Часть 3. К Части 2:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1048691.html____________________________________________________________________
«Из Его знамений - день и ночь, солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне, а поклоняйтесь Аллаху, который сотворил их, если вы Его почитаете!» (Коран, 41:37)
1.3 Искусственные предметы или изделия
Изделия, используемые как предметы поклонения, обладающие святой энергией, силой, часто называют "фетишами" (это слово произошло от португальского слова feticio). Вообще словом "фетиш" можно называть все объекты, изготовленные руками человека и занимающие особое место в жизни последнего: даже священная книга, являющаяся так или иначе объектом поклонения, не говоря уж о ее духовном содержании, тоже может стать фетишом. Но в Исламе запрещается верить в силу фетиша, ибо этот поступок не совместим с верой в Единого Бога, являющимся Творцом всего и вся. Поэтому в Исламе, в отличии от других религий, меньше внимания уделяется изделиям, даже если отдельные оттенки доисламской роли ряда предметов дошли до наших дней, и мусульмане продолжают символически пользоваться ими.
Об этих изделиях и хочется поговорить.
Оружие
Среди них оружие имело весьма глубокое значение на ранних этапах развития человеческого общества, а роль кузнеца в древней цивилизации хорошо известна. В Исламских преданиях, казалось, этот культ отсутствует. Лишь в Иранском эпосе "Шахнаме" кузнец Кавах выступает как герой и освободитель. В Коранических преданиях Давид является мастером, изготавливающим кольчуги, (впрочем, это и не удивительно, каждый второй пророк в мировой истории владел определенными профессиональными навыками).
Мистическую силу оружия можно узреть на одном конкретном историческом примере. Именно с помощью своего знаменитого двухострийного меча Зульфигар, Али шел на величайшие подвиги. Позднее именем Зульфигар нарекали меч покровителей или любой заостренный предмет, (в том числе острый язиык поэта!), чтобы выразить величайшие достижения на стезе борьбы с противником. Сегодня Зульфигар является уже именем собственным.
В Исламе на оружии и военном снаряжении часто пишут всевозможные религиозные формулы, с помощью которых возрастает силу оружия. Кроме Коранического аята победы "Мы даровали тебе явную победу "(48:1), часто на них пишут хадис: "Ла фата илла Али, ла сайф илла Зуль-фигар". У суннитов пользуются также именами "правоверных халифов", у шиитов - именами имамов. Не удивляйтесь, если вы найдете на оружии шиитов призыв "Нади Алиййан" ("Призови Али-чудотворца").
Подобные надписи можно найти на военном снаряжении - от надгрудников до лат, от шлемов до щитов. Но во всех случаях именно цитаты из Корана, да изречения Пророка придают оружию особую силу. К этому ряду можно добавить топор или сдвоенный топор, которыми пользовались отдельные Суфийские ордена, как, например, Хамадша в Северной Африке и Иране. В Иране Суфи пользовались и булавами - древним символом мужского братства.
Древесина
Деревья, ветви дерева тоже применялись в религозно-магических целях. Этим можно объяснить появление жезла или прута, как символа силы и знака руководства. Кораническая история про Моисея, чей прут, превращенный в змея, уничтожила волшебников Фараона ("Они сказали: "Конечно, это - два волшебника: они хотят вывести вас из вашей земли своим колдовством и погубить ваш примерный путь" Коран, 20:66) является типичным образцом живой энергии прута. Моисей с помощью этого прута разделил море и хлынула вода со скал. Зарб-и-Калим, "Удар Моисея" - так назвал свою книгу Игбал, в которой он своими стихами рьяно критикует современные тенденции в развитии Мусульманского мира, словно его перо, как прут Моисея, мог сотворить чудеса.
Во время пятничной молитвы проповедник в мечети несет прут, который свидетельствует о его власти. Это относится и ко многим Суфийским учителям, которые несут прут, порой даже несколько прутьев, или же шест. Интересно, что зачастую верхняя оконечность церемониального шеста украшается "рукой Фатимы", чтобы предотвратить Злой Сглаз, или сложными калиграммами, представляющими собой религиозные заклинания (Коранические стихи, имена святых и т.д.). Шест сей считается символом руководства, хотя сила его проявляется главным образом в использовании святых текстов.
