Русские без оправданий

May 20, 2013 14:19

"Придется строить промышленность. Не туризм и промыслы, занимающие ничтожное количество необразованного населения, а заводы. А раз речь идет о промышленности, понадобятся образованные кадры, то есть «русские» всех национальностей" - эти прекрасные симпатичные благоглупости в исполнении уважаемой редакции журнала "Эксперт" отлично показывают в чем состоит разница между имперски-патриотическим и националистическим подходами к русскому народу.

Имперец вынужден все время искать русским оправдание, некую общественную пользу (то есть, по сути, пользу для других народов), ради которой народ существует. При этом неявно предполагается, что если этой пользы нет, она утрачена или исчерпана, то сам народ вместе с его составляющими - это навоз, заслуживающий быть лишь закопанным в землю. Русские всё время должны оправдываться за то, что вообще коптят небо.

Интересно, при этом, что с другими такие операции не проделываются. Мало того, их недопустимо и абсурдно проделывать. Давайт зададимся вопросом: зачем России чеченцы? Или, вообще: зачем России евреи? Ну или для хиханек: зачем России чукчи? Совершенно очевидно что ставить так вопрос нельзя - эти народы столь прекрасны, наполняют себя и всех окружающих таким благоуханием счастья, что вопрос "Зачем?" звучит как кощунство. "Чтоб были!" - это единственный верный ответ.

И только русскому Ваньке все время надо объяснять, что существует он не просто так. Что у него есть оправдание своего существования. Что он и умный, и современный, и агент модернизации, и светочь индустриализации, и в Космос летал, и Анну Франк спасал (почему, кстати, не спас? Отвечай, сцуко... Небось специально притормозил, как Сталин под Варшавой) и вообще с мячиком играет и хвостом виляет.

Так вот, дорогие Вани, Пети и Сережи, Владимиры и Святославы, и Игори заодно, вкупе с Марфами, Мариями, Светланами и Ольгами. Если вы не хотите, чтобы у вас непрерывно проверяли уроки. Если не хотите выслушивать, что миссия русского народа состоит в индустриализации Кавказа, если не хотите состоять вечными полотерами в "Доме национальностей", - записывайтесь в русские националисты.

Русский национализм базируется на том, что он принимает русский народ таким каков он есть и видит оправдание существования русского народа в факте существования русского народа.

Причина существования русских в том, что русские существуют.

Историческая миссия русского народа состоит в том, чтобы существовать в качестве русского народа.

Разумеется, русские националисты хотят, чтобы русский народ становился лучше - более развитым и более умным, более современным (в хорошем смысле слова), чтобы он становился богаче, сильнее, многочисленней.

Разумеется, русские националисты хотят, чтобы русский народ совершил в истории нечто еще более великое, а его уже состоявшиеся великие свершения были признаны и не охаивались.

Разумеется, русские националисты готовы обнаружить в прошлом и будущем историческую миссию русского народа, причем не одну (а иногда между ними возникают споры - какая миссия важнее и значимей).

Но...

Ни необходимость быть лучше, ни исторические свершения, ни всесветная миссия не являются причиной и поводом существования русского народа. А несоответствие этого народа чьим-то пожеланиям и мечтам - не повод отказывать народу в праве на существование, развитие, спокойную и достойную жизнь.

Русский народ - не канатный плясун в цирке истории.

Да и канатный плясун, впрочем, иногда спит, ест и отдыхает, а не только развлекает публику своим хождением над пропастью.

Смысл жизни народа состоит в самосохранении, самопреумножении и саморазвитии.

Все остальные смыслы возникают в рамках тех социальных и культурных институтов, которые вырабатывает этот народ в ходе своего исторического существования.

Это не смыслы народа, это смыслы поступков, которые этот народ совершает как исторический субъект.

Чем более исполнен внутренней энергии и величия тот или иной народ, тем чаще его поступки, его жизнь, отливаются в великие исторические свершения, в поступь истории.

Мало кто будет спорить с тем, что русские - и так в десятке, если не в пятерке величайших исторических народов. И если сегодня от русских срочно требуют найти смысл, идею, повод чтобы чувствовать себя великими, то значит дело плохо. И дело не в отсутствии смысла или идеи. Дело как раз в отсутствии жизни. В отсутствии того мощного спонтанного хода русской истории, который отлично порождает множество смыслов сам, без посторонней помощи.

Впрочем, отказ служить разменной монетой, это тоже поступок, тоже деяние, которое сегодня совершает русский народ и оно тоже исполнено глубокого смысла.

Когда сегодня от русских требуют срочно придумать себе повод для "самопринуждения", то на деле речь идет о поиске инструментов принуждения в пользу других.

И разговор этот поднимается сегодня именно потому, что оказалось, что русские больше не дают себя принуждать.

