Наконец-то смог посмотреть "Брестскую крепость". Что хочу сказать.
1. Фильм потрясающий. Кто не посмотрел - сам себе идиот. Хотя смотреть, конечно, тяжело - особенно женщинам.
2. Будем надеяться, что Угольников прервет череду коррупции и халтуры в нашем кино про войну. После БК снимать то г..., которое снимали до этого момента - значит позориться перед зрителями и инвесторами.
3. "Утомленные солнцем-2" похоронены полностью, поскольку использованы те же приемы, которые испльзует Михалков, но использованы грамотно - трупы разложены высокохудожественно, руки оторваны надлежаще, материальные объекты _играют_. Вся демагогия про "сделайте лучше" тем самым отпадает - отличается так же, как честная школа Грекова от картин Никаса Сафонова.
4. В целом в оценке военной составляющей фильма согласен с
Алексеем Исаевым - логика борьбы не показана. В результате военные выглядят полными непрофессионалами, которые умеют лишь бегать в рукопашную. Самая глупая сцена - кгда группа Фомина разбивается о пулемет на мосту, о существовании которого знает и против которого можно было бы придумать что-то. Единственное в чем не прав Алексей - группа Кижеватова атакует врукопашную именно потому, что у нее нет оружия. Озвучено это ясно, - рецензент просто прослушал... Еще одна поправка к Исаеву - майор Гаврилов в воспоминаниях говорит о падавших на крепость авиабмобах. Возможно за давностью лет у него смешались моменты, но сценаристы, сбросившие на крепость бомбы 22 июня тут неповинны.
5. Фильм очень сентиментален. Агрессивно, вызывающе сентиментален. Настоящая игра на нервах - разлученные влюбленные, месть, слезы, - мне это кажется преувеличенно мексиканским, но как технология достучаться до зрителя - вполне оправданно. Действительно, происходящее не вызывает слез только у циника, либо у изначально настроенного на мужскую волну.
6. Фильм четко показывает, что либеральные евреи, устроившие на его тему истерику, ненавидят советских русских не в силу "нелюви к антисемитам" и вообще комплекса угнетенного меьшинства. Откровенная травля фильма, где показаны героями два еврея - Вайнштейн и Фомин, без привлечения тезиса о глубочайшей русофобии и советофобии не объяснима. Они ненавидят не притеснение евреев, а именно что русский подвиг, даже если в нем еврею находится самое достойное место.
7. Кстати, весьма своеобразна "лакировочная" находка с расстрелом Фомина. Фомин сам выходит со словами, что "я коммунист, еврей и комиссар". Предателей в фильме нет. В жизни они, увы, были. Фомина выдал предатель из пленных.
8. На мой вкус фильму не хватает некоторой монументальности, эпичности. С другой стороны, попытка передать взгляд изнутри практически всегда приводит к этой потере эпичности, что простительно.
9. На мой вкус, лучшая роль в фильме - это роль Мерзликина (лейтенант-пограничник Кижеватов). В ней есть законченное и беспримесное мощное героическое начало.
10. Странный пробел - то, что совершенно не говорится о крайне затяжном характере сопротивления отдельных групп в казематах. Гаврилов попал в плен лишь 23 июля.
11. Фильм, безусловно, переломный. Если у него и есть какие-то недостатки, то этто недостатки именно перелома. Но по всему видно, что совместными усилиями России и Белоруссии (белорусская составляющая очень чувствуется и, справедливо будет признать, что именно она отсекла массу россиянских гадостей еще не входе) снято наконец-то настоящее кино о войне. Так держать!