"Жрицы" культуры Винча в масках.

Apr 14, 2018 19:28

Оригинал взят у mazayka_urza в "Жрицы" культуры Винча в масках.



Терракотовая статуэтка женщины культуры Винча на зооморфном троне
Когда рассматриваешь статуэтки культуры Винча, бросаются в глаза удивительные лица, имеющие пятиугольную форму, с неестественно большими глазницами, часто с очень выдающимся носом.
Так и просятся на язык определения - Люди-Птицы, Люди-Насекомые и прочие "Люди-нелюди".





Кроме большеглазых статуэток культура Винча славится находками ещё одних интересных артефактов, которые интерпретируют как миниатюрные копии масок.




Эти маски, проработанные довольно детально, имеют небольшие размеры, от 10 до 17 см. Поэтому их и называют копиями настоящих масок, которые могли использоваться в ритуальных целях.
На них видны всё те же нереалистичные огромные глаза, выступающие носы, острые подбородки, придающие сходство с  насекомыми или инопланетянами, как их принято изображать в фантастических фильмах.
Но можно ли утверждать, что фигурки (чаще всего это женские фигурки) изображают людей в масках?
Как ни странно, но некоторые из статуэток подтверждают эти догадки.



Голова статуэтки культуры Винча, найденная на объекте Бело-Брдо, неподалёку от Белграда, демонстрирует нам человека, чье лицо несомненно украшено маской. По другому я это интерпретировать не могу. Поскольку очень чётко видна зона между лицом и маской, а также  ухо, не прикрытое маской
И это не единственный случай, когда так чётко проработано место сочленения лица и личины.




Статуэтка Видовданка, одна из самых больших в культуре Винча, 30,6 см
На фото женская статуэтка, которую в народе прозвали Видовданка (найдена там же, где и предыдущая фигурка в маске), в профиль можно видеть, что на  лице маска.
Ещё один пример - головка от статуэтки, на которой ясно различима маска.



Ещё более интересна безголовая женская статуэтка из Любкова, которая держит в одной руке маску, а во второй сосуд.



Предположу, что у статуэтки была съёмная головка, поскольку в культуре Винча  обнаружены отдельные головки, без туловища. Почти идентичная маска, в натуральную величину, была обнаружена при раскопках.



Думаю, можно найти ещё примеры, если покопаться в пластике Винчан.
Ниже представлены формы масок, которые бытовали в среде носителей культуры Винча.


И я думаю, что почти любое пятиугольное, треугольное лицо с огромными глазами и "птичьим" носом у статуэтки можно считать маской.




Кто носил такие маски? В заглавии темы я написала слово "жрицы", взяв его в кавычки. Слишком мало известно о культуре Винча, чтобы говорить о существовании сословия жриц. "Жрицами" могли выступать любые женщины в разные периоды своей жизни. Специальные шаманки, женщины, обладающие способностью вступать в контакт с духами, не доступный для неподготовленных и не инициированных людей, у винчан должны были быть. Ибо первобытная религия неолитического общества имела с шаманизмом много общего.
Несомненно, что не простые женщины запечатлены в пластике народа Винча. Они восседают на троне в величественных позах, имеют символические узоры по всему телу. Это могли быть матриархи (в случае, когда они на троне или с ребёнком на руках) или шаманки, которые, от имени племени, общались с духами или богами.



Судя по всему, мужчины носили маски тоже. Но мужских статуэток обнаружено несравнимо меньше женских, поскольку неолитические люди почитали Великую Богиню, дарующую плодородие земле, скоту и людям.

артефакты, птицы, шаманизм, маски, муравьи, Старая Европа

Previous post Next post
Up