aquilaaquilonis в своей статье "
Следы Б-гини Анат в Псалмах Давидовых" сообщает:
"Птичий образ Анат хорошо засвидетельствован угаритскими текстами. Один из них рассказывает, как в поисках ушедшего на охоту Ваала «подняла крылья (tš’u knp) дева Анат, / подняла крылья и устремилась в полёте (wtr b‘p)» (KTU, 1.10.II.10-11). В поэме об Акхате она заявляет: «Среди орлов я буду летать (’arẖp)» (KTU, 1.18.IV.21), после чего сообщается: «[Среди] орлов летала (trẖp) Анат» (KTU, 1.18.IV.21). Ещё в одном тексте упоминается «Анат, птицей летящая (‘nt d’it rẖpt) в высоком небе» (KTU, 1.108.8).
Угаритские тексты изображают Анат в качестве вестницы, используя при этом слова того же корня (означающего обычно добрую весть), что и еврейское məḇaśśərot. В поэме о любви Ваала и Анат последняя, родив сына Ваала, поднимается на гору Цафон и провозглашает: «Добрую весть (bšrt) приношу я, боже, добрую [весть (bšr) для Ваа]ла, / и добрую весть (bšr) для сына Дагана, / ибо вол у Ваала родился, / и тур у Скачущего на облаках» (KTU, 1.10.III.34-37). В поэме о строительстве дома для Ваала Анат от имени Эла и Ашеры («вестницей далёких богов») приходит к Ваалу на Цафон, чтобы объявить ему, что строительство разрешено: «Прими радостную весть (tbšr), о Ваал! / Радостную весть тебе (bšrtk) приношу я» (KTU, 1.4.V.26-27). На этом основании можно предположить, что Анат является «вестницей» и в Пс. 67, 12 (возможно, вместе с Аштарт)."
В принципе, здесь ничего нового нет. Я недавно писал про германскую пророчицу Веледу, которая жила затворницей в высокой башне у воды.
Пророк или пророчица - это "медиум", "посредник" между людьми, находящимися "внизу", "долу", и "вышними", "горними", божественными силами. А птица как раз и является таким существом, которое "осциллирует" между землёй и небом. От кого ещё ждать "весточку" с неба, как не от птиц? По птичьему полёту узнавали волю богов не только этруски, но и многие другие древние народы. Причём, и сами пророчицы отождествлялись с птицами, как это видно на примере многочисленных артефактов.
Терракотовая статуэтка женщины культуры Винча на зооморфном троне.
Это т. наз. "богини птиц". Термин "богиня птиц" (Bird goddess) был придуман Марией Гимбутас по отношению к фигуркам, отождествляемым с неолитической культурой Винча. Эти фигурки показывают женские тела в сочетании с головой птицы.
С птицей в первую очередь связан полёт. А с полётом, в свою очередь, связана душа. Сильные колебания-"осцилляции" души приводят к частичному выхождению души из тела, изменённым состояниям сознания и экстазу. Сверхсильные колебания приводят к полному выхождению души из тела (нирвикальпа-самадхи), то есть к смерти.
Изображения птиц встречаются в наскальной и пещерной живописи палеолита. Причём было замечено, что птица появляется рядом с охотником только в ситуации критической для последнего.
Ласко. Франция. Поздний Палеолит. Бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица - его душа. (Подробнее см.:
"Душа" и "птица" - слова женского рода).
Во многих древневосточных матриархальных культах вестницей богинь являлась голубка.
aquilaaquilonis пишет далее:
"На связь голубок с храмами женских божеств указывают иконографические материалы. Согласно одному из вариантов рассказа о гибели царя Саула, филистимляне «положили оружие его в храме Аштарт (bet-‘aštarot), а тело его повесили на стене Беф‐Сана» (1 Цар. 31, 10). Слово ‘aštarot используется девтерономическими авторами в качестве общего обозначения женских божеств так же, как слово ba‘alim - в качестве общего обозначения мужских (неяхвистских) божеств. При археологических раскопках в Бет-Шеане (Беф-Сане) была найдена глиняная модель храма XII в. до н.э., в окне которого изображена богиня с птицами (вероятно, голубками) в руках. Известны модели ханаанейских храмов женских божеств более позднего времени, на фронтонах которых представлены голубки.
Имеются связанные с женскими божествами изображения голубок и иных видов. В израильском городе Хацор была найдена ложка из слоновой кости для елея VIII в. до н.э., на лицевой стороне которой представлена пальма, а на обратной - лицо богини, по обеим сторонам от которого изображены голубки. Из иудейского города Лахиша VII в. до н.э. происходит скарабей с изображением голубки и лунного серпа. В одной из погребальных пещер в том же городе были обнаружены две терракотовые фигурки голубок. Сходные фигурки, представляющие женское божество, известны из находок в захоронениях и жилых домах Иерусалима и других мест в Иудее".
Модель храма из города Бет-Шеан, XII в. до н.э.
Кстати, эта модель больше напоминает пророческий столп из разряда бетилей. В той же статье "
Веледа" я указывал на типологическую и функциональную близость между этими древними сирийскими столпами и традиционными менструальными хижинами.
Модель храма из Заиорданья, IX-VIII вв. до н.э.
Крылатая Анат (?) верхом на быке. Изображение из города Дана на севере Израильского царства, VIII в. до н.э.