Матриархат по Дугину.

Sep 12, 2019 11:00

Продолжаем слушать цикл лекций А. Дугина "Социология гендера".

Сразу пропускаем его совершенно надуманное деление обществ премодерна на "архаические" и "традиционные". Это полная чепуха. Если во главе общества находится шаман или глава рода-племени, при принятии важного решения обращается за советом к шаману, такое общество однозначно является традиционным. По сути, Дугин проводит своё разделение по факту наличия или отсутствия государственности: нет государства, нет социальных страт, нет "верхов" и "низов" - значит общество "архаическое", есть государство и социальные страты - значит общество "традиционное". Если "традиционное" общество, по Дугину, появляется одновременно с появлением государственности, то и Традиция, надо полагать, исходит из указов и постановлений царской власти.



А это, безусловно, бред сивой кобылы. Из-за своего царебожничества Дугин больше напоминает сталиниста Проханова, чем настоящего традиционалиста.

И переходим непосредственно к изложению фактического материала:

"В принципе - говорит Дугин, - существует, по одной из версий, изложенной Бахофеном в его книге "Материнское право", существует историческая преемственность между системами матриархата и системами патриархата в традиционном обществе. То есть само традиционное общество, согласно некоторым историкам, проходит две фазы: матриархальная фаза и патриархальная. По крайней мере, так считал Бахофен, и эту модель некоторые социологи, историки, в частности, кстати, марксисты, заимствовали для объяснения социальных изменений в традиционном обществе.

С точки зрения Бахофена, существует следущая модель. Существует цивилизация Деметры, в которой доминируют женские божества плодородия. Это соответствует тому, о чём мы говорили, что первичное аграрное производство увеличивает значение женщин. Вот, с точки зрения Бахофена, увеличение женского начала в аграрном производстве приводит к доминации сельских богинь [1], богинь земли, дающих урожай, таких, как Деметра





и этому соответствует преобладание женского начала в обществе. То есть то, что в крайней форме дошло до нас в преданиях о цивилизации амазонок и о культах Великой Матери. То есть женщина доминирует, а мужчина рассматривается в этой ситуации как подчинённый ей элемент. То есть, в первую очередь, он не отец, а сын (это вот важно), либо возлюбленный. Причём именно возлюбленный, который является как бы дополнением к самой Великой Матери, что отражено в цикле фригийских преданий, например, о Великой Богине Кибеле. Кибела влюбляется в пастушка Аттиса, но Аттис в какой-то момент встречает земную девушку, дочь фригийского короля, и Кибела в ярости насылает безумие на Аттиса, после чего он кастрирует сам себя и становится, по одной версии, жрецом Великой Матери, по другой версии, он умирает и потом плачущая Кибела его воскрешает заново. Это как раз комплекс того, что можно назвать базовым мифом цивилизации Деметры [2], где в основном лежит женское начало, Великая Мать. Она - Мать, которая порождает Аттиса и вообще всё на свете, и все существа на земле - её дети. Это не цивилизация отцов, а цивилизация матерей, где вся картина мира строится исходя из Матери. Доминируют отношения "мать - сын". Деторождение мыслится базовым актом, а мужчина является инструментом этого деторождения.

Отсюда складывается совершенно специфический тип религии, религии, которая связана с Матерью и с сыном, или с умирающим и воскресающим возлюбленным её, Великой Матери, и, соответственно, тип этой религии, этой цивилизации направлен против власти отца. Как правило, и Гея, и Рея всегда, в случае конфликта отцов и детей, становятся на сторону детей против отцов, и помогают им кастрировать вначале Урана, а потом и Кроноса в древнегреческих мифах [3]. Другими словами, цивилизация Деметры - это цивилизация кастрации мужского начала[4], рассмотрения мужского начала как временного, как подсобного для женщины, которое служит только для её оплодотворения или, там, удовлетворения, но само по себе, со своим комплексом власти, мужской доминации, не рассматриавается, а, наоборот, ставится в подчинённое положение. Поэтому мужчина рассматривается как вечный "сын". К нему в основном такое доброжелательное отношение, но как только он пытается выйти за границы, определяемые Великой Матерью, например, жениться на какой-то другой женщине кроме собственной матери, он подвергается оскоплению или, там, ликвидации.

Таким образом, эта цивилизация Деметры, цивилизация Великой Матери Кибелы, Деметры - по Бахофену, и Кибелы - во фригийском мифе, становится специфической моделью матриархальных обществ, где между гендерами устанавливается система неравновесных отношений. То есть, доминирует женское начало, которое становится началом диктующим свой взгляд на мир. То есть женский взгляд на мужчину становится доминирующим в такой матриархальной цивилизации, что закрепляется в целой системе социальных институтов. Вот с точки зрения Бахофена, который исследовал древние средиземноморские культуры до прихода туда индоевропейских патриархальных племён, именно эта матриархальная модель соответствовала древнейшим народам Средиземноморья. Ещё есть очень интересный автор, Мария Гимбутас, она как раз исследовала цивилизацию Великой Матери на территории Древней Европы".

Я бы назвал вышеизложенную концепцию "матриархатом по Дугину". Я нисколько не разделяю эту концепцию диктаторского, скопческого "матриархата". Те формы женской доминации, которые излагает Дугин, они возможны лишь при условии наличия государства, которое является "аппаратом насилия в руках господствующего класса". Но в том-то и дело, что матриархальных государств никогда и нигде не было. Весь матриархат покоился и базировался лишь на женских религиозных культах. Причём никто не принуждал мужчин идти и поклоняться Кибеле. Как ныне никто не принуждает идти в церковь и молиться Божьей Матери. Это дело сугубо добровольное. И если кто-то там, в порыве религиозного рвения, самооскоплялся, из этого не стоит выводить всеобщее правило, как это делает Дугин. Ни в минойской культуре, классической культуре матриархата, ни в подобных культурах Старой Европы, мы нигде не наблюдает такого "скопческого" матриархата.

--------------------------------------------------------------------------
[1] По-моему, Дугин здесь выражает не точку зрения Бахофена, а точку зрения Энгельса.

[2] Тут Дугин очевидным образом "притягивает за уши" к Деметре то, что ей совершенно не свойственно. Деметра - это Элевсинские мистерии, а не кастрация мужчин.

[3] Вообще, это тенденциозно - использовать древнегреческие патриархальные мифы для изображения "базового мифа цивилизации Деметры". Это всё равно как попытаться что-то понять о социальной политике Третьего Рейха из сталинских газет и прочей пропаганды.

[4] Кастрирует, кстати, не мать (Кибела), кастрирует, как известно , отец.

матриархат, Дугин

Previous post Next post
Up