Флаг
В ходе развития прут трансформировался во флаг. Некоторые Суфийские мастера известны под названием "человек с флагом", например, Пир Джандеваро в Синде, обладавший силой, схожей с силой своего двоюродного брата Пира Пагаро, "человек с тюрбаном". В своих процессиях члены различных Суфийских братств несли разноцветные знамена по городам. Так свидетельствует нам средневековый Каир. Когда богочестивая супруга султана Мамлюков была похоронена в 1467 году, ее носилки были покрыты красным флагом дервишей Ахмада аль-Бадави, чтобы была она "благословена" в потустороннем мире.
Дабы отметить могилу набожного человека в пустыне, люди часто нанизывали разноцветные флажки вокруг груды камней или на саму эту груду. Во время первых десяти дней месяца Мухаррам в местах, где собираются шииты, часто ставят разноцветные флаги, прошитые драгоценными камнями, чтобы напомнить всем пристуствующим о знаменосцах битвы при Кербеле (к примеру, об Аббасе). Чтобы получить бараку знамен, все воины касались их. Применение благословенных флагов или даже тугов, шестов, на которые прикрепляли хвосты яков, повидимому, хорошо знали Суфи и Суфийские группы, как, например, общины футуввы.
Присущее флагу религиозно-магическое значение появляется вновь в сочетании кузнеца Каваха и его развернутого фартука. Именно последний стал знаменитым дирафш-и кавийани, знаменем освобождения Ирана от тирании. Именно поэтому термин "дирафш-и кавийани" стал в обиходе авторов, желающих показать своим землякам праведный путь во всем, даже в сфере персидской грамматики.
Однако наиболее важным в Исламском хадисе представляется концепция лива аль-хамд, "знамя восхваления", который Мухаммед понесет в Судный день. Соберутся верующие на поле Воскресения под зеленым стягом Пророка и будут ведомы в силу его заступничеству перед вечным блаженством. Каждая мусульманская династия имела свои флаги и знамена, и поэтам средневековой Аравии нравилось сравнивать цветы сада с флагами различных племен. Например, интересным является сравнение, проводимое на протяжение многих веков в Персидской и даже Османской Тюркской литературе. Они сопоставляли фиалок с черными стягами Аббасидов. Так как флаги служат где-то схематическим изображением территории отдельного правителя, не удивительно, что один из тюркских названий административной единицы гласит санчаг, флаг. На флагах вышивались эмблемы силы и Ислама. В последующие периоды на многих из знамен красовались знаки полумесяца и строчки из Ислама. Сейчас все это ткется вместе с материалом. Раньше изображение львов на знаменах казались обычным явлением (как это, например, происходит на государственном флаге Ирана), сейчас это воспринимается по-другому ("лев на флаге" стал стандартной метафорой нечто безжизненного и бессильного).
Зеркало
Одним из наиболее удивительных изделий в истории религии является зеркало. С древних времен зеркало было объектом посвящения японской богине Аматерасу. Зеркала изготавливались из стали. Их тщательно подвергали полировке и в результате этого эти стальные пластины отражали изображения людей и предметов. Кораническое высказывание (83:14) "Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали" можно легко отнести к зеркалу сердца, покрытого ржавчиной неправедных поступков и не способным к отражению Божественного света. Эта тема находится в фокусе внимания Суфи, которые пытались и пытаются наставлять своих учеников, как следует полировать зеркало сердца постоянным поминанием Бога, если на нем накопились пыль, ржавчина, плесень, злые потсупки и мысли. Даже простое дыхание (то бишь, речь) наносит ущерб чистоте зеркала. Последнее замечание осталось актуальным, когда стальные зеркала, отжив свой век, заменялись на стеклянные.
Зеркало играет важную роль в легендах и сказках. Зеркало Александра стало известным благодаря тому, что великий полководец смог с помощью него перебороть змею. Любой взгляд на это пресмыкающее становилось смертельным, поэтому он боролся с змеей, глядя на ее изображение. И, наконец, поверье, что если монстр увидит себя в зеркале, то издохнет, оказалось реальным. Так и поверг Александр змея и спас тем самым свою страну. Часто проводят параллели между зеркалом мира Александра и кубком мира Джамшида - оба они являются достойными украшениями Персидской литературе.
