Процесс. Христианство и европейская цивилизация

Jan 05, 2015 17:02



Христианство не "возникло в Европе", не было "принято Европой", а образовало Европу из античной Праевропы. Именно встреча европейских народов и их древних культур (античной и варварских) и Христианства и создало европейский феномен. Там, где она произошла - будь то в России, Англии, Сербии или Португалии - там Европа. А где нет - там, увы, никакой Европы нет.

Если бы Христианство не было вытолкнуто из Африки и Азии в два приема - сперва монофизитством, затем исламом (собственно сначала дело дошло до разрыва халкидонитов и монофизитов, фактически гражданской войны, затем всю область где было сильно монофизитство накрыл ислам), то понятие Европы было бы другим и скорее всего использовалось бы какое-то другое слово-символ. Христианитас или что-то подобное.

В чем было образующее европейские ценности начало Христианства? В том, что оно единственное абсолютизировало значение конкретной живой исторической личности - Иисуса Христа.

Это абсолютно историческая, абсолютно личностная, абсолютно живая и самоудостоверяющая себя через свою абсолютную нелитературность и не мелодраматичность история человека, который родился, жил, учил, был подвергнут неправому суду, мучим, страдал, распят, умер и воскрес. При этом осуждение и распятие Иисуса было не неким космическим символическим событием, а вполне реальной историей из уголовной хроники протектората Палестина.

Особенность лишь в том, что фигурантом этой хроники был Сам Бог. Именно божественная личность Бога Слова - творца мира, была тем самым Иисусом, всецело была человеком, разговаривала, пила в Кане, прощала грехи прелюбодейке, была предана Иудой, говорила с Пилатом, и подвергалась бичеванию и унижению. Страдало не Божество, но страдал Бог. И вся эта биографическая история - это история Бога.

Ни одной другой религии не удалось создать личностной и биографической истории Бога и вообще личностной и биографической истории. Мухаммед биографичен, но он всецело человек. Его биография к биографии Аллаха отношения не имеет, только к явлению силы Аллаха.В этом смысле в Ветхом Завете таких биографий сотни - от Илии до Маккавеев. История Будды условно биографична (если забыть о том, что она абсолютно трафаретна, вообще не является историей), а вывод из неё тот, что вот удалось просветленному перестать быть человеком и вообще существовать. Буддизм строится на абсолютной взаимозаменяемости будд. Ислам - на абсолютной предопределенности Мухаммеда.

И только Христианство на абсолютной значимости конкретного исторического события, которое не было предопределено, хотя могло быть предсказано через сложную цепочку ассоциативных рядов (которые прочерчиваются при помощи упоминаемых в евангелиях параллелей-пророчеств).

Европейское сознание - это Христианское сознание. Мало того - это халкидонское ортодоксальное сознание. Там, где происходит уход от халкидонского догмата о полноте и несмешении божественной и человеческой природ во Христе и принимается некое "магическое" превращение человеческой природы в божество - там европейское сознание тоже заканчивается. Начинается типичный восточный магизм, цивилизационный потенциал которого конечно выше. чем у обычной азиатчины, но, как показал пример Эфиопиии, все же ограничен.

Европа - это область халкидонского христианства и её экспликаций из богословия в метафизику и антропологию, главной из которых является персонализм. Если человеческая природа может вместить ипостась Бога, то значит и ипостась человека пребывающая в человеческой природе обладает ценностью и достоинством. Если Христос был равен нам, значит мы равны Христу (это не касается учения о богопричастности по благодати и святости, а исключительно равноправия по природе). Равны во всем кроме греха.

Этот персонализм пусть не сразу и с бесчисленными греховными отягощениями порождает характеристические черты цивилизаций европейского типа - представление о свободе воли, свободе выбора, ответственности за свои поступки, свободе мысли и слова, свободе поиска и эксперимента. Из этого в свою очередь следовали те уникальные творческие и особенно научные и технические достижения, которые характерны только для цивилизаций европейского типа. За их пределами технологические прорывы могли совершаться, но не могли поддерживаться, поскольку рано или поздно приходили в противоречие с метафизикой. И только христианская метафизика осмелилась "отпустить" науку и вообще не давить на технику. И здесь речь опять же идет о концепции индивида в которой разум человека функционально тождествен Божественному. Если Божество не побрезговало использовать человеческий язык и человеческий ум для личного провозглашения Своей вести, то значит и достоинство ума человека непоколебимо.

Еще одним мощным образующим европейские ценности фактором была сама История Иисуса и прежде всего история Его предательства, осуждения и казни. Божественная личность в Своей человеческой природе подверглась всей обычной азиатской несправедливости - произволу, клевете, предательству, пыткам, унижению, казни. При этом представитель праевропейской культуры, вроде бы зацикленной на правосудии и справедливости - Пилат не только не воспрепятствовал беззаконию, но еще и отрекся от фундамента Правосудия - Истины.