Пока русские не сопротивлялись и покорно поворачивали куда прикажут, вопрос о том "для чего русские" у либеральных экономистов не вставал. Ответ был очевиден - для того, чтобы бросать их в топку рыночной эффективности.

Если вопрос стал сегодня, то именно потому, что теперь Ваньку в печку на лопате не посадишь, нужно уговорить его, чтобы он сел сам.

При этом, разумеется, от лжи удержаться очень трудно и в этих уговорах. Ну к примеру - "Россия должна вернуть себе Кавказ. Развивать там промышленность. А значит понадобятся русские". Кому понадобятся? В качестве кого понадобятся?

История с рабами на кирпичных заводах в Дагестане с исчерпывающей ясностью показала - кому и в качестве кого нужны русские в кавказской промышленности. В республике, которая лопается от безработицы, оказывается невозможно найти рабочие руки для кирпичного завода (не ассенизации, не мусорной свалки). Их приходится обманом заманивать из России и держать в рабстве.

Очевидно, что речь тут не о том, что отсутствует промышленность. Очевидно, что речь идет о том, что отсутствует определенное отношение к труду, при наличии выраженных потребительских запросов. И утилитарное отношение в этом регионе к русским состоит в том, чтобы не мытьем так катаньем заставить их зарабатывать на Порше Кайен для гордых и непокорных, для тех, кто точно знает, что для их существования в мире не нужно оправданий. Нужно ли оправдываться за то, что ты русский, - каждый решает сам. Нужно только понимать одно: начал оправдываться - начал работать на чужого дядю, а не на себя.

Вопрос о Кавказе должен решаться совершенно в другой плоскости. Не русские для Кавказа, а Кавказ для русских. Нужен ли нам Кавказ для своего национального саморазвития? И если да, то зачем он нам нужен?

Наши предки пришли туда за землей плодородных равнин. Потом выясниось, что чтобы спокойно сеять хлеб на равнинах, нужно войти в горы, потому что их обитатели считают любой хлеб на этой земле своим и намерены забирать его себе по праву сильного. Была долгая и жестокая война, которая показала, что "сильный" здесь русские. В ходе войны, кстати, русские не раз и не два любовались силой и красотой противника - как силой и красотой чужих. Этим любованием переполнена русская литература, я бы даже сказал - слишком. Потом началась долгая и мучительная история попыток культурного сближения, сделать чужих - своими. Она, в общем и целом, провалилась. Соотношение тех, кто принял русскую трудовую этику и тех, кто остался верен или приобщился к воскресшей с распадом СССР "набеговой" модели - не в пользу первых. Война и угроза террором, насилие, рэкет, уличная поножовщина, мафиозность и клановость стали инструментами централизованной набеговой экономики. Государство Российское платит, по сути, дань, отбирая средства для неё у Тулы, Брянска, Перми. Слова Расула Гамзатова: "Дагестан добровольно не входил в состав России и добровольно из него не выйдет" неожиданно приобрели совершенно зловещий смысл.

"За" Кавказ, в основном, аргументы исторические и геополитические. Зря что ли кровь проливали? А какая тварь там заведется если мы оттуда уйдем? Не проще ли иметь костер внутри чем пожар снаружи?

"Против", в основном, аргументы практические. Откровенное вымогательство и нахлебничество. Полная экстерриториальность криминала: зарезал-сел-переведен в Чечню-вышел на свободу. Непрерывный словесный шантаж, направленный на то, чтобы помешать России быть более русской. Возрождение варварства - кровной мести, рабства, дичайших форм фанатизма.

И главная проблема - власть. Та самая, которая попустительствует всему этому осатанению, лжет, изворачивается и если и обрушивает свой карающий деревянный меч, то, как правило, на тех, кто говорит об острых проблемах, а не на тех, кто эти проблемы создает. И, на самом деле, здесь корень всех "За" и "Против". Если сохранятся Кавказу, она не может осуществить его сохранение иначе, чем за счет сохранения болезни, которая убьет и Россию и русских. Если отказываться от Кавказа, она не сможет осуществить отказ так, чтобы не нанести максимальный вред и России и русским.

Значит вопрос надо решать здесь. Здесь должно что-то измениться. А до тех пор любые вливания туда (равно как и большинство угроз, помимо неизбежно необходимого антитеррористического контроля) - мертвому припарка. Здесь должно возникнуть государство, которое руководствуется русскими национальными интересами. Национальное государство. И, руководствуясь этими интересами, оно решит как быть с Кавказом и на Кавказе. Равно как и тысячу других гораздо более важных проблем - от судьбы национальной промышленности, до миссии России в мире.

Решит, руководствуясь простым соображением: миссия России в мире - это выбор России и русских, а не мира.
Previous post Next post
Up