Sep 23, 2013 23:04
Благодаря увлекательной, феноменальной, я бы сказал по-английски outstanding книге Сергея Белякова "Гумилев сын Гумилева" я внезапно для себя понял теорию Гумилева гораздо лучше чем прежде.
Не то чтобы Беляков ее разъясняет, точнее скзать - при перессказе отсекает лишнее и сообщает дополнительную информацию, с которой мы бы иначе не столкнулись. Например о словаре пассионарной теории который Гумилев написал в конце жизни вместе с учеником Мичуриным.
И такой отстраняющий пересказ позволяет включить мысль и задуматься над тем, что же на самом деле Гумилев хотел сказать. Он ведь очень часто не договаривает, говорит не то что думает. "Этногенез и биосфера земли" - это вообще набор иносказаний.
Когда я говорю "гумилевцам" то есть унылым новиопам, которым Гумилев с его евразийством (зачастую мнимым) кажется спасением от этнической химеры раздирающей их голову, что "Гумилев говорит о том, что этнос - это Кровь и Почва" они страшно возмущаются.
Между тем, это именно то, что утверждает Гумилев. Этнос это Почва - вмещающий ландшафт, месторазвитие, адаптация к которому предопределяет практически все свойства этноса и Кровь - наследуемый половым путем пассионарный импульс.
Вращают глазами и злятся.
Ну так вот, поскольку Гумилеву я обязан очень многим и, прежде всего, своим антиевразийством (которое с железной необходимостью следует для русского из гумилевской же теории и вопреки фантазиям ее автора - Беляков кстати, посвятил этой теме "мультикультурализма" великолепную главу "Самая страшная книга Гумилева"), я задумался и достиг некоего инсайта в понимании гумилевской теории этноса.
Как ни странно, для того чтобы понять _мысль_ Гумилева, а не советски-политкорректные формы ее выражения, надо развести понятия этноса и пассионарности.
Этнос у Гумилева это система адаптаций к ландшафту передающаяся через традицию.
По сути этнос это именно традиция. Школа.
"Иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией и определяется своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов" - Гумилев закончил тем с чего начала в те же самые 1990-92 годы Светлана Лурье - этнос это традиция. Он не ставил тех психологических вопросов о том, как устроена эта этническая традиция, каковы ее символические коды, ограничивался как человек своего поколения бихевиористским словом "стереотипы".
Но суть - сформулирована - этнос это конструкция которая воспроизводит сама себя при помощи людей, которых она отпечатывает по матрице своей традиции. Не "гармошка-балалайка", а фундаментальных адаптаций.
Цель существования этноса - при помощи своей традиции воспроизводить себя как этнос.
А вот пассионарность - это свойство не этноса, а человеческого существа (я сейчас не буду рассуждать ни о том что такое пассионарность, ни о верности теории Гумилева в целом - порассуждаем уже внутри ее логики). Пассионарий это индивид. Много пассионариев это много пассионарных индивидов. Строго говоря, слово "пассионарии" вообще некорректно, поскольку очень часто пассионарии друг друга не переносят и стремятся поскорее друг друга убить. Пассионарий - человек с зашкаливающей жизненной энергией, которая отключает у него инстинкт самосохранения, в этом смысле всегда один.
Этнос не производит пассионарность, но потребляет её, как топливо. Не совсем как машина бензин, но скорее как организм пищу.
Этнос выступает как _агрегатор_ пассионарности. Употреби Гумилев это слово и всё бы встало на свои места.
Задача этноса как системы "улавливать" пассионариев, втягивать их в себя, "расщеплять" на полезные вещества - расширение территории, экспансию, культурные артефакты и т.д.
Заставлять их на биологическом уровне (пассионарность, как мы помним по Гумилеву, передается половым путем) вливать эту пассионарность в этнос через семя.
А затем этнос обрабатывает новорожденных членов этноса при помощи традиции.
Именно этого не понимают любители поболтать про "древнерусский интернационализм", который, якобы,принимал и татар, и немцев, и шотландцев и осетин.
Перед нами не всеприятие, а нечто прямо противоположное - насос, который безошибочно определяет полезного человечка, вытягивает его из его этноса, перемещает свой, уменьшает заряд там, увеличивает здесь.
Для сильного этноса это беспроигрышная игра.
Этнос у которого все в порядке всасывает в себя пассионариев, отметает шлак и полностью перерабатывает полученный человеческий материал своей традицией.
Сама традиция, при этом, непрерывно гибко развивается, самоадаптируется к результатам деятельности пассионариев. Точнее сказать, традиция объявляет практически все результаты деятельности пассионариев не противоречащие прямо фундаментальным адаптациям... традицией. Например "Красавчик Браммел" - типичный пассионарий - придумывает строгий черный костюм и дендизм. Вопиющий вызов всему. И вот уже стиль денди - это британская традиция, консерватизм, а Браммелю в Лондоне стоит памятник.
Этнос с проблемами начинает изолироваться, чтобы удержать целостность традиции, пытается достичь "гомеостаза", стать "изолятом". Изоляция позволяет снизить падение пассионарности в системе до естественной убыли. Это единственно верная стратегия, поскольку в этносе главное это "самогонный аппарат" традиции - пока он не сломан, любой приток энергии может этнос оживить и заставить переродиться.
А вот если сделать это этносу не удается, его буквально "заебывают" соседи - то есть в систему непрерывным потоком поступает семя человеческого шлака, соседских субпассионариев (субпассионарий - это тот, кто извлекает энергию из расщепления этнической традиции, её паразитического использования - от паразита социального до паразита интеллектуального).
И напротив, немногочисленные пассионарии такого кризисного этноса подпитывают собой другие агрегаторы, другие этносы, обрабатывающие детей по своим традициям.
Сейчас русские находятся именно в состоянии "заебываемого" со страшной силой этноса.
И "гумилята", увы, всерьез над теорией родоночальника не думавшие, проповедуют расширение этого заебывания рассуждая про "обновление русской крови" горными и пустынными народами.
Нетрудно понять, что приток субпассионариев из этих этносов (а это приток субпассионариев, только субпассионариев и никого кроме субпассионариев - абрек с ножом, который уверен, что он зарежет и ему ничего не будет - это клссический субпассионарий - просто те, кто знает Гумилева поверхностно все время путаются, потому что субпассионарии кажутся иногда похожи на пассионариев).
Идиоты, которые полагают, что кавказцы и азиаты "обновят кровь стареющего русского этноса" не понимают, что во-первых, это народы с очень "старой" кровью, на Кавказе так вообще реликты, растрасенные ХХ веком. А во-вторых, что к современному мусульманину, в отличие от татарского мурзы Чагадая и прочих, прилагается его мама и его клан, то есть матрица их традиций. Вы не получаете "чужое семя" для русской матрицы, вы предоставляете русскую матку для матрицы чужой.
Это именно "заебывание", а не обновление русских, понижение уровня пассионарности в системе, а значит и ее функциональности.
Сейчас очевидно, что механизмы русской традиции сломаны и их продолжают ломать. Ни о какой нормальной ассимиляции пассионарности из внешней среды, о "насосе" говорить не приходится даже близко.
И на сию секунду наш "антиевразийский выбор" прост - изоляция и консервирование своей традиции и своего ландшафта (по принципу "Собаки на сене" - "индейцы охотились на опоссумов с помощью луков - русские качают газ, ни с кем не делятся землей и отстреливаются ядерными ракетами") или быстрое поглощение чуждым субпассионарным шлаком, который обрабатывает всех рожденных в своей традиционной матрице.
Выбирать надо быстрее.
А то заебут.