Чистое сердце служит зеркалом Бога. Чистые, отполированные до блеска сердца могут стать посредниками красоты Бога. В этом и заключается роль духовного руководства. Вот что говорил Иса Джун Аллах из Бурханпура (ум. в 1621 году):
"Даже если солому и опилки можно нагреть лучами солнца, их нельзя зажечь. Но если поместить зеркало между ними и сосредоточить солнечные лучи на соломе, то она вспыхнет. Суть Пира похожа на зеркало."
Символ зеркала разъясняет несведущему, как ученику учится говорить и поступать. Попугая помещают перед зеркалом, а за последним прячется человек. Человек начинает говорить, а попугаю кажется, что говорит его отражение в зеркале. И птица, стараясь подражать, начинает говорить. Аналогично Учитель, находящийся за зеркалом Бога, стремится научить своего ученика, вглядывающего в зеркало, речи и поступкам. Если сердце человека стало чистым зеркалом, то он способен признать желания и мысли людей как свои собственные. Знаменитый хадис "Верующий - зеркало верующего" являлось на протяжение веков прекрасным механизмом очищения. Если видишь ряд неприятных черт характера у своего соседа, надо признать их как свои собственные и попытаться устранить их из своего характера.
Но не только сердце является зеркалом Бога. Всю Вселенную можно считать зеркалом Божественной красоты и могущества. Бог, который "был скрытым сокровищем и хотел, чтобы его познали", как гласит любимое Суфи Коранический аят, создал мир в форме зеркала, чтобы созерцать в нем Красоту Свою. Только невежа восхитится обратной стороной зеркала и не будет смотреть на отражение Бога в кажущейся "пустой" передной грани.
Таинство зеркала прекрасно отражено в истории, которую по меньше мере 3 раза нам поведал Мавлане Руми в своем труде "Меснави". Некто хотел принести дары Йусуфу, проявлению Абсолютной Красоты. Он долго думал что же подарить Йусифу, но больше зеркала так и не мог придумать. Ведь именно с помощью зеркала любимый им человек мог восхищатиься своей красотой. Зеркально чистое сердце возлюбленного так заполнено образами любимой, что зеркало и образ не могут различиться более. Любимая в зеркале становится ближе к любимому, чем он сам. Таким образом зеркало объединяет обоих.
Зеркало, очищаясь от своей древней связи с Аматеразу, является предметом женским, чистейшим сосудом приема. История Йусуфа и зеркала обозначает собой другую историю - роман взаимоотношений между ним и Зулейхой, которая хотела приблизиться к Вечной Красоте. Любящая душа как зеркало подразумевает под собой принимающую роль, роль женщины, равно как и мир, созданный как зеркало Бога, тоже имеет женскую суть. По таинством зеркала подсознательно понимается женское лоно, нуждающееся в проявлении мужской творческой энергии. Это таинство ощущается не только в мистической мысли, но и в Исламском искусстве - в изобилии различных зеркал, отражающих центральный мотив арабески или священные слова святых воззваний в бесконечном повторе.
Колесо и Крест
Большинство изделий, играющих важную роль в различных религиях, появялются в Исламских преданиях лишь произвольно или в отрицательном свете: колесо не имеет сколь-нибудь значимой роли, если не думать о поэтической концепции небосвода; крест, центральный объект и символ христианства и медитации, используется в Исламе лишь в негативе, так как Ислам отрицает распятие Христа ("Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, - наверное, (158). нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!" Коран, 4:157). Разве крест со своими четырьмя направлениями не напомнает мудрость четырех элементов, от коих пытаешься избавиться, чтобы достигнуть столь важного в Исламе тавхида, то бишь монотеизма? А когда персидские поэты отмечают "крестообразную" прическу юноши-христианина, кубконосца, сие представляется в той или иной степени приятной литературной игрой.
