Это сооружение с пятью концентрическими кольцами, образованными деревянными изгородями, находится в Кенштедте, Центральная Германия, и относится к культуре воронковидных кубков, IV тыс. до н.э. Реконструкция.
Мария Гимбутас говорит, что сходные огороженные пространства культур лендель и линейно-ленточной керамики восходят к V тыс. до н.э., а в случае культуры воронковидных кубков - к IV тыс. до н.э.
Click to view
Древняя Британия, в особенности Южная Англия и Уэльс, исключительно богата сооружениями подобного рода - как хенджами, которые образуют стоящие камни (естественные валуны или специально добытые куски породы), так и ограждёнными деревом кольцами. В целом их известно не менее тысячи. Некоторые из них являются истинными шедеврами, как, скажем, получившие громкую славу Стоунхендж, Эвбюри, Вудхендж.
Из полевых памятников на территории Англии самыми древними являются ограждённые валом пространства более или
менее овальной формы, вокруг которых проложены концентрические разомкнутые рвы (от 1 до 4 и более).
Постройки этого типа сконцентрированы на меловых почвах в центральной части Южной Англии; недавно их также обнаружили в Ирландии. Ограждённое пространство может варьироваться от 3-4 акров, как в Кумбхилле (графство Сассекс), до 19-20 акров, как в Хамблдонхилле (графство Дорсет), или до 20-21 акра, как в Уиндмиллхилле . В ряде случаев в пределах этих ограждённых участков были найдены деревянные постройки.
Было выдвинуто много теорий по поводу назначения этих огороженных пространств. Наиболее широкое распространение получила гипотеза Смита, согласно которой это были своеобразные места общих собраний, возможно, для совершения ритуалов. К ним вполне подходит аналогия П. М. Кожина с «судебными полями», огороженными местами проведения народных собраний - тингов у древних германцев. Наличие костей животных свидетельствует в пользу предположения, что здесь совершались ритуалы, включая жертвоприношения. Как пишет И. В. Палагута, "Так или иначе, появление ронделл обусловлено сложением системы подвижного земледелия с циклической сменой мест поселений, в которой они, располагаясь вне посёлка, имеющего недолговечный и временный характер, оказывались «фиксированной» точкой, «местом сбора» для проведения ритуалов и одновременно своеобразным «административным» центром".
Во всяком случае, ограда предполагает место обособленное, выделенное из внешнего пространства. Ограда или стена усиливает и подчёркивает смысл «инаковости» места. Как живот матери охраняет младенца, как стенки сосуда сохраняют содержимое, а лампы - горящий внутри огонь, так и ограда сада и стены города хранят внутреннее пространство. Интересно, что слово «парадиз» от греческого «paradeisos», сад, заповедник, как считается, произошло от мидийского «pari-daeza» - «огороженное место», «ограда», «стена вокруг» (Bremmer J. N. Paradise: from Persia, via Greece, into the Septuagint // Paradise Interpreted: Representations of Byblical Paradise in Judaism and Christianity / ed. by Luttikhuizen G.P. Leiden, Boston: Brill, 1999. Р. 1.).
Эти ограды напоминают мне про дивное житие преп. Симеона Столпника.
Столп, который построил себе преп. Симеон, есть, собственно, олицетворение Омфалоса, то есть символ «Центра Мира». Этот каменный столп, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». Бетили могли иметь различные формы, в частности, форму столба; так, Иаков говорит: «Этот камень, который я воздвиг подобно столпу, будет домом Бога». У кельтских народов некоторые, если не все менгиры имели то же значение. Во всех случаях бетиль был «пророческим камнем», «камнем, который говорит», то есть камнем, который вдохновлял оракулов или возле которого вдохновлялись оракулы, благодаря «духовным влияниям», носителем которых он являлся; и пример Омфалоса в Дельфах очень показателен в этом отношении.
На Ближем Востоке «пророческие камни» часто имели форму фаллоса. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении подобных камней в Сирии: «Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью верёвки, обвязанной вокруг туловища и камня-фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной верёвки, взятой с собой. По ней ему передают всё необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда». Этот человек проводит всё время в молитвах и иногда бьёт в гонг, который издаёт весьма впечатляющие звуки.
Симеон наследовал эту древнюю языческую традицию, переосмыслив её на христианский лад. Вместо языческого недельного столпничества он решил жить на вершине столпа постоянно. Его столп имел в высоту шесть локтей, и св. Симеон простоял на нём несколько лет. После высота столпа была доведена до двадцати локтей, а затем - и до тридцати шести. Так преподобный столпами различной высоты, как по ступенькам лестницы, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождём и палимый зноем, а зимою терпя стужу; пищею его были размоченные в воде сухари, овёс, пшеница, горох и сухие плоды, а питьём - вода. Вокруг его столпа вскоре были устроены две концентрические каменные ограды. Ограды эти были сооружены приходившим народом из сухих камней. Такие ограждённые места назывались мандрами, и так как внутри этой ограждённой территории селились желающие подвизаться под руководством преп. Симеона, то он стал называться архимандритом.
Это разделение учеников преп. Симеона на внутренний и внешний круги напоминает аналогичное разделение учеников Иисуса Христа на 12 ближних апостолов и 72 других учеников, с которыми Он не находился в близких отношениях. По всей видимости, речь здесь должна идти о трёх ступенях посвящения. Столп Симеона символизирует Священную Гору или «Ось Мира». Истина Божественного откровения распространяется сверху вниз, начиная от высшей ступени, которая является её вместилищем, и иерархически распространяясь на другие ступени.
Здесь, конечно, можно только гадать, но, по-моему, смысл ограждений заключается исключительно в разделении. Если в центре круга находится какая-либо святыня, то концентрические круги могут означать разделение людей на различные уровни посвящения. В древней Церкви имелось это разделение на "оглашенных" и "совершенных", ныне утраченное.
Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные.
Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года. По свидетельству
Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашённый зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.
Помню, в армии на плацу начальник учебного центра говорил ко всем солдатам, а потом говорил сержантам выйти на 20 шагов вперёд и что-то там рассказывал им отдельно от солдат.
Конечно, мы совсем не знаем, кого там разделяли 7 тысяч лет назад, и по каким параметрам осуществлялось это разделение, но, очевидно, оно имело место быть, - иначе зачем все эти рвы, валы и частоколы? Если все имеют одинаковые "права человека", проще сидеть вокруг костра, как индейцы, и передавать по кругу "трубку мира".