и в обратном
направлении - из очага (печи): «Сижу я ночью. Люльку ногой качаю. Вдруг в 12 часов ночи из галанки (печь „голландка“) девка выходит. Сама как картинка, и смеётся: ха-ха-ха. Я ей: Что ты смеёшься? А она: Уж я тебе дам, дам, как дам, да ещё прибавлю. Повернулась и полезла в печку, а хвост у ей большущий, и пропала» (Нижегородское Поволжье; Корепова 2007: 111) (цит. по: Л.Раденкович. Опасные места в славянской народной демонологии).
Оказывается, в недрах Матери-Земли имеются "подземные каналы", по которым движутся духи. Как в теле человека есть кровеносные сосуды, по которым циркулирует кровь, так и под землёй текут подземные реки. И по ним на поверхность земли могут выходить разные духи, в том числе и духи мёртвых, "домовые". Их змеевидность как раз и связана с тем, что они, как дождевые черви, выползают из земли на поверхность. А домашняя печь как раз и является той фокальной точкой, через которую проходит линия соприкосновения между ординарной и неординарной реальностью.
То, что печь пылает огнём, не помеха для домового. Он имеет ту же огненную природу, что и Змей Горыныч. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море.