Идолы
Трудно представить себе более недоброжелательного отношения, какое питают мусульмане к идолам. Когда-то идолы, будь это примитивные каменные изваяния или выдающиеся творения классической античности, были в моде античного мира. Коран говорит нам, как Авраам сломал идолы своего отца Азара ("Вот сказал Ибрахим отцу своему Азару: "Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ - в явном заблуждении".Коран, 6:74), чтобы стать первым истинным монотеистом. "Ломать идолы" надо каждому из тех, кто честно свидетельствует, что нет Божества кроме Бога. Именно поэтому современная Исламская мысль склонна называть "идола" ложным ориентиром, отклоняющим интерес человека от Бога, будь это коммунизм, каптиализм, национализм или много других человеческизх изобретений, которые люди принимали и принимают опорой взамен Единого Бога.
И еще, термин "идолы" (по-арабски "санам", на фарси же "бут") пронизывает целый корпус персидской, тюркской и индомусульманской литературы. К Любимой часто обращаются как к "буту". Сбивающие с толку колебания между строгой монотеистической религией и литературной игрой с идолами можно наблюдать на всем протяжении истории литературы Персидского мира. В этой связи мистики, наверное, и приводят свой довод - если Бог сотворил Адама "по Своему подобию", то таким же образом можно найти путь к абсолютному объекту любви, увидев Божественное через человеческие идолы - как никак "метафора является мостом в сторону реальности". Но постоянный внешний вид идолов обусловил много недоразумений, и не только среди externalists богословов, но и между немусульманских читателей подобной литературы.
Монеты
В античном мире небольшими идолами служили и монеты, которых печатали с изображениями богов. В Исламе последние заменялись словами шахады. Традиция религиозной значимости монет сохранилась в некоторых областях империи Ислама: в Деккане, к примеру, индийские друзья могут прикрепить имам замин ка рупиа, "рупий защиты Имама", на руку человека, собирающегося в путь. Этим они хотят защитить его или ее во время поездки. Рупий квадратной формы с именами правоверных халифов опускался в воду а затем его протягивали женщине-роженице.
Суфи ненавидели монеты. Они вообще не любили денег, ведь бумажные ассигнации появились после распада Монгольской империи. Не знаю, с чем это было связано, может быть, с тем, что монеты вызывали те же чувства, что и идолы, уводящие искателя от веры в Кормильца, Единого Истинного Бога.
Изображения
Ислам известна как абсолютно иконоборческая религия. Хотя запрет на художества, не говоря о уже о резьбе по камню, основана не на Коране, а на высказываниях Пророка, он предохранял мусульман от идолопоклонства, так как изображенный объект считается реально присутствующим на рисунке. Говорили, что художника или скульптора попросят в Судный день вдохнуть жизнь в свои труды, что он, разумеется, не сможет сделать. Вопреки всему сказанному в Омеййадских замках пустыни (к примеру, в Гусейр Амра) вы найдете настенные рисунки, в Сельджукских дворцах, особенно в Анатолии, живописные декорации и даже статуи. На многих металлических и керамических изделиях можно будет увидеть изображения птиц, четвероногих животных, а также сцены из придворной жизни или иллюстрации из различных сказок. В средневековье мусульмане украшали рисунками первые научные трактаты, а в "Магамат" аль-Харири, в эти прекрасные рассказы, написанные замечательной рифмованной прозой, вкраплялись удивительные по своей красоте стихи.
Искусство настенной живописи практиковалось преимущественно в банях. Говорят, что ангелы не входят в комнаты, где есть подобные украшения. И если хозяин не предполагал заранее присутствие ангелов в той или иной комнате, он уверенно располагал в них художества. Историк Байхаги рассказывает о "доме наслаждений" Газнавидского короля Мас'уда I, который был построен в Герате в начале одиннадцатого века. Больше чем простой случайностью кажется то, что четыре века спустя Джами (ум. в 1492 году) в том же городе Герате пишет стихи об изобразительном искусстве влюбленной Зулейхи, надеявшейся своими рисунками возбудить Йусуфа. Но несмотря на эмоциональность живописи Зулейхи, в ее рисунках не было души. Частая идиома "нарисованный лев" или "нарисованный герой Рустам" означали лишь полную безжизненность.
Несмотря на все эти запреты, миниатюрная живопись продолжала свое развитие и в современном мире проблема фотографии породила множество дискуссий "за и против". Повальное увлечение видео- и фотосъемками кажется неожиданным в иконоборческой атмосфере традиционного Ислама.
