Ко мне в ЖЖ началось нашествие безумных воинствующих совков, свято уверенных в том, что советской семье не могло не хватать денег до той степени, что ребенок за обедом не мог ограничиваться квашеной капустой, хлебом и водой из под крана*.
Возможно, конечно, это все сплошь дети советского магазинного ворья у которых холодильники лопались от жратвы. Но, все-таки, маловероятно. Скорее всего речь идет о банальном ностальгическом склерозе, отягощеном сектантством**, разрушая который я рискну напомнить некоторые детали.
1. Большинству советских людей за редкими высокопоставленными исключениями не хватало зарплаты на весь месяц. "Занять до получки" было фундаментальным фактом в жизни советского человека и это отражено в любых - устных, письменных, аудиовизуальных источниках. Любая крупная покупка и вовсе проделывала в бюджете дыру и приходилось экономить.
2. Питание советских людей было в высшей степени социализированным - были всевозможные столовые и т. д., поскольку большинство советских людей в течение дня находилось на работе. Соответственно единственной формой полноценного питания всей советской семьи в крупных городах, где невозможно было добежать от работы до дома, был ужин, а никак не обед. Обедали все отдельно, вразнобой и, очень часто, кое как.
3. В советском ассортименте имелся явный дефицит минимально качественных продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть - колбас, сыров, паштетов, не говоря уж о какой-нибудь икре или ветчине. Даже шпроты были деликатесом, который давали в наборах к празднику - я лишь несколько лет назад додумался до такой простой вещи как взять пару шпротин, полить лимоном и сделать отличный бутерброд - в те времена когда я познакомился со шпротами их было не всегда достать, равно как и лимонов. Другими словами, если 9-10 летний ребенок не умел сам себе готовить - варить макароны, сосиски и т.д. то сделать себе самому обед было несколько затруднительно, приходилось ждать бабушку, а как раз в те годы у нее шли один инфаркт за другим и часто она днями лежала в лежку и соответственно приходилось ждать маму с работы.
4. Надо сказать, мои родные выбивались из сил, чтобы вкусно и качественно меня кормить - я помню какие-то очереди за заказами, банки рябинового сока из соковарки (помните такой здоровенный алюминевый артефакт? Не путать с соковыжималкой), какого-то кролика, купленного и зажаренного мне в деревне, какую-то длинную жестяную банку голландской ветчины (это уже был правда год 88-89). Однако самой удручающей особенностью советского продовольственного обеспечения была его случайность***. Где-то что-то "выбросили" и можно было "перехватить" и вкусно покормить детей - у нас в соседнем магазине таким образом иногда "выбрасывали" печенку. Но никакой гарантии, что выбросят в том же месте еще раз - не было. Моя жизнь сильно наладилась когда на Таганской площади открылся магазин "Колбасы" (мы его тогда называли "кооперативный" хотя к горбачевской кооперации он отношения не имел, это был магазин советской потребкооперации). Выстояв в нем длинную очередь можно было купить колбасы или ветчины и несколько дней насчет чая с бутербродами не переживать... Собственно именно это - главное что изменилось в лучшую сторону в питании с позднесоветских времен - ты сам выбираешь себе что купить и, придя завтра в магазин, ты застаешь там на том же месте те же продукты, которые не "выбросили", а положили. Вопрос где взять денег, безусловно, остается. Но "достать" если деньги есть - такого вопроса не возникает.
Спору нет, в моем опыте есть определенные личные особенности. Я большую часть детства рос в неполной семье, пока это было не так - проблем было гораздо меньше. Я постоянно по всем параметрам ощущал, что, несмотря на все усилия изменить положение, мы _беднее_ чем другие дети - соседи по двору, соседи в деревне - например у меня не было велосипеда. Я, при этом, был всегда очень избалованным ребенком и некоторые простые решения, вроде макарон или жареной колбасы были не для меня (для меня запах жареной вареной колбасы - это квинтэссенция ужаса, а есть, как оказалось, масса людей, которые ее фанатичные поклонники).
_______________________________________________________________
* Поводом было то, что в моем формспринге меня спросили, что я знаю о народе, если не голодал и т.д. А я ответил: "Я помню как еще в советские времена маминой зарплаты и бабушкиной пенсии не хватало и я маленький обедал квашеной капустой, куском хлеба и водой из под крана. Впрочем, большинство русского народа жило и живет в сравнительном уюте, достатке и встречалось с тотальным безденежьем и голодом ровно так же как и я - в 90е годы, благодаря вашему Ельцину. И сейчас у нас не столько проблема тотальной нищеты, голода и холода, сколько проблема разрушаемой чужаками социальной инфраструктуры". Этот ответ и возмутил совкопоклонников, пытающихся всех убедить, что советская власть каждое утро выдавала каждому ребенку бочку тархуна и корзину эклеров.
** В какой-то момент в начале 2000-ных на волне полемики с либеральной демагогией о том, что СССР был полным адом, царством тотального голода и нищеты и т.д. образовалась прослойка интернет-апологетов советской власти, которая постепенная приобрела черты настоящей секты для которой в Советском Союзе вообще ничего не могло быть плохо в принципе. Не было, оказывается, ни очередей, ни дефицита, синие дохлые бройлерные курицы на витринах - это очень эстетично, а зеленые бананы на окне - крайне экологично. Секта, надо сказать, хорошо организована, поскольку я уже несколько раз заставал ее набеги и на себя и на других юзеров, позволявших хотя бы в фоновом режиме не высказать достаточного восторга перед советской гастрономей. И всегда эти набеги в исключительно грязном и вонючем виде с оскорблением тебя, семьи, родственников. Настолько грязные, как будто база у этой секты располагается непосредственно на помойке.
** Основная часть ностальгических воспоминаний советских людей о еде начинается так: "В таком-то году, в таком-то месте я едал такую-то вкуснейшую рыбу". Таких воспоминаний и у меня сколько угодно, но они, как понимаете, ни разу не характеризуют _систему_. Но только и исключительно жизненную удачу мемуаристов.