Москва, 29 марта. Лидеры НДП уверены в регистрации своей партии, обещают бороться с коррупцией, а бедность в России считают искусственной. Одновременно они смягчают позиции по национальному вопросу и рискуют пересечься по своим требованиям со многими партиями, причем не только националистической направленности. О своем видении политики представители партии Константин Крылов, Владимир Тор, Александр Храмов и Егор Холмогоров рассказали 29 марта на пресс-конференции в Москве.
Лидеры НДП полны оптимизма, в частности руководитель исполкома НДП Владимир Тор уверен, что «у власти нет другого выхода, как начать регистрировать партии», и что их партия также получит официальный статус. На вопрос: не возникнет ли проблем в связи с новым законодательством, ведь уже есть прошение о регистрации партии с похожим названием, национал-демократы заявили, что нет. По их словам, все просто хотят «забить» всевозможные названия.
Действительно, еще неделю назад в Минюст уже были поданы заявки на регистрацию от почти 80 политических организаций. Ситуация чем-то даже напоминает начало 90-х: «Партия любителей пива», «Партия здравого смысла», «Субтропическая партия», «Пиратская», «Партия без названия» и т.д. и т.п. Создается впечатление, что некоторая часть населения все те годы, что в России проводился курс на укрупнение и уменьшение числа партий, ждала сегодняшнего момента и сочиняла названия.
В каждом из возможных электоральных сегментов могут появиться несколько организаций. Националистическая ниша тут не исключение. Напомним, что лидеры националистического движения «Русские» Александр Белов и Дмитрий Демушкин уже отказались участвовать в партийном проекте Крылова и Тора. Белов, в частности, заявил, что еще зимой принял решение о создании собственной партии.
Представляется, что, несмотря на значительную либерализацию партийного законодательства, а также оптимизм и креативность представителей внесистемной оппозиции, официальную регистрацию пройдут далеко не все желающие. Так, например, первый замглавы комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерий Кадохов уверен, что Минюст не зарегистрирует ни одной националистической партии.
В случае же, если ни националисты (Демушкин), ни национал-демократы (Крылов, Тор) не пройдут регистрации, то на официальной политической сцене оттягивать на себя электорат с националистическими настроениями будут все тот же ЛДПР и, возможно, кто-то из вновь создаваемых партий монархического или «народного» толка. Хотя эффективность этого «оттягивания» может быть как относительно высокой, так и стремиться к нулю.
Если оставить вопрос регистрации и вернуться к предложениям национал-демократов, то некоторые из них могут оказаться не по душе части потенциальных сторонников партии. Так социальную политику представители НДР видят в том, чтобы предоставить всевозможные блага многодетным семьям. Однако всем известно, что большинство многодетных семей у нас проживает далеко не в тех регионах, где преобладает русский этнос.
Что касается борьбы с коррупцией, о которой так много говорили национал-демократы, то ее можно назвать лейтмотивом современного политического процесса России. Аналогичным трендом конца 90-х был «порядок», при всем богатстве выбора найти партию или кандидата, кто не говорил бы тогда о порядке, было практически невозможно. Сейчас все борются с коррупцией. Хотя, стоит отметить, что Егор Холмогоров возложил на коррупционеров почти всю ответственность за низкий уровень жизни населения, который является не следствием экономической политики, а результатом коррупционного ограбления.
В национальном вопросе НДП особое место уделяет Северному Кавказу, но даже здесь их предложения не так категоричны, как можно было ожидать. Говорили о смене экономическо-финансового вектора в отношении Северного Кавказа и о том, что русские там должны чувствовать себя в безопасности. Представляется, что и в этих вопросах они не одиноки, похожие заявления можно было слышать от представителей политических образований самой разной направленности.
Тем не менее, в России голосуют не за лозунги и программы, а за людей, точнее - за лидера партии. И если НДП все-таки удастся зарегистрироваться, то их дальнейший успех или не успех процентов на 70-80 будет зависеть от харизмы лидеров и от того, как этих лидеров воспримет население.
Мария Чегляева
Ссылка