Можно выразимть суть вопроса стихами Джами:
Шари'а ставит табу на живопись,
Ибо невозможно иначе отразить твою красу
Итак, речь идет о красоте любимой или Бога.
В отличии от Ислама, которые питает некое отвращение к изображениям, особенно к иконам в молебнях, (подобное отношение к образам стало побуждающей силой серьезного конфликта в Византии между иконопоборниками и иконопоклонниками, который продолжался около века, с 716 по 787 год), христианство зачастую считают религией образов; увидя богатые иконостасы в Восточных Православных Церквях, мусульмане стали называть мир форм и цветов дайр, "монастырь".
Примечателен один факт в развитии иконопоборничества: в Средние Века было возможно изображать Пророка и его соратников в исторических трудах, как, например в "Истории Мира" Рашидуддина или в тюркских летописях об истории раннего Ислама. В наши дни это считается абсолютной анафемой, причем настолько, что в некоторых мусульманских странах наличие репродукций подобных средневековым рисункам в ученых книгах может привести к запрету последних. Позже Пророка стали изображать с прикрытым лицом. Сегодня это тоже считается кощунством. Тем не менее в цветных миниатюрах, в изящных графических рисунках, на стенах турецких ресторанов можно встретить образы ангелов, скажем, прекрасно сложенного ангела Джабраила с ягненком, которого надо было принести в жертву взамен Исмаила.
В Исламе обычно смотрят на изображения на бумаге или на вытканные изображения предметов, заполненных баракой, будь это изображение Каабы, мавзолея Пророка в Медине, мула Бураг, мула Апли Дулдул, или изделия, которое чтилось правоверными с первых дней, скажем, сандалий Пророка, которым много поэтов и поэтесс посвящали свои стихи. В мечетях можно найти кадендари с изображениями святых мест, открытки и почтовые марки из Аравии с изображением Каабы. Но вы никогда, повторяю, никогда, не увидите изображения человека на них. Хотя в Иране можно встретить рисунки, отображающие сцены из жизни Пророка почти в а-ля Назарейском стиле. В Пакистане и Афганистане вы можете встретить будь на стенах чайханы или на грузовых автомобилях символические рисунки, на которых глазастые служанки перемежаются с военными самолетами и изображениями Бурага или потретами политических лидеров.
Ткани
По сравнению с металлическими, деревянным и каменными предметами, тканые изделия, заполненные баракой, играют куда большую роль в Исламе и его хадисах. Вышитые ткани или ковровые изделия служили покрытием священных объектов. Традиция покрывать Каабу черным вельветовым материалом с золотой вышивкой, (его называют кысва), вероятно самый лучший образец такого предмета. В средние века правители конкурировали, кто пошлет кысву, (ее обычно отправляли из Каира), в Мекку, таким образом оспаривая свое право на святые места. Кысву обновляли раз в год, прослужившую ткань резали на мелкие куски. Счастливые паломники, обладатели таких лоскутков, с радостью возвращались домой, считая сей дар источником благословения.
Схожий обычай наблюдается у могил святых. Посетители, обычно в результате клятв и обетов, приносят покрывала, которых можно также купить в небольших ларьках у входа в храм. Покрывалом застлевают саркофаг и держат его на нем некоторое время. Посетители касаются кромок покрывала, целуют его, зачастую покрывают голову им на протяжение всей Фатихи с целью получения благословения. Затем покрывало снимают, просто отдают его или режут на кусочки, раздавая лоскутки посетителям. Иногда режут ее на косынки и раздают женщинам, чтобы те прикрывали головы свои. Набожные матери собирают лоскутки подобных могильых покрытий для приданого дочерей, обеспечивая им счастье семейной жизни.
Если обратиться к литературному творчеству Синдхи, то в одном из рассказов описана роль покрывала в богослужении. В рассказе Джамала Аббро "Мунхун Каро" ("С почерневшим лицом") говорится о бедняке, который пытался украсть из святилища роскошное покрывало, дарованное богачом в честь рождения сына. Воришка надеялся продать покрывало и получить хоть какие-то деньги на лекарства для умирающего сына. Но разгневанные посетители храма, поймав его, избили до смерти. Небольшое покрывало часто называют миндил, образы миндила часто появляются в средневековом искусстве как символы прощения.
