Бог, как обладатель славных имен Своих, всякий счет превосходящих, захотел
- увидеть их воплощенности (а'йан) - или можешь сказать:
- увидеть Свою воплощенность ('айн)(1)
- в некоем соборном существе, которое охватывало бы весь миропорядок ('амр),
- имея атрибут бытия, и
- через него раскрыть для Себя Свою тайну.
Ведь видеть себя, как такового, - не то же, что видеть себя в чем-то другом, что было бы как зеркало;
- оно являет смотрящему его самого в той форме[49]:
--- что дана вместилищем (махалль), на которое падает взор смотрящего,
--- а таковое не могло бы быть явлено, если сие вместилище не существовало бы
--- и не проявилось пред взором смотрящего.
А целокупное мироздание, коему Бог дал бытие, было телом (шабах мусавван) без духа (рух)
- и потому как бы неполированным зеркалом.
- Но, по божьему определению (хукм), всякое Им созданное вместилище приемлет Божий Дух
- как о том сказал Он: «...и вдохнул в него»(2),
- а это означает только то, что сей образованной форме случается быть готовой принять:
--- непрестанное истечение (файд) и проявление (таджаллин), которое всегда было, есть и будет
И вот остается лишь приемлющее (кабиль)
- а приемлющее происходит не от чего иного, как Его наисвятейшего истечения
- А значит, весь миропорядок, его начала и концы:
--- от Него, и «к Нему возвращается все»(3), как и изошло из Него.
Итак, потребовалась ясность зеркала мира
- и именно Адам есть:
--- сама ясность того зеркала и
--- дух той формы {148}
--- (ангелы же суть лишь часть сил ее), формы мира,
--- кою некоторые обозначают как «Большой Человек»
Посему, ангелы для мира суть то же, что для человеческого существа - силы духа и чувств
из коих каждая сила:
- закрыта сама собой,
- считает себя наилучшей и
- думает, что может занять при Боге любое высокое и почетное место
- благодаря своей божественной совокупности (джам'ийя иляхийя), коя включает относящееся к:
--- божественной стороне (джанаб иляхий),
--- истинности истинностей (хакикат аль-хака'ик) и
--- (в существе, несущем эти атрибуты) тому, что предполагает универсальная природа,
----- охватывающая принимающие [формы] всего мира, как небесные, так и земные(4).
Этого не познает разум путем мысленного теоретизирования;
- постигнуть это можно лишь благодаря божественному откровению,
- через которое познается источник ('асль) форм мира,
- принимающих Его дух.
Упомянутое [существо] было названо [50] человеком и преемником (халифа)
- Человечность его заключается в универсальности его устроения,
--- в том, что он охватывает все истинности (хака'ик)(5).
- Он для Бога то же, что зрачок для глаза(6):
--- зрачок осуществляет созерцание, называемое зрением.
--- Вот оно (зрение) и было названо человеком, ибо
--- им Бог созерцает Свое Творение и
--- потому ниспосылает ему Свою милость.
- Это - человек возникший и изначально-вечный (аль-хадис аль-азалий),
--- становление постоянное и непреходящее (наш’ да’им ’абадийй)(7),
--- слово разделяющее и собирающее,
--- он - осуществление мира в его существовании (кийам ал-‘алам би-вуджуди-хи), а потому
--- выделяется он в мире, как выделяется камень в перстне.
- Он - вместилище надписи,
--- он - тот знак, которым Вседержитель опечатывает Свою сокровищницу.
- Посему Он и нарек его преемником,
--- ибо Всевышний охраняет им Свое Творение,
--- подобно тому, как печать охраняет сокровища:
--- пока на сокровищнице печать владельца, никто не отважится открыть ее, кроме как с его разрешения,
--- став в таком случае его преемником в охранении сокровищ.
- А потому мир пребывает в сохранности, пока, есть в нем сей Совершенный Человек (инсан камиль).
--- Разве не видишь ты, что, если исчезнет он
--- и будет изъят из сокровищницы мира,
--- не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом,
--- а произойдут в ней отклонения и коллизии и
--- весь миропорядок переместится в потусторонний мир и
--- станет навечно (’абадийй) печатью на том мире?
Итак, все имена [Бога], в божественных формах заключенные, были явлены в человеческом существе,
- а потому заняло оно ступень всеохвата и сбирания бытия,
- что и дало Богу аргумент против ангелов(8).
--- Остерегись же: Бог поучает тебя на примере других,
----- смотри, откуда пришла погибель погибших.
Ангелы не признали явленного устроением сего преемника,
- не приняли и требуемого Богом самостного почитания ('ибада затийя),
- а ведь всякий познает о Боге {149} лишь то,
- что дано его собственной самостью (зат)(9).
У ангелов нет Адамовой совокупности,
- и они не признали имен Бога [51], которые к ней относятся и
- которыми Адам прославлял и почитал Бога,
- и не ведали, что у Бога есть и другие имена, им неизвестные,
- а потому не прославляли и не почитали Его ими,
- как почитал Адам.
_________________________________________________
Отсюда: А.В. Смирнов, "Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби)" (пер. с арабского), Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/bezels/g1.htm===========================================================
Bonus:
"А что до скрытосмыслового воскрешения знанием,
- то это та световая небесная вечная божественная жизнь, о коей [143] Бог сказал:
- "Тот, кто был мертв и кому дали Мы потом жизнь,
--- кому даровали Мы свет, с которым он ходит среди людей"(18).
Всякий, кто воскресит мертвую душу, жизнью знания в чем-либо, что связано со знанием Бога
- воскресит того человека ею [жизнью знания],
- и станет она для него светом, с которым он ходит среди людей,
- то есть среди подобных себе по форме"
Oтсюда: "15. Гемма мудрости пророческой в слове Иисусовом"
http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/bezels/g15.htm