Вопрос Пилата: - Что есть истина? - это ведь не только вопрос о метафизике, но и вопрос о справедливости, отказ от рассмотрения дела о правосудии по существу.

И характерно вот что. Развитие европейской цивилизации в её социальном ядре - правового государства, - строилось именно вокруг идеи исключить повторение обстоятельств осуждения Христа. Если вы проследите те процессуальные формы в которые выливалось развитие европейского права, то это было именно отстраивание системы гарантий, которая бы прошла краш-тест на процессе Иисуса.

Собственно идея Страшного Суда в Христианстве совершенно непонятна, если не осознавать, что Страшный Судия - он же Неправедно Осужденный. И такие же неправедно осужденные и казненные или сосланные воссядут с Христом судить народы на местах апостолов. И такие же неправедно осужденные сонмы мучеников составят, так сказать, большую коллегию присяжных.

Характерно, кстати, то, что хотя для античности был важнейшим моментом процесс Сократа и его несправедливое осуждение, но античная правовая практика отнюдь не строилась на том, чтобы исключить казус Сократа.

Я сейчас не буду разбирать разницу между византийским и западным подходом к этому вопросу.

Если говорить условно - Запад сосредоточился на то, чтобы исключить Синедрион, а Византия на том, чтобы не оказаться Пилатом.

Но, так или иначе, в некоей точке все линии совпали. Достоевский - как наиболее законченный представитель русской христианской мысли совершенно заворожен темой Процесса во всей его метафизической сложности. Собственно последний его роман - Братья Карамазовы, так сказать художественное зеркало метафизики, христианской философии и догматики - это Роман-Процесс (строго говоря "Воскресенье" Толстого - это тоже Роман-Процесс, просто из-за особенностей позднего Толстого гораздо менее удачный).

Ко второй половине XIX - первому десятилетию ХХ века шлифовка европейской правовой системы дошла до предела. Хотя в ней все равно образовывались всё новые и новые дыры, примером чего было Дело Дрейфуса, парадокс которого состоял в том, что христиане и церковники требовали осуждения невиновного (то есть шли по пути Синедриона) из своих корпоративных соображений, а дрались за этого невиновного атеисты и агностики (впрочем тоже зачастую из-за корпоративных соображений).

А вот ХХ век это действительно _распад_ европейской цивилизации. И Процесс здесь оказывается емким символом этого распада - будь то Московские Процессы (которые были и в самом деле новым словом в эволюции абсурда - если процессы церковников 1921 года - это классические мученические акты, если Шахтинский процесс и иже с ними классическое политическое осуждение в духе якобинского террора, то Московские Процессы были выразительны темой самопризнания и самообвинения причем в совершенно абсурдных вещах - так сказать эвокацией в Восточной Европе стадии западных процессов тамплиеров).

То, что происходит на Западе гениально выражено Кафкой в его мифологеме "Процесса". Из ритуала правосудия, из Решения, Процесс превращается в процесс, размываются понятия ареста и свободы, виновности и невиновности, оправдания и осуждения, исчезают понятия закона, права, размывается инстанция решения. И в итоге этот процесс попросту приводит к уничтожению К. без приговора. Этот процесс в котором нет ни Истины ни Оправдания.

Вот именно поэтому говорить о европейских ценностях в Европе сегодняшнего дня довольно трудно.Фундаментальный вопрос о Процессе разрешается в ней в целом неблагоприятно. Сколько угодно преступлений без наказания. Сколько угодно наказаний без преступления. Типичным кафкианским процессом является работа Гаагского суда.

Что творится с процессом у нас - все тоже в курсе. И Кафка и Достоевский просто умерли бы от ужаса если бы это увидели. Но вот здесь вопрос - останемся ли мы фундаментально христианской цивилизацией, которая на каждую несправедливость в ходе процесса реагирует как на осуждение Христа, или же мы скатимся в соединительную рубцовую ткань азиатчины, которая никакой процессуальной несправедливости не видит и полагает, что каждый кто сидит тем самым и виновен, ибо если бы не был виновен, его бы и не посадили.

Меня в этом смысле в целом радует поведение нашего общества, которое видит именно в неправосудии коренной симптом неблагополучия всей системы и дает ей раз за разом бой. Впрочем наша система в крайнем случае отступает на позиции умного Пилата, то есть своей волей отпускает Иисуса, а не Варраву. Причем с каким-нибудь еще административным взысканием отпускает. Но вот на формализацию процесса как институционализацию справедливости не идет. Но здесь мы ломим и наш внутренний монгол гнется, может мы его до чего-то и догнем.

Так или иначе - "европейские ценности" - это прежде всего право. И борьба за них это не борьба за человеческие хотения, а борьба за Христа и образ Христа в нас. Европейская цивилизация - это цивилизация в которой неправедное осуждение Иисуса столкнулось бы с определенными процедурными и содержательными трудностями. Там же где оно "прокатывает" легко и незаметно, там Европа и кончается.
Previous post Next post
Up