Одежда
Но самым важным предметом среди изделий, сотворенных рукой человека, была одежда и головной убор. Смена одежды означала смену личности. Ведь каждый из нас испытывает это ощущение, когда надевает новую одежду, форму или мантию выпускника, а священник в литургической рясе действует не как простой человек, а как исполнитель святых действий.
Одежда является измененным эго человеческого бытия. Таким образом сжечь кусок вражеской одежды означало убить врага - практика столь известная на Востоке и Западе. Тот факт, что одежды и владельцы, так сказать, изменчивы, лежит в основе аята: "разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них" (Коран, 2:187). Аят указывает на самое почетное положение: муж и жена являются изменяющимся эго друг друга. Ибн Сирин замечает, что тот человек мечтает о завесе и покрывале для женщины, кто является "ее мужем".
Считалось, что одежда хранит в себе бараку ее владельца. Поэтому при передаче власти от правителя к правителю, от святого к святому пользовались одеяниями: английское слово "гала" (празднование) происходит от слова хил'а, "почетное одеяние, снятое правителем", хала'а , "заслуженно награждать одеянием". В раннем Исламе с одеждой был связан тот факт, когда Пророк снял свою полосатую Йеменскую тунику, так называемую бурду, и подарил ее поэту Каабу Ибн Зухейру в знак его прощения. Впоследствии слово бурда символически применяли в величайшей поэме, посвященной Пророку, которую написал Египетский Суфи Аль-Бусири (ум. в 1296 г.) после того как, будучи больным, увидел во сне, что Пророк бросил свою бурду на его плечи, дабы исцелить его. И он был на самом деле исцелен. В силу бараки подлинной бурды Пророка, "вторичная" бурда Аль-Бусири считалась очень благословенной. Слава о ней выдержала испытание времен. Выдержками из поэмы Аль-Бусири украшали стены, и это служило талисманом, охраняющим дом. Переводы поэмы имели успех не только в Египте, но и во всех уголках Исламского мира вплоть до границ Южной Индии. Ибн Сирин правильно истолковывал сновидения: увидеть во сне, что Пророк дарит тебе свою одежду означала великую удачу.
Тунику Пророка затем продали Омеййадскому Халифу Муавиййе, а после него она перешла к Аббасидским халифам. В мире Ислама можно найти несколько теник, принадлежащих Пророку - одна находится в Стамбуле, другая в Кандагаре, что в Афганистане. Именно последняя туника - хирга-и шариф, "славная туника", подтолкнула Игбала к написанию персидских поэм.
Так как мантия Пророка заполнена особым благословением, то используется следующий фразеологизм: чтобы описать выдающее положение того или иного ученого, говорят, что он унаследовал мантию Пророка или что последняя упала на его плечи. Суфийский обычай, когда учитель бросает свою заплатанную мантию на своих учеников имеет под собой тот же самый смысл - барака передается от учителя к ученику. Когда ученик клянется "туникой своего шейха", он упоминает человека, который после Пророка является самым важным в его жизни.
Защитный смысл туники Пророка отражен в термине ахль-аль-киса или ахль-аль-'аба (люди туники). Под этим словом подразумеваются близкие родственники Пророка (Фатима, 'Али, Хасан и Хусейн), которые оборачивались в его тунику и образовывали, так сказать, святое, благословенное единение.
Одежду можно использовать в целях защиты: когда человек оборачивает младенца в одежду старца, он надеется, что тот вырастет и проживет долго. Когда взволнованная мать одевает своего малолетнего ребенка как девочку, она хочет защитить его от Злого Глаза или недобрых джиннов, в которых преобладает стремление погубить мальчика: одежда помогает изменить подлинность облаченного. Мусульмане считают, что сглаз и любую другую опасность можно отвести с помощью хлопчатобумажной рубашки-талисмана, которую должны соткать сорок невинных девушек и на которую должны быть нанесены Коранические фразы.
