Восседающая на леопарде "Владычица животных" с леопардёнком на руках. Терракота, Хаджилар, анатолийский неолит, дом Q, VI, начало VI тыс. до н.э.; высота 13,5 см.
Прекрасное изображение, но, честно говоря, я до сих пор не понимаю, почему Великая Богиня изображалась в компании с хищными кошачьими типа леопардов.
С изображением Богини в образе Матери Оленихи кажется всё понятно: мы все по жизни чувствуем себя незащищёнными от всякого рода зла и отждествляем себя с Оленихой, окружённой голодными волками.
Здесь волки выступают в роли дьяольских сил, а Мать Олениха - единственная надежда на спасение. Типа, "сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом...". Так, наверно, молились Богородице жители осаждённой Батыевыми полчищами Рязани в 1237 году.
Но Великая Богиня с хищными леопардами вводит меня в ступор.
Очевидно, либо я чего-то не понимаю, либо у меня сложилось превратное мнение о леопардах. Конечно, мне, воспитанному в христианской традиции, хорошо известен новозаветный пассаж "Трезви́теся, бо́дрствуйте, зане́ супоста́тъ ва́шъ дiа́волъ, я́ко ле́въ ры́кая, хо́дитъ, искі́й кого́ поглоти́ти" (1 Петр. 5:8). Ассоциации дьявола со львом и другими хищными кошачьими не дают примириться с представлением о Богине в окружении леопардов. Тем более, что существуют попытки привязать этих леопардов к африканским
тайным обществам леопарда. И хотя культ леопарда - это тайный
мужской союз (причём, союз, скажем так, террористический), вот это "якшание" Богини с леопардами льёт воду на мельницу тех историков, которые хотят представить матриархат как диктатуру женских тайных обществ леопарда.
Как
писал Вяч. Иванов, "О том, в каких грандиозных и чудовищных формах утверждалось владычество женщин и женское единобожие, мы можем судить по энергии той мужеской реакции против женской деспотии и женского мужеистребления, которая ещё живо памятна автору Орестии. Душевная борьба Ореста в изображении Эсхила сводится к выбору между матерью и отцом. Сыновья стали на сторону убитых отцов и обнажили меч на матерей: их благословили на это новые жрецы, утвердившие патриархальные начала и культ предков-героев. Это была реакция строя и порядка против оргийности, солнечной религии против лунной... Мученичество и убиение мужского бога, - основной мотив женских религий (какова религия Диониса), религий, питающих свои корни в бытовом укладе тех забытых обществ, где женщина была родоначальницей и царицей... К эпохе господства матерей и к эпохе великой борьбы полов восходят мужеубийственные культы Артемиды, с её общинами Амазонок и её обрядами мучительства мальчиков, и Диониса с его мэнадами, как и многообразные следы мужеубийства в других культах женских божеств: вспомним хотя бы миф о египетских Данаидах и о Лемносском грехе".
"Мужеубийственные культы" Вяч. Иванова - это, вообще, что такое? Хотелось бы сказать ему: "Стоп! А вот здесь пожалуйста подробнее и во всех деталях". Потому что "брякнуть" можно всё что угодно, - а где свидетельства и доказательства гибели "умученных" мальчиков и "невинно убиенных" мужчин? "Вакханки" Еврипида? Смешно даже рассматривать это проявление "женского самоуправства" в такой патриархальной стране, каковой была Древняя Греция.
И всё же, я предпочёл бы видеть Великую Богиню верхом, скажем, на козе, а не на леопарде.