В Исламе разработали строгий порядок одежды. Самым важным правилом является то, что все специфические места тела должны быть прикрыты - у мужчины это от пупка и до колена, а у женщины все тело, хотя в этом случае степень покрытия изменчива: от нормальной, скромной одежды до полного хиджаба или бурги, которая практически не оставляет открытого места на теле женщины. Весной 1992 года в Гарварде шли горячие дискуссии среди студентов-мусульманинов - можно ли надевать шорты при занятии греблей.
Не надо забывать, что строгое правило благопристойного покрытия тела и необходимость ношения подобающей одежды во время молитв обусловили большие изменения во время распространения Ислама по миру. Мухаммед Муджиб (1972 г.) осветил важность введения строченной одежды в Индии, ибо небрежно стянутая лунги и элегантная сари не практичны для выполнения молитвенного ритуала. А использование шалвар гамиш взамен сари стало реализовываться, когда в 80-х годах двадцатого столетия Исламские концепции стали усиленно изучаться в Пакистане. Намного раньше С.Х.Беккер утверждал о влиянии Богора-Исмаилитских купцов на Востоке и в Центральной Африке, которые познакомили население с различными видами сшитой одежды и в то же время распространяли религию, которая повелевала носить эту одежду.
Одежда, предписанная для паломничества, ихрам, по названию показывает свою связь со сферой священного, харамом, то есть сферой, в которую доступ запретен тем, кто не следует надлежащим ритуалам. Два белых несшитых куска материи для мужчин и длинная прямая мантия для женщин различает паломников от обычных верующих и подвергают их нескольким запретам, табу.
В классические времена каждый слой общества можно было легко узнать по стилю одежды. Примером служила средневековая Европа. Говорят, что это было одной из причин повеления женам Пророка одеваться скромно.
"И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, - может быть, вы окажетесь счастливыми!"(Сура 24:31).
Ведь надо было различить, кто стоит перед тобой - жена Пророка или просто служанка. В средневековых городах были известны высокие головные уборы ученых с вуалями, тайласаны. Одной из причин, выводивших из себя врагов мистика-мученика Аль-Халладжа было то, что он часто менял одежду. Порой он выглядел как воин, порой как ученый, а порой как Суфи. Арабские, Персидские и Турецкие источники дают множество более или менее подробных описаний стилей и тканей, о которых много сказано в поэзии и которые нашли свое отражение в Восточных миниатюрах а также в фильмах о путешествиях европейских купцов и гостей Среднего Востока. Посему мусульман охватил шок, когда три политическх лидера в двадцатых годах двадцатого столетия попытались не только вынудить своих поданных сменить стиль одежды, к которой они питали уважение, но и сменить консервативные одеяния женщин на европейские. Если Ататюрк добился полного успеха в Турции, а Реза Шах Пехлеви частичного в Иране, то Амануллах в Афганистане потерпел неудачу.
Особый интерес представляют обычаи в Суфийских орденах, где облачение в мураггу, заплатанную накидку, или в хиргу, шерстяную тунику, служили важными символами того, что накидка и тюрбан были поданы дервишу Пророком во время небесного путешествия последнего, и он вручил их Али. Заплатанная накидка изготовлена из лоскутов суфийских туник, изношенных во время вихрем крутящихся танцев. Она считалась особо благословенной благодаря силе экстатического состояния его бывшего владельца. Суфи разработали многозначительный символизм не только туники, но также его различных элементов как краешек, рукава, воротники. Все это описано в Кашф аль-Махджуб Худжвири. Для Мевлеви черная накидка, которая сбрасывается, когда начинается мистический танец, с одной стороны, и дервишы в своих белых одеждах с другой указывают соответственно на материальные и духовные аспекты плоти. Хаксарским дервишам известен кафани, одежду, одеваемую на мертвецов, ибо дервиш рано или поздно умрет в этом мире. Дервиши носят ланг, что-то вроде фартука, который они надевают под одеждой и связывают с тайнами посвящения.
В кругах футуввы брюки являлись самой важной частью посвящения и термин "пристегнуть ремень" (или просто завязать веревку, придерживающей брюки на торсе) могло спокойно перейти в выражение "завязать ремень порабощения" или как сказали бы мы "подпоясывание" для работы, для исполнения обязанностей перед учителем.
____________________________________________________________________
Часть 3. К Части 4